Атмосферные явления (фестиваль "Беломор-Буги-2015" в Архангельске)


Когда пишешь отчет о фестивале, самое трудное - описать, передать словами атмосферу. При том что атмосфера не менее важна, чем умелость и/или известность выступающих музыкантов, она - то, что остается в памяти, когда забываются почти все подробности, она определяет, хорошее было мероприятие или так себе, и помогает решить, стоит ли посещать его впредь. И окончательное понимание, какой была эта самая атмосфера, приходит не на фестивале и не сразу после него, а лишь спустя некоторое время. Именно поэтому я обычно приступаю к отчету о "Беломоре", выждав недели две-три. В том, что "Беломор-Буги" - не только один из старейших, но один из лучших в стране фестивалей, у меня нет сомнений уже 15 лет, с того момента, как я начала на него ездить. В том, что продюсер "Беломора" Александр Мезенцев приглашает туда интересных музыкантов, которых стоит послушать, я тоже давно не имею причин сомневаться. Но вот атмосфера на этом фестивале бывает очень разная, в разбросе от незамутненной феерии позапрошлого года до усталого и несколько натужного веселья года прошлого (это если приводить более или менее свежие примеры). И когда я покупала билеты в Архангельск в этот раз, то понятия не имела, как "Беломор" пройдет в 2015 году. Потому что могло быть все, что угодно. Именно в плане атмосферы.

Ну что ж - с искренней радостью констатирую, что прошел он совершенно замечательно. Причем я осознаю, что то же самое писала и про июньский "Rock-Line" в Перми, и про сентябрьский "Иллюминатор" в Москве. Да, несмотря на экономический кризис, на то, что планы рушатся и спонсоры отваливаются, несмотря на окружающую злобу, ненависть и неустроенность, на фестивалях этого лета и осени (по крайней мере на тех, которые я посещала) царила наидушевнейшая, теплая, дружелюбная атмосфера. Там было чрезвычайно хорошо. Такие вот неожиданные оазисы человечности. Не то чтоб вопреки и уж точно не благодаря ситуации в стране - скорее это что-то вроде эскапизма: объединиться вокруг того, что действительно радует и вдохновляет, постараться сделать по-настоящему хорошо то немногое, что зависит от нас лично, не обращать внимания на то, что от нас никак не зависит. Возделывать свой сад и кормить его плодами тех, кому это нужно. А нужно, оказывается, довольно многим, и это тоже, конечно, радует.

Что до состава выступавших, то конкретно с "Беломором" вообще все вышло довольно причудливо. В прошлом году, когда незадолго до фестиваля один за другим посыпались отказы от подавших заявки и уже приглашенных иногородних групп, Мезенцев сгоряча наговорил кучу резких слов - и о том, что архангельские музыканты мало на что годны, поскольку не имеют "огонька в глазах" и желания как-то прогрессировать, и о том, что следующий (то есть нынешний) "Беломор" будет укомплектован сплошь иностранными составами... При этом затыкать-то дырки в программе тогда пришлось именно своими местными группами, и они выступили на очень приличном уровне. И оказалось, что в этом году, когда иностранцев приглашать стало почти невозможно (и из-за скудости фестивального бюджета, и из-за политических проблем), а иногородних россиян - реально, но финансово трудно, можно запросто хоть целиком весь "Беломор" проводить силами архангельских коллективов. Это тот редкий случай импортозамещения, за которое ни капли не стыдно. И новые отказы российских групп - последний из которых случился ровнехонько за сутки до фестиваля, когда сыктывкарцы ИНСАЙТ доложили, что утонули в сугробах и приехать никак не могут, - тоже не стали фатальными, поскольку опять-таки своих хватает, есть кого выдернуть на замену.

И, что характерно, при этом впервые за несколько лет не пришлось жаловаться на отсутствие публики. Нет, битком зал "М33" набит все же не был, но народу пришло немало. Может быть, из этого надо делать вывод, что архангельская публика инертна и нелюбопытна, - ведь всех своих можно слушать круглый год в клубе "Колесо". Но, с другой стороны, не все те свои, кто играет в "Колесе", удостаиваются приглашения на "Беломор": это мероприятие знаковое, и желание поболеть за друзей и знакомых, попавших в фестивальный лайн-ап, вполне понятно. Хотя концепция "Беломора", которая заключается в поддержке не только региональной, но и общероссийской независимой сцены, в связи со всем вышеописанным несколько пострадала. Но все-таки концепция для человека, а не человек для концепции, и надо извлекать пользу и делать выводы из того, что имеем. Тем более что и приезжие на нынешнем фестивале тоже выступали, в том числе из-за рубежа.

