"Немолчание - Знак Несогласия" (Волгоград) №02'2002 & №03'2003 (АБВИОТУРА, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и др.)
Своими ушами
Катерина Хасаншина - "Перелётная", "Восточный Экспресс"
Казалось бы, поющих девушек с гитарами в каждом крупном городе - десятки, сотни... Но в этом и соль - нужно вложить душу, прожить песню; не цедить через силу слова по кап-капле, а сказать просто и вроде бы легко, но так, чтобы слушатель не прошёл мимо, а остановился, замер, задумался, машинально помешивая ложечкой остывающий чай.
И я не буду искать огрехи в стихах, аккордах - это не нужно. Просто слушайте - и почувствуете красоту осеннего вечера, когда вместе с сумерками в комнату проникает тихая грусть.
НЕБРИТЫЕ - "Ellenium 2000"
На обложке рука, подбрасывающая монетку. Не знаю, как для вас, а мне она выпала лучшей стороной. Оказывается, и в электронной музыке можно сказать новое слово, а в данном случае - громко. Эклектика отнюдь не является прерогативой зарубежных исполнителей, и в своём Отечестве есть пророки.
Умение совместить две разные темы в одной композиции достойно восхищения, а подбор исходного материала - рукоплесканий; плюс очаровательное чувство юмора - и Вы держите продукт, способный потеснить все "рейв-вечеринки" и "танцы-шманцы-..." Давно пора.
Татьяна Лозина - "Тень Твоих Крыльев"
Если кому-то начать рассказывать, что собой представляет "Тень Твоих Крыльев", то первым вопросом будет: "Янка и ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ"? И да, и нет. Удивительное дело: при всей своей однородности альбом вызывает не то чтобы противоречивые чувства, но в памяти всплывает множество ассоциаций с другими группами, причём разностильными. Дело ни в коем случае не в плагиате; видимо, муз. пристрастия накладывают отпечаток (тени?) на муз. мышление, и в сочетании с красиво-романтическими стихами получается лирический софт-панк.
Этот альбом я слушаю постоянно.
СЕДЬМАЯ ВОДА - "Дочки В Бочке", "Глиняная Родина"
Написал предыдущую строчку и задумался - с чего начать? Пожалуй, следует отметить, что "Дочки В Бочке" необходимо дополнить подзаголовком "Песни для детей", что, в целом, служит исчерпывающей характеристикой. Воспитывайте детей песнями СВ, и вам не придётся слушать РУКИ ВВЕРХ и Бритни Спирс.
"Глиняная Родина" - несколько другая ипостась группы: грусть и духовность, переплетаясь, ведут нас от "Месяца" к "Церкви", от "Я Хочу Умереть На Пасху" до "Бала Господнего". Альбом содержит две кавер-версии: А. Башлачёва ("Грибоедовский Вальс") и А. Вертинского (видимо, как раз "Бал Господен"). Как я ни старался, не смог выявить закономерность перехода от вальса к менуэту; возможно, здесь есть скрытая идея? Интересно было бы узнать мнение участников коллектива. А нежный полудевичий голос вокалистки придаёт дополнительный трагизм сюжету "Грибоедовского Вальса", и так страдающему излишней оптимистичностью.
АБВИОТУРА (демо)
Коллектив, именуемый здесь и далее АБВИОТУРА (какая игра букв!), начал своё движение по дорожке, протоптанной К. МОСТОМ, но вывела она на такие широкие просторы, что славянский фолк начинает отдавать World music. Судите сами.
Если первая программа ("Колесо") как раз и есть фолк-рок, то вторая и особенно третья - скорее городской фольклор, смешанный, как водится, из разных ингредиентов: советская киномузыка 70-х, ритм-н-блюз, а также мелодии, стилизованные под средневековье. Видите - фольклор в чистом виде. И еще DOORS-подобные моменты.
А с группой З. БАРАБАНЩИКИ их сближает обворожительное чувство юмора. Наверное, родной город сказывается.
Не спешите его хоронить, или Наш ответ Кудряшову (выходу трибьюта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ посвящается)
До того, как приобрести эту кассету, мне довелось прочитать в газете "Я - Молодой" развернутую рецензию на данный проект; статья называлась "Поминки по живому Летову". Автор статьи, возмущаясь наглостью и бессовестностью нового поколения рокеров, сравнивает рецензируемый сборник с, бесспорно, убогими и глумливыми "КИНОпробами" и негодует по поводу несвоевременности выхода трибьюта ГО - "...Летов, может, вообще помирать в ближайшее время не собирается".
А теперь моё мнение по этому поводу. Впечатление от прослушивания - более чем положительное. Не являясь почитателем молодых отечественных (впрочем, как и зарубежных) рок-групп и в то же время большим ценителем творчества Е. Летова, я был приятно удивлён. То ли творчество Летова такое специфическое, что, в отличие от Цоя, здесь трудно поглумиться над автором, исполнив песню, то ли был учтён печальный опыт "КИНОпроб", но в результате проект в целом получился очень недурственным. И никто из участников не навредил, и, видимо, не пытался навредить. Во всех песнях (за исключением "Попс" в исполнении ВОПЛЕЙ ВИДОПЛЯСОВА в силу национальных особенностей) 100%-но сохранён оригинальный текст. Особо хочу отметить наиболее убойные версии:
"Наваждение" (ДОЧЬ МОНРО...)
"О Святости, Мыше И Камыше" (С. Летов и МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ)
"Мышеловка" (ПРОДУКТЫ)
Менее удачные римейки получились у ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО ("Государство"), БАБСЛЭЙ ("Родина"), ЛЕНИНГРАД ("Красный Смех"). Но в целом, повторюсь, всё слушается очень здорово. И обложка оформлена со вкусом. Кстати, на развороте белым по красному написано:
Данный проект был бы невозможен без Е. Колесова, Р. Неумоева... и, собственно, говоря, без Е. Летова, потому что он - автор!
Так что обвинения, направленные в адрес "новых рокеров" автором статьи "Поминки..." в прижизненном выклёвывании глаз теряют всякий смысл. Тем более что трибьют как таковой не подразумевает посмертность и не связан с поминками. Убедительным доказательством этого служит недавний выход трибьютов АРИИ и Кинг Даймонда.
* * *
Раньше у меня было мнение, что наиболее удачные кавер-версии получаются, если исполнитель старается не максимально скопировать песню, а аранжировать её в своей творческой манере. (Предыдущие римейки подтверждали это.) Но вот всплыло исключение - ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, исполнивший "Государство" в ска/реггей, что само по себе оригинально и интересно. Если бы ещё не пел... Глумливый голос Михалка ломает все стереотипы. От чудовищной порции стёба лопаются иллюзии: для того, чтобы остаться в шоу-бизнесе, все средства хороши, и отрываться от него страсть как не хочется. Да и затруднительно сие при таком количестве патоки. Вы бы ещё Филиппа Киркорова пригласили! Предупреждаю: переедание сладкого чревато анорексией!
Убей в себе сладкий пряник!
Эх, ЛЯПИС, ЛЯПИС!
А что касается самого Константина Кудряшова, то он, скорее всего, личность собирательная. Ибо (на мой взгляд, опять-таки) не может один человек одновременно брюзжать, как пенсионер-первогодка, и по-детски дуться на окружающих: "А-вот-вы-меня-не-пригласили-я-про-вас-гадости-буду-писать".
Исхожу из чего? Рецензия на альбом Ольги Арефьевой "Анатомия" начинается фразой "Альбом издан просто превосходно", попавшей сюда, очевидно, по ошибке, так как впечатления господина К. К. прямо противоположны по смыслу: "...общим унылым настроением...", "...тогда [восемь лет назад] было интересней...", "...почти полное отсутствие классных вещей..." Из слов рецензента можно вывести предположение, что он слушает happy-hardcore и вообще нечто электронно-прогрессивное. Ан фигушки! Только я лучше... достану старую кассетку с пиратской записью альбома "Колокольчики-Бубенчики".
Журнал "Немолчание - Знак Несогласия" №2'2002
Егор и Сергей Летовы - "Концерт в О.Г.И."
Альбом блёклый. Для меня, как "самого главного по джазу" и при всём уважении к творчеству Игоря Фёдоровича, "Концерт..." не представляет иной ценности, кроме коллекционной. Рано или поздно этого следовало ожидать: все свои лучшие песни И. Ф. уже давно создал, сыграл и переиграл.
Летов находится в таком статусе, что любое его телодвижение автоматически рассматривается с позиций культурологических. Если бы братья просто травили анекдоты у микрофона, сопровождая их ударами по табуретке, кассеты раскупали бы и тогда. Или Егор настолько погрузился в шоу-бизнес, что выпускает всё подряд, лишь бы выполнить условия контракта? Верится с трудом - не тот человек. А, с другой стороны, давно мы не слышали новых песен: "Звездопад" - сборник римейков, "Трибьют" - не в счёт...
Конечно, хорошо, что всё-таки выпущен официально совместный концерт братьев Летовых, идея которого прозвучала лет пять назад, если не больше. Хорошо и то, что материал расставлен тематически - первая сторона - почти полностью песни КОММУНИЗМА, ст. Б - собственно "оборонские". (Дополнительный камешек - человек новый может не оценить подобного разделения.)
Главный минус альбома, на мой взгляд - гаражно звучащая гитара. По моим подсчётам, "Концерт в О.Г.И." - уже девятая (!) изданная конц. запись Е. Летова (включая концертники ГО), интересная лишь участием Сергея Л. (уже вышла десятая, "Свобода" - прим. ред.) Сергей, старший брат, попеременно играющий на саксофоне и флейте, оказывается на вторых ролях, чисто аккомпаниатор. Хотя у него творческая биография тоже о-го-го! Да, видать, плетью обуха не перешибёшь: наверняка бОльшая часть уплыла в руки оборонолюбов.
Хотел еще написать, что заканчивается альбом панк-хитом всего постсоветского пространства "Всё Идёт П. П.". (Восьмого февраля в нашем городе прошёл концерт КОРОЛЯ И ШУТА, и я лично видел группу подростков, распевающих перед началом упомянутую песню.) Однако ж, после неё идёт ещё несколько композиций, записанных в акустике, видимо, на бис.
Под кассету можно и нужно поностальгировать. От солдатского сна прыг-скок к наваждению, оптимизму и дальше, подобно катящемуся камню, в тишине финальным аккордом Та Самая Песня; мужчины утрут скупую слезу, дамы промокнут глаза платочками. Для обороноведов и олдовых оборонщиков.
Группа авторов
Журнал "Немолчание - Знак Несогласия" №3'2003
Автор: Старый Пионэр
опубликовано 18 августа 2006, 18:13