Тень окончательно растворилась в пустыне света, оставив только легкое воспоминание на сетчатке глаз. Стало светло, тихо и жутко. Человек озадаченно смотрел себе под ноги, наблюдая, как съеживается и исчезает последнее, что отличалось от Света и Человека - умирающий Звук. Это было странно, но никакой вины Человек не чувствовал. Он пришел сюда не для того, чтобы встретить еще один бестолковый звук. Ему хватало шумной суеты и там, откуда он сюда прибыл...
В этой студии нет никакого творческого беспорядка, столь часто присущего подобным помещениям. Провода аккуратно скручены и развешаны по стенам. Мебели - минимум. По стульям не лежат бесконечные пакеты, кассеты, диски... Вся атмосфера настолько подчинена делу, что в довольно просторном помещении чувствуешь себя стесненно, если не находишь определенного занятия. К Саше пришел какой-то знакомый, чтобы решить вопросы, касающиеся альбома. Выдалась минутка, чтобы задать вопрос Юрию Морозову.
Морозов - легенда русского рок-н-ролла. Легенда бескомпромиссная и маргинальная. В период перестройки его альбомы даже выпускались на виниле единственной фирмой грамзаписи в стране - "Мелодией". Но даже во времена прорезавшейся гласности некоторые песни Юрия звучали слишком вызывающе. И была одна характерная черта - ни на одной из пластинок не был изображен сам музыкант.
Старый Пионэр: У вас вышло много пластинок, но ни на одной нет изображения вашего лица. То спиной стоите, то оторван кусок афиши с вашей фотографией. Принципиально?
Юрий Морозов: Конечно, это не просто так. Мне всегда нравился имидж загадочного музыканта. Я, собственно, поэтому и "тырился" всю жизнь, не выходил на большую сцену.
Юрий всем своим видом показал, что он рад общению, но надо работать. Разумеется, никаких возражений. Жаль, что обоюдно не хватило времени для общения с автором книги "Подземный блюз". Чернецкий тем временем обговорил все вопросы со своим гостем и снова повернулся ко мне. Продолжив прерванную беседу, мы вышли в коридор к столику, где нас ждали сигареты. Диктофон тоже откровенно грустил.
СП: Бескомпромиссность не очень помогает притоку денег...
Александр Чернецкий: Деньги имеют обыкновение заканчиваться. И вообще, что такое деньги? Все по-разному к ним относятся. Один человек понимает так: "Это же деньги!" А другой говорит: "Ну, деньги..." Что за этим стоит?
СП: Для кого-то это обозначает свободу: купить, что захочешь, сделать, что захочешь, поехать, куда захочешь...
Александр: На то, чтобы сделать, что хочешь, у нас хватает. А поехать, куда хочешь... Тут у всех разные запросы. Я над этим не задумывался.
СП: В связи с темой денег - расскажи о проекте РОК-ГРУППА и песне "Попса".
Александр: Меня радует, что этот проект поднял в обществе некоторый интерес к проблеме, которую стараются не замечать, заострил вопрос... Я сначала не понимал, а потом только понял. Сейчас объясню. Я лежу в больнице, опять же. Приезжает Сева Грач и говорит, что Панкер хочет сделать проект, где будут участвовать Шевчук, КИШ, ПИЛОТ... Там нужно будет спеть песню - по кусочку каждому. Я говорю: "Сева, я лежу в больнице. Какая может быть песня?" - "Ну, ты послушай". И поставил запись. Песня как песня. Сева говорит: "Я за тобой приеду, отвезу тебя и привезу обратно. Весна на улице... И с людьми хоть повидаешься". А по больнице на костылях шарахаться скучно было, а песня не противоречила каким-то моим принципам. Песня нормальная. Поехали, я там спел. А потом это выросло в проект. Песня вызвала интерес. И надо было, чтобы каждая группа еще по паре песен записала. Я спрашиваю: "А смысл?" "Не одну же песню выпускать?!"
И, коли уж я ввязался, то надо было за это отвечать. А то потом раздули все это в конфронтацию... Это ведь кто сделал? Журналисты! В городах - в том же Воронеже - они меня спрашивали: "Что ж вы так обидели нашу попсу? Вы же выше должны быть!" Я не понимал сначала, что эти люди от меня хотят. Потом только сообразил: ну, как же, это ведь их кусок хлеба. Они зарабатывают на том, что раздувают всякие скандалы. А суть-то этой темы понятна была, наверное, не каждому, потому что изначально за словом "попса" стояло конкретное жизненное явление, а не исполнитель или стиль. Никакого отношения к искусству - тем более к творчеству - это не имеет. Чистый бизнес, который оболванивает людей, который владеет телеканалами и радиостанциями. Они целыми пачками выпускают консервы с "Фабрики Звезд", чтобы руками молодого поколения прокачивать свое бабло и крепко удерживать власть. Последние 20 лет на сцене одна и та же когорта - вроде Политбюро ЦК КПСС. Во главе с Кобзоном. Вся эта грядка не сходит со сцены уже два десятка лет. Они понимают, что молодежи это неинтересно, и они теряют несколько миллионов молодых людей, которые их просто не будут покупать, не будут на них тратить деньги. И они очень хорошо придумали: создали проект, где те же деньги можно загребать руками этих самых молодых. Молодежь понимает, что это намного лучше, чем мыть машины или работать курьером, считая копейки. Учиться - это годы тратить. А тут - раз, и все сразу же в дамках. Может быть, это и есть счастье молодое? И им кажется, что они во мгновение ока стали сразу всем? Но изначально все это делается теми людьми, которые управляют умами России, потому что они владеют останкинскими телебашнями. И никогда там не будет свободы взглядов. Чужих туда не пустят. Будь ты хоть семи пядей во лбу, хоть Пушкиным современным, тебе туда не попасть. А для России это достаточно унизительно, потому что это полная деградация. При этом ведь культурные корни настолько велики у России и признаны во всем мире...