И еще о концепции. Впервые за много лет капитально изменилась и при этом чудо как похорошела фестивальная афиша. Ее было решено сделать в яркой хипповско-психоделической манере "лета любви" конца 60-х, так что стараниями художника Алексея Булыгина знаменитый английский танк, издавна фигурирующий на логотипе "Беломора", обзавелся веселенькой расцветкой и накрашенными губами, а компанию ему составили желтая подводная лодка, морж и разные прочие персонажи, понятные и любые сердцу как жителя Архангельска (рыба, высотное здание проектных организаций), так и интернационального меломана. И вот эта афиша тоже явно внесла свой вклад в атмосферу. Которая - очень хочется сказать это еще раз - была доброй, легкой и безоблачной. В некотором роде даже летней, несмотря на ранний снег.

10 октября, суббота. День первый

Традиция вида "один день для тяжелых групп, другой - для всех прочих" на "Беломоре" давно уже не соблюдается, однако привычка ставить первым номером непременно местную группу, причем далеко не начинающую, в основном сохранилась. Это и понятно: приезжих знают меньше и вряд ли специально придут на них поглазеть, зато местных наверняка поддержат и к началу фестиваля не опоздают. Так что инструментальный проект THE HYPERCUBE для открытия фестивальной программы - более чем правильный вариант. Все три, чтоб не соврать, года своего существования группа, как говорится, ударно трудилась и повышала уровень мастерства, весьма заматерела, и сейчас являет собой уже далеко не "младших братьев BLIND VANDAL", а творческую единицу, которую не очень-то хочется с кем-то сравнивать. Вообще, в Архангельске инструментальная музыка в большом почете, что не перестает приятно удивлять.

Следом на сцену вышли дебютанты "Беломора" - NOT TODAY (опять Архангельск). Им всего полтора года, и все это время они, как написано в пресс-релизе, "стараются не выходить за рамки русского рока и панка". И зря, потому что в этих рамках давно уже ничего интересного не происходит, а вот за ними - очень даже. Так что, стараясь не выходить за оные рамки, NOT TODAY играют не то чтоб позорно, но не выше уровня заштатной самодеятельности, поют про то, что жизнь говно, используя рифмы в духе "палка - селедка", и не представляют собой решительно ничего, заслуживающего внимания.

Архангельские же PORNOGRAFFITTY - совсем другая история. Они уже выступали на "Беломоре" в прошлом году и не сильно мне понравились, да и сейчас я их не полюбила, но тут расхождения меж нами, можно сказать, идейные, а вот про качество музицирования слова плохого не скажу. Риффы, конечно, они дерут откуда ни попадя, но делают это бодро и уверенно, и полное право на рок, несомненно, имеют. Есть ощущение, что играли ту же программу, что и год назад, но если и были какие-то новые песни, то они не сильно отличались от прежних - вся та же жизнь мексиканских ковбоев, все тот же угар, гараж и рокенролл. В конце сета фронтмен Александр Белов принялся валяться по сцене и в клочья порвал на себе футболку, что вполне укладывалось в рамки созданного образа, особенно учитывая кавер на "I Need Somebody" Игги Попа & THE STOOGES.

Первой иногородней группой, вышедшей на сцену "Беломора-2015", стали сыктывкарцы THE HIGHLIGHTS, характеризующие себя как состав одновременно акустический, электронный и психоделический. Это, впрочем, вполне совместимо, да и вообще сыктывкарская сцена на диво разнообразна - то хардкорщики оттуда приезжают, то поп-составы, то такие вот сложносочиненные товарищи. Кстати говоря, гитарист THE HIGHLIGHTS Илья Мясников уже побывал на "Беломоре" в составе ЛИСЬИХ ПЕСЕН (и точно так же приплясывал там и тогда на сцене), а здешняя вокалистка Ксюша - его сестра. Но это так, для любопытных. В общем и целом THE HIGHLIGHTS играют этакую непростую задумчивую музыку, слушать их приятно, но при этом как-то все у них не очень прорисовано и не вполне понятна идея. Да и голос у Ксюши, честно говоря, слабоват.

