"Изгой" - определяющий рубеж для группы. Предыдущая работа была настолько слаба, что ею можно смело пренебречь, но "Изгой" на подобную вольность не имел никакого права. Мощная поддержка СМИ подтверждала, что группа это прекрасно понимает. Столько интервью, сколько было дано по итогам выхода нового альбома, еще никогда не появлялось в печати за такой короткий срок. Ротация клипа на безнадежно попсовом, но зато ультрамассовом музыкальном телеканале, показ концерта по центральному телевидению, рекламные ролики на ЦТ и радио, тур по стране в поддержку альбома (правда, с отменой целой вязанки концертов) - мощная атака на рядового потребителя. Не хватило одного: вручения в Кремле какой-нибудь медальки или даже ордена с показом по Первому (увы, еще не единственному) каналу встречи Гаранта Законности И Стабильности с Гарантом Духовности И Здорового Образа Жизни. Думаю, это еще впереди. Через 3 года обязательно состоится.
А пока "Изгой" катится по стране. Не катится, а катит напролом, скрежеща и громыхая. Впервые после "Энергии" (там надпись "АЛИСА" была цвета электрической дуги) логотип не красного цвета. Такой ход выглядит вполне оправданным: забудьте о былой АЛИСЕ, ее больше не будет. Оформление диска идеально подошло бы для кассового фильма ужасов: героический и страшный Кинчев на фоне паутины скрюченных ветвей изображен в виде гравировки на черной могильной плите, а поверх гравюры чьими-то острыми когтями в бешенстве выцарапаны названия группы и альбома. Темная ярость рвется через всю литоглифику, и это производит впечатление. Наверное, "Изгой" - одна из лучших работ Валерия Потапова.
Не подкачали и музыканты. Впервые группе удалось записать цельнометаллический диск без отвлечений на всякие кинчевские "жги-гуляй". Да, музыка по-прежнему на совести Великого и Ужасного, но в аранжировках его присутствие уже практически незаметно. Аранжировано все плотно, энергично и зажигательно. Нью-метал (как называет это сам Константин Евгеньевич) гуляет по стране!
Что же до мелодий и содержания песен, то они впечатления не производят. Повторы и заимствования по-прежнему в ходу. Ну, ладно, Бог с ними, с самоповторами - это полное право автора. Даже на схожесть с CLAWFINGER и RAMMSTEIN можно смело закрыть глаза, - в конце-то концов, чем они хуже THE CURE? Но вот как надо относиться к середине песни "Солнце-Иерусалим" (которая и без этого беспомощно разваливается на куски), почти "в ноль" слизанной с песни Анатолия Крупнова "Мой Мир"? Однажды Кинчев это уже пел (смотрите "Postальбом. CD №2")...
Что же касается слов, то... Сам "Изгой" вызывает недоумение, если учитывать тот факт, что песня посвящена Спасителю, и больше подходит для АРИИ с их батальной героикой. Слава Аллаху, что Кинчев только на коня Спасителя усадил ("Изгой от века в седле со смертью за жизнь принял бой"), а не поставил во главе вооруженного до зубов воинства. Наверное, осёл для говорящего от имени Спасителя Кинчева - тварь слишком жалкая. "Звери" заставили пожать плечами - эту политинформацию мы слушаем ежедневно - да насмешили православнокорректной заменой "отстрела" на "цепь да клетку". Кресты по-прежнему в фаворе, но, кроме них, в ход вновь пошли ориентированные на тинейджеров боевики с узнаваемыми рефренами рокенрольного язычества - "Звезда По Имени Рок" (спи спокойно, Виктор Робертович) и "Rock-n-Roll Крест". Важное место в текстах отведено самому автору: "Если свет, который во мне - есть тьма, то какова тогда тьма?", "Я засохший корень, запекшийся яд в стеблях перепрелой ботвы" (это вам не Соковыжиматель), "В боях за правду и за любовь слетит моя голова", "Только мне, знать, не с руки биться пламенем за вас", "На сотни судеб легли следы моих сапогов", "Я встану ближе к огню под лики Силы Небес". Но самая главная роль в этом альбоме отведена окружающему Константина стаду (толпе, ботве... а почему тогда уж не быдлу?): "Как племя смертных кичилось землей, не зная небес" (помните у Башлачева - "вытоптали поле, засевая небо"?), "Быть выше стада, но ниже тех, кому слуга господин", "И каждый орет: "мне! Сейчас и здесь, все!", требы оприходуя на то, на се", "Как жить толпе, давным-давно диктует стая", "Вам бы воли через край - рвать своих, что горло драть. Все одно, что ад, что рай, все одно, где подъедать", "Семь миллиардов и тысячи тысяч до них ждали у моря погоды, да славили муть", "Привыкли служить дешевизне". Апогеем же текстовой части альбома можно смело назвать "исповедь д'Артаньяна" из песни "Солнце-Иерусалим":
А я, дурак, хотел лечить
Летаргию дряблых душ.
Обломился в полпути,
Захлебнулся грязью луж.
Я не первый, не второй,
Кто был с веком поперек,
Кто любви живой водой
Удобрял песок.
Вот так. Не больше, не меньше. Такие уж мы неблагодарные свиньи: пришел к нам Доктор, чтобы вылечить наши дряблые души, а мы его ликом да в грязные лужи. И теперь рискуем оставить свой песок бесплодных душонок без Его живительной воды. Так что времена "я-пою-для-тех-кто-идет-своим-путем" забыты напрочь, возврата к ним нет; диспозиция "мы-они" переориентировалась в пирамиду "я-вы", и от этого горько.
В итоге мы имеем диск, записанный очень хорошими музыкантами группы АЛИСА, в которой растворился их лидер. Энергетика Личности сменилась энергетикой гитарных риффов. Суммируя, получаем вполне себе среднюю работу одной из многих неплохих металлических групп России. А лидер группы... Уж не он ли - тот самый неизвестный, который в приступе ярости нацарапал на могильной плите из черного мрамора два слова: "Изгой" и "АЛИСА"?
Оценка по моей пятибалльной системе - "три с плюсом".
Автор: Старый Пионэр
опубликовано 13 декабря 2005, 14:28