Вот против этой попсы песня-то. А повернули это все, как будто против Киркорова какого-то... Я все-таки надеюсь, что времена... они же меняются. Наверное, когда-нибудь настанут времена, когда будет великим попсом слушать талантливую музыку и талантливую поэзию. Может быть, в лапотной России когда-нибудь эти времена и наступят.
СП: "Белинского и Гоголя с базара понесут"?
Александр: Не знаю. Может, и не будет этого. Но ведь есть какие-то вещи, которые, в конце концов, надоедают людям. Хотя... те люди, которые владеют властью, найдут другие ходы.
СП: Набор приемов у них богат, верно.
Александр: Вот поэтому наш рок-н-ролл и остается андеграундом. Только потому, что мы не играем по этим правилам, и живем, как мы хотим. Мы поем свои песни, а нас приходит слушать достаточно большое количество людей. Нам важно, что мы еще что-то можем, и люди нас слушают. Взаимодействие происходит и позволяет жить дальше.
СП: А сами кого слушаете?
Александр: Массу каких-то пластинок. Но тут такая штука. Мне интересны русскоязычные песни, какие-то вещи, серьезные с поэтической точки зрения. Только этого мало производится. Информации тоже мало. В Интернете я слаб. А на поверхности то, что на поверхности. Чижу проще, он русскую музыку не слушает вообще! Так уж он музыкально воспитан.
СП: Тебя что-то из последнего зацепило?
Александр: Год назад или даже больше, когда я лежал в больнице, понравились 5'NIZZA - пиратская запись. Потом на "Эхе Москвы" прокрутили почти целый альбом. Я ночью слушал. Потом привезли мне болванку. Во всем этом было что-то такое молодое, необычное... Я уже после узнал, что они харьковчане. Дело же не в этом. Меня привлекла их необычность в текстовом плане, в исполнении, то, как они делают эти фишки вдвоем, когда одну часть слова пропевает один человек, а вторую - другой.
По лестнице к нам поднялся еще один гость. Это Анатолий Ясинский - дизайнер последних альбомов РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ - пришел за диском с фотографиями. Оформление тоже должно быть готово к сроку. Краткое обсуждение технических деталей, веселый рассказ Анатолия об отмеченном несколько дней назад дне рождения (не для записи), и мы снова остаемся вдвоем.
СП: Каким будет оформление нового альбома?
Александр: Я тут нащелкал в студии фотографий. Наверное, какой-нибудь коллаж или что-то вроде того.
СП: То есть херувимчиков не будет?
Александр: Да, просто фотографии. Без затей. У нашего дизайнера и времени особо нет, столько сейчас проектов у него. Он различные плакаты делал - "Nescafe", "Martini"... Чувак наш, еще из старой компании, питерской, где все фаны Майка. Работает с американцами, а РАЗНЫЕ ЛЮДИ - это для души. Он оформлял, начиная с "Comeback", все наши альбомы. Последний раз над альбомом "911" работал, - оформление было, может, и креативное, но не коммерческое.
СП: А тебе какой из ваших альбомов больше всего нравится по оформлению?
Александр: Из тех, что Толик делал?
СП: Нет. Из всех. Тот же "Насрать!" или стильное оформление "Бита".
Александр: "Бит" - это я взял у родителей каталог мод за 1965 год. Надрал оттуда страниц... Срочно надо было что-то придумывать. "Мазохизм" - это фотография с моего балкона. "1992" - Павлик нарисовал эмблему РЛ. Там все понятно. Что касается "Насрать!" - в 1994-м была Олимпиада в Нагано, и были такие фигурки аляповатые хоккеистов-фигуристов всяких. Клим (Олег Клименко, экс-гитарист группы - прим. СП) вырвал пальцами из цветной бумаги нас в этом олимпийском стиле. И принес в папочке. Отлично! Потом он пошел от меня домой и потерял их из папочки. И ему пришлось второй раз нас вырывать. Второй раз получилось хуже, но все равно нормально. "Не Было" - это наши детские фотки. Я собрал со всех. И компакт сам... Мне захотелось, чтобы это была круглая банка монпансье.
СП: Так какой из них все же больше остальных нравится?
Александр: Как я понимаю, об оформлении все равно ведь судят по лицевому квадратику? Тогда, наверное, сборник "ГПД", где паук на черном фоне. Мы даже паутину возили на концерты. И еще нравится пиратский диск, где мы в касках, и фото с газетными растрами - это который черно-белый. Цветной как-то не очень. Да, в принципе, и "Superбизоны" нравятся. Толик сам фотографировал. Я в этот момент как раз язвой мучился, и на фотографии очень хорошо видно, что человек очень болен. Это передает суть бизона тоже. Знаешь, идеальное оформление трудно себе представить. Одни говорят: "Это должно бросаться в глаза". Другие говорят, что это должно быть вот так, а третьи говорят, что должно быть совсем иначе. Я сам рисовать не умею, но оформил штук пять альбомов. Когда мы записывали "Дезертиров Любви", у нас вообще не было никакой идеи оформления. Какие-то люди думали над этим, долго сидели и представили несколько эскизов: например, был какой-то немец образца 1914 года, со штыком. Хороший немец, но ведь если послушать альбом, там никаких немцев нет! А вот человек, отдающий присягу, с обычной агитки - это наша тема. Это похоже. Дизайнерского хода в этом нет особого, но отражает идею альбома в какой-то мере.
СП: А Валерий Потапов много с вами работал?
Александр: Его фотографии есть на "Comeback". Мы в касках там. Была у Валеры какая-то тема, связанная с Вьетнамом, и он всех фотографировал в касках. А потом Толик укрупнил фотографию, и она стала похожа на газетную.
СП: А что за слух был полгода назад о возможном совместном проекте РЛ и Полковника?
Александр: Не знаю. Мне об этом не сообщали. Знаю, что Полковник в Нижнем Новгороде записал альбом со своей группой. Мы с Полковником, кстати, познакомились еще раньше, чем с Чижом. Это в 1986 году было - здесь, в Питере. Мы приехали в сентябре на открытие сезона Рок-клуба. Приехали из Харькова впятером, и попасть туда всем вместе было нереально, так как на каждую приехавшую рок-группу давали только один билет. Пацаны мне и сказали: "Мы уже там были, а ты молодой, иди, послушай". Играли ТЕЛЕВИЗОР и АКВАРИУМ... Это когда Боря вышел и сказал, что концерта не будет, потому что Тита повязали. Потом Тита отпустили, потому что было какое-то телевидение. АКВАРИУМ сильно тогда отыграл. А после концерта все как-то рассосались. Остались только две группки людей - из Харькова и из Горького. Среди прочих там и Полковник был. Долго с ним о музыке болтали, но он так и не понял, что мы сами песни пишем. Потом через какое-то время мы встретились уже в Горьком на фестивале, где ГПД играли и Полковник. А тут же вместе с ним был парнишка в свитере с вышивкой "The Beatles". Полковник нас и познакомил: "Это Серега Чиграков. Мы хотим вместе с ним программу делать".
СП: Какая самая крупная засада у вас была?
Александр: Засады на каждом шагу! Ты же сам знаешь. О группе рассказать не имею права, а вот про себя могу сказать. На "Крыльях-2003" я вышел настолько пьяный, что даже не помню концерта. Потому что накануне мы сидели с Гордеем и Пашей Михайленко, который приехал в Москву. И мы нажрались горилки с салом так, что утром я совсем ничего не понимал. Мне говорят, что нужно похмелиться. Я-то вообще не опохмеляюсь, но тут послушался. И давай пивком... Сколько я его выпил - уже не сосчитать. Постоянно люди подходили с пивом - то Балу (бас-гитарист группы КОРОЛЬ И ШУТ - прим. СП), то еще кто-то. Когда надо было выходить, я понял, что не вижу этого поля, где должны были бы, вроде, стоять зрители. Все, как стекло после автомобильной аварии - в паутину. Чувствую, что играть еще могу, а вот петь просто западло, потому что нет никаких сил на это. Играли бы мы какой-нибудь джаз потихоньку, а тут ведь рычать надо! Вот это была засада. Вечером мне рассказали, что теракт был. А мы ведь еще с ребенком приехали. Было не то что даже стыдно, а именно то слово, которое ты сказал - засада.
СП: А самое радостное событие?
Александр: Так ведь здорово каждый день!
Еще вчера в Питере шел снег. Здорово? Для кого как. Все, наверное, зависит от индивидуального восприятия жизни. Саша любит эту штуку под названием жизнь, и со смехом рассказывает, как Соня будила его вчера утром. Колени ноют - стало быть, перемена погоды. "Что, Соня, похолодало?" - "Папа, там снег!" А за окном и правда снег. Ну, нифига себе! И боль забывается. Здорово. Каждый день.
Сумка уже начинала оттягивать плечо, а путник вовсе не продвинулся к цели своего путешествия. Неожиданно за спиной кто-то тихонько хохотнул...