Знатоки вспоминают о том, что ВОРОН КУТХА - последняя группа Ленинградского Рок-клуба и, значится, играют русский рок, прыг да скок - тульский русский рок. Это вроде как русский рок в квадрате. Русский-перерусский - прыг-скок. То, о чём только пел Егор Летов, Дмитрий Мулыгин воспринял как правильный способ ходьбы. ВОРОН КУТХА играет припадочный русский реггей, нервические русские баллады и неуравновешенные русские рокешники. Струны рвутся.
ВОРОН КУТХА для нас - главные представители тульского рока, регулярно вылетающие из родного пряничного домика. Остальные рокеры-туляки сидят на попе ровно. Вследствие этого мало кто себе представляет, в каком культурном котле выварился этот ВОРОН, прежде чем увидеть чудеса обеих столиц. (Те, кому интересно, могут просто заглянуть сюда: http://vookstock.tk). В городе, где играли или играют такие уникальные группы как КРАСНАЯ КНИГА, ВИА ВСЕ, ЭКСГУМАЦИЯ, STRESSOR, трудно быть неоригинальными. А ВОРОН КУТХА закрепились в группах-середнячках невысокого полёта, собрав в себе черты всех русскороковых групп сразу. Что, однако, не делает их популярность пропорциональной сумме влияний, которые они испытывают. Это вы ещё не видели, кто в друзьях у ВОРОНА на MySpace! Совсем не те, о ком вы могли подумать.
Вот уж сколько лет летает ВОРОН, а всё прыг-скок - недо-лёт. Человек - это птица без перьев. Слушая песни ВОРОНА КУТХИ, это особенно хорошо понимаешь. Хочется взлететь
Высоко
Над ветрами
Высоко
Над солнцами
Высоко
Над правдами,
да песни-то всё серьёзные-печальные, не благорасполагающие к лёгкости души и воспарению ея на воздуси. Егда дёрнется тело, то не в полёт, а в прыжки да скачки. Остаётся рвать струны. Потому если и есть у ВОРОНА КУТХИ качества, не подлежащие критике, так это драйв и внутренний нерв, чего уже достаточно, чтобы поставить группе за любую запись коллективный зачёт. Очередной новый состав получает даже зачёт "автоматом", потому что традиции соблюдены неукоснительно. ВОРОН остался ВОРОНОМ, а КУТХА - КУТХОЙ (нам, ительменам, всё едино).
Обращение к классической поэзии А. К. Толстого ("Стога") и Н. М. Рубцова ("Ялта") не изменяет в "вороньей" музыке ровным счётом ничего. Классика она и через сто лет классика. И это, в общем, хорошо. Дело в том, что, при всей вторичности музыкальной концепции ВОРОНА КУТХИ, у них есть своё высокое предназначение. Следуя за тов. Лениным, который сказал, что крестьяне-середняки есть самая хорошая опора для государства, можно утверждать, что ВОРОН КУТХА есть самая хорошая опора для всей русской рок-музыки, так как осознанно несёт неосознанную идею русского рока в его чистейшем виде. Таких групп, как ВОРОН КУТХА, ныне не найти. В этом и есть их величайшая ценность в наше постпостмодернистское время.
Но! Но. Но... Связка из последних трёх песен альбома - "Варган"/"Дорога"/"Сеять" - будто специально написана для того, чтобы проиллюстрировать характерные признаки постмодернизма: цитатность, гипертекст, постоянную игру смысла. Нельзя сказать, что Дмитрий Мулыгин не баловался цитированием раньше, но в "Варгане" это делается нарочито до смешного (это "плюс"). Что окончательно постмодерно, так это то, что песня создана - атансьон! - по мотивам песни Бертрана Канта (NOIR DESIR) "Le Vent Nous Portera". "Кодовые" песни "Дорога" и "Сеять" есть самый Прыг да Скок на альбоме - ударные хиты, по русскороковой традиции заключающие альбом, и под которые, совсем не по-русскороковой традиции, можно даже не скакать, а плясать. Вот эти-то номера как раз и есть самые запоминающиеся в "Погнали Наши Городских...".
Критик: Неувязочка какая-то получается.
Мулыгин: А нам пофигу ваши неувязочки.