Дальше выступали снова архангелогородцы с прекрасным названием ГРЕБЛЯ, попавшие на фестиваль в качестве оперативной замены внезапно отвалившихся питерцев с не менее прекрасным названием ЖВАКА ГАЛЗ. Про них я, правда, ничего не знаю, хоть и земляки, а вот про ГРЕБЛЮ мне аборигены того-сего рассказали. В частности, что эта группа образовалась на обломках THE ZEBRA и ENEMY DOWN - довольно популярных некогда в Архангельске групп (на "Беломоре" они тоже в разные годы отметились) и до сих пор имеет в репертуаре кое-что из былого репертуара: к примеру, песню "Ударами Сердца" ENEMY DOWN, которая даже звучала на местном радио. Но и как ГРЕБЛЯ они не бедствуют - недавно не без успеха проехали туром аж по 18 российским городам, пластинку выпустили... Боевые, словом, ребята. И играют даже не обозначенный в титрах поп-панк, а что-то ближе к панку корневому, английскому, тем более что и тексты соответствующие - из жизни рабочего класса, - и агрессия в должном количестве имеется. Хорошая группа.

Линию названий, мимо которых никак нельзя пройти, продолжили ПАРТИЗАНЫ ПРОТИВ PUBLIC RELATIONS из Владимира. Музыкальные традиции именно этого города как-то не сильно известны в масштабах страны; на "Беломор-Буги" в позапрошлом году приезжала группа ALGABAS, играющая старомодный прогрессив, и по ним представление о локальных тенденциях составлять вряд ли стоит, а уж по ПАРТИЗАНАМ и тем паче, потому что они делают совсем непонятно что. То есть их тоже можно, в общем, отнести к прогрессиву, поскольку по музыке это некие обширные (и не лишенные пафосности) полотна, но при этом без свойственной данному стилю изощренности, а пританцовывания босого сумрачного фронтмена и вовсе вызывают в памяти то тень Егора Летова, то силуэты героев пост-панка. Если добавить имеющийся в их активе альбом на стихи светочей русской поэзии XX века, то и вовсе офигенная дробь получается.

В принципе, я легко могу отмотать в памяти четверть века назад и представить эту группу на легендарных фестивалях "Индюки" и "Полный Гудбай", там ПАРТИЗАНЫ воспринимались бы как родные. А сейчас непонятно, с чем их соотносить, координаты утрачены. Это не хорошо и не плохо, это странно. Вот, пожалуй, все, что я могу о них сказать.

Нижегородцев THE GRASS PISTOLS Мезенцев хотел пригласить на "Беломор-Буги" еще в прошлом году, но тогда что-то не срослось. Слава богу, срослось сейчас, потому что даже и не припомню, когда я в последний раз слушала чистопородный блюграсс, да еще и в исполнении наших музыкантов. Играют этот самый блюграсс THE GRASS PISTOLS аж с 1979 года, попутешествовали и по Европе, и по Америке, так что в высоком качестве исполнения и в должных навыках обращения с банджо и слайд-гитарой не извольте сомневаться. Публика быстро поняла, что стоять столбом под эти песенки никак не получается, и принялась скакать или же бегать паровозиками по залу. Так что эксперимент удался.

Но вообще в Архангельске определенно предпочитают что-то потяжелее, так что, приглашая на "Беломор" разного рода хард- и метал-составы, Саша Мезенцев не только следует намерению знакомить местную публику с иногородними музыкантами, но и в некотором роде выполняет социальный заказ. Впрочем, солистка ивановской группы KALLISA Алиса Майорова родом из Северодвинска, так что совсем приезжей эту команду не назвать. Да еще и в перерывах между песнями на сцену выходил некий местный уроженец в гриме и костюме Пушкина и читал стихи - этот альянс сложился совершенно спонтанно и, пожалуй, удачно. Стихи являли собой смесь строк собственно Александра Сергеевича со всякого рода отсебятиной, а сами KALLISA, заявляя о том, что их стиль - лайт-метал, несколько поскромничали, поскольку играли нечто явно нелегкое, местами даже с заходами в спид и трэш. Что до Алисы, то она произвела впечатление не столько вокалом, сколько нарядом - пышные юбки, кожаный корсет и множество лисьих хвостов по всей поверхности. Забыла сказать, что остальные музыканты были сплошь в килтах. Кроме Пушкина, ничего оригинального во всем этом не было, конечно. Но мило, спору нет.

BLIND VANDAL в последнее время по разным географически-организационным причинам выступают не чересчур часто, но на "Беломоре" появляются почти в обязательном порядке. И никто, разумеется, не против - совсем наоборот, поскольку это не только чуть ли не самая известная архангельская группа в масштабах страны, но и чуть ли не самая любимая на малой родине. И настолько сильная, что их всегда интересно слушать, даже если они играют давным-давно знакомые вещи. Причем настроение, с которым они эти знакомые вещи играют, тоже раз от разу иное. Вот в данном случае хочется назвать их программу изысканно-лиричной, несмотря на неизменно присущий им кондовый хэви-метал-драйв. И отдельное спасибо BLIND VANDAL за то, что они своими многолетними трудами обеспечили плацдарм для нового поколения архангельских музыкантов, которые знают, что для того, чтобы собрать группу и выступать, вовсе не обязательно сочинять какие-то песни. Достаточно для начала быть грамотными инструменталистами.

Хэдлайнеров на "Беломоре" не бывает, права у всех равные, так что тот факт, что финские глэм-метал-рокеры NITROFORCE 9 закрывали своим сетом первый день, можно объяснить просто стечением обстоятельств. Но, с другой стороны, все-таки иностранцы, да и архангельской публике уже знакомы по майским концертам в клубе "Колесо", так что ставить их в финал было вполне логично. Я их уже слышала минувшим летом на пермском "Рок-Лайне" и могу сказать, что большая открытая площадка подходит им больше - на клубной сцене им как-то не хватает места и воздуха. Да и звук здесь был похуже - валился валом, без деталей и подробностей, которых у NITROFORCE 9 в инструментальной части достаточно. Но выступили хорошо, весело и выразительно и приняты были тоже хорошо, хотя и без повального восторга.

Тут еще надо рассказать про один мелкий казус из области трагикомического несовпадения культурных полей. NITROFORCE 9 сейчас записывают альбом, который весной собираются, конечно, промоутировать концертами, и уже в Архангельск привезли на продажу футболки. На футболках белым по черному написано "Cocks Rocking" (это название будущего альбома, сколь мне известно) и нарисованы, соответственно, дерущиеся петухи. И никак было не понять финнам, почему музыка-то их всем нравится, желающих подойти и похвалить-познакомиться полно, а футболки покупать никто не хочет. Ну вот подходят какие-то парни к столику с мерчем, смотрят на футболки, отходят, а потом говорят друг другу тихо-тихо: "Да я бы купил, но ты ж видел, там такое нарисовано..." Откуда ж англоговорящему (и тем более финноговорящему) человеку знать, что тюремный жаргон и тюремные понятия в России въедаются в мозг с самого детства даже тем, кто тюрьму и близко не видел, поэтому слово "петух" здесь считается неприличным и ни один парень на себя футболку с такой надписью (даже если надпись по-английски) и таким рисунком не наденет. Девушки, правда, не парятся и надевают, им проще. Такая вот духовность и такой вот особый русский путь...

11 октября, воскресенье. День второй

Второй день открывали тоже местные музыканты - TRAWLER, и к началу опять-таки подтянулось изрядное количество публики (и футболки с логотипом группы, кстати, разлетелись как горячие пирожки). TRAWLER (как и PORNOGRAFFITTY) играли на "Беломоре-2014" и стали там для многих наиболее важным музыкальным открытием года. За истекший период они весомо прибавили в мастерстве, так что все, что в прошлом году было просто нормально, в этом году стало на пятерку, - а если поработают над финалами песен, которые сейчас местами неуверенные, так будет и на пятерку с плюсом. Нынешний уровень вполне уже позволяет вывалиться за край родной тарелки и ехать покорять города и веси (как минимум на будущем "Рок-Лайне", например, я их очень хотела бы встретить). На сегодняшний день это определенно одна из лучших групп Архангельска. И англоязычность, которую не очень-то жалуют на радио, тут не помеха, потому что не форматом единым, есть ведь еще и Интернет... Кстати, о языке. Как мне показалось, TRAWLER сейчас несколько отклонились от давешнего стоунера и southern в сторону классического металла, а когда - как они сказали, в порядке эксперимента - исполнили одну песню по-русски, то и вовсе из всех щелей полезла старая добрая блэксаббатовщина. А вовсе, как они опасались, не русский рок.

КАФЕ ВАН ГОГ в пресс-релизе гордо именуются "давно ожидаемыми наследниками славных традиций архангельской пост-панк-сцены", и я посмеивалась над этой формулировкой ровно до того момента, как группа начала играть. Нет, я так и не вспомнила никаких других пост-панков из Архангельска, чьи традиции надобно продолжать, но фокус в том, что их вспоминать вовсе и не надо. Потому что на самом деле КАФЕ ВАН ГОГ исполняют абсолютно канонический, то есть английский пост-панк, даром что на русском языке, и делают это настолько образцово-показательно, что хоть на витрину их ставь - поближе к JOY DIVISION, подальше от SISTERS OF MERCY, но уж точно не в самый дальний и пыльный угол. Для полного счастья им надо бы быть поострее, что ли, да и вокал вызывает некоторые вопросы, но все недостающее придет, если иметь больше концертной практики. А в целом - отлично. Одна из самых приятных неожиданностей нынешнего "Беломора".

Юные новодвинские дебютанты CAT IN THE BOX победили на музконкурсе "Live Battle" и тем самым получили шанс выступить на "Беломоре". Шанс ребята добросовестно отработали, ничем особо не поразив, но и не вызвав желание за что-то их ругать. Веселенький и в то же время несколько флегматичный калифорнийский поп-панк, скакание по сцене, кавер на "There Is" из репертуара группы BOX CAR RACER, "лирика сортирного юмора", вот это все. Даже альбом уже записали и даже издали его на физическом носителе. Альбом называется "The First Pancake", то есть "Первый Блин". Очень умилительно.

АТОМ АТЛАНТА тоже попали на "Беломор" посредством победы на локальном конкурсе - в данном случае это был мурманский фестиваль "Трасса" с подразделом "Rock Motor" (Саша Мезенцев - персона известная, его часто приглашают в жюри такого рода мероприятий). Всей группе год от роду, но каждый из музыкантов на сцене не новичок, поскольку прежде играл в других составах (особенно хорош у них барабанщик), а вокалист так и вовсе актер театра драмы по основной профессии - и, видимо, поэтому имеет сильный и хорошо поставленный голос. Играют прогрессив, причем на более чем достойном профессиональном уровне, но при этом мне не хватило в их программе внятности - как музыкальной мысли, так и подачи. И еще - харизмы. Группа мощная, но какая-то совсем не обаятельная, хочешь их полюбить - и не можешь. И даже кавер на "Out Of The Black" ROYAL BLOOD мне ничем в этом плане не помог.

13 СМ уже играли на "Беломоре", но давным-давно, в 2006 году, я уж думала, что они давно развалились. Ан нет, вполне живы и бодры. Но и в этот раз их в программе даже не предвиделось, помог случай: их спешно выдернули на замену погребенному в снегах сыктывкарскому ИНСАЙТУ. И тут есть один нюанс: Павел Мезенцев, текстовик и бас-гитарист группы - во-первых, сын Александра Мезенцева, а во-вторых - звукорежиссер "Беломора". По первой из названных причин группу не приглашают на фестиваль (дабы избежать упреков в семейственности), по второй причине, как и из-за неожиданности приглашения, они не успели толком подготовиться к выступлению, так что вышла готовая иллюстрация пословицы о сапожнике без сапог - именно Паше долго не удавалось подключить инструмент. Дальше, впрочем, все шло весело и славно - незатейливый поп-рок, ироничные, как бы подростковые тексты-зарисовки о жизни и любви, приплясывающие возле сцены девочки... Некоторые кадры этого выступления попали в клип 13 СМ "Видел, как с Валерой целовалась ты!..", который уже набрал на YouTube неожиданно большое число просмотров. Клип забавный, и как минимум единожды его посмотреть действительно стоит.

Северодвинск был представлен в фестивальной программе загадочными буквами ДЭ ДЭ. На поверку оказалось, что это не группа, а один человек - гитарист Дмитрий Дьячков. И вот тут слова кончаются и начинаются сплошные эмоции. И не только потому, что фингерстайл у нас не слишком распространен и популярен. Бог с ним, со стилем звукоизвлечения. Просто крайне редко приходится сталкиваться с по-настоящему большим и ярким музыкальным даром. То, что Дэ Дэ творит на своей расписной (и, конечно, подготовленной) гитаре, может быть, и не идеально с точки зрения техники, но настолько красиво, интеллигентно и неподдельно талантливо, что просто дух захватывает. Его вдохновитель - Энди Макки, он называет свои вещи песнями, написал пьесу про уравнение Парка - Горева (поскольку по образованию энергетик), сделал кавер на "Personal Jesus" - но не на оригинал DEPECHE MODE, а на версию Джонни Кэша, может играть фламенко, а может Хендрикса, знает, кто такой Майкл Хеджес, но понятия не имеет про Майкла Чэпделейна, на которого куда больше похож манерой игры, и страшно удивился, когда ему устроили на "Беломоре" овацию. Он в самом деле этого не ожидал и вообще думал, что на фестивале он - неформат. Так-то оно так, но ради таких моментов чистого волшебства и существуют все фестивали на свете. И ему всего 25 лет, все еще впереди. Его надо хватать в охапку и тащить в Москву, в Европу, в Лос-Анджелес - всюду его надо тащить, его должен знать весь мир, а не пара сотен человек в Северодвинске и Архангельске. Возьмитесь кто-нибудь, а?

Переведем дух, сделаем паузу - и вернемся к фестивальной программе.

Со спонсорами в этом году Мезенцеву не слишком повезло, а городские власти уже привычно забили на "Беломор-Буги" большой железный болт. Зато неизменно помогает, как ни странно, шведское консульство, усилиями которого в Архангельск в рамках культурного обмена уже несколько лет ездят группы из Швеции, в основном из города-побратима Кируны и его окрестностей. В этот раз по линии Дней Швеции на фестиваль приехало молодое пост-рок-психоделик-трио PERSHAGEN, где все участники - гитарист Джимми, барабанщик Йохан и басистка Элин - вчерашние выпускники джазовой школы. Играют инструментальную музыку, где пост-рока значительно больше, чем психоделии, и именно на фестивале - может, после Дэ Дэ, а может, и вообще в целом - показались мне хоть и очень правильными, но довольно-таки монотонными и скучными. Часа через три, правда, мое мнение изменилось, но об этом чуть ниже. А пока нужно рассказать о еще одном иностранном госте.

Вульф Мэйл родился в Канаде, вырос во Франции, жил в Америке, а с недавних пор обосновался в Австралии. Не то чтоб всемирная звезда, но гитарист уважаемый и востребованный, играет по сотне концертов в год в разных частях мира (бывал уже, кстати, и в России). Насколько я понимаю, постоянного бэнда у него нет, и в Архангельске, например, Мезенцев сосватал Вульфу в качестве ритм-секции двух местных заслуженных джазменов, которые всем хороши, кроме одного - импровизировать не умеют. Басист так и вовсе играл по нотам. А Вульф, если вы еще не поняли, играет блюз и блюз-рок, где импровизация нужна как воздух, и хотя на фестивале все было сыграно очень качественно, местами даже с блеском, иной раз чувствовалось, что Вульфу этак тесновато в предложенных рамках. У него типично блюзовая манера игры, крупная и размашистая, отчасти напоминающая манеру Бадди Гая (потом в частной беседе Вульф подтвердил, что Бадди Гай - один из его кумиров), вокал тоже ближе к черному, чем к белому, а внешне он немного напоминает Мика Джеггера и кажется чуточку старше своих сорока с небольшим лет, что тоже, в общем, для блюзменов довольно характерно. Не гений, но профессионал и классный дядька; на "Беломоре" его приняли восторженно и даже вызвали на бис.

К московским группам Мезенцев относится с определенным предубеждением, но все-таки периодически приглашает из столицы кого-то такого, кто отвечает его представлениям о прекрасном. В этом году ответила группа ТРЕТИЙ РИМ, исполняющая опять-таки прогрессив (который они обозвали почти вышедшим из обихода и не совсем терминологически корректным словом "арт-рок"). И из всех звучавших здесь и сейчас разновидностей прогрессива этот оказался наилучшим. Во-первых, у вокалиста/гитариста изумительный голос. Во-вторых, музыка - драматургически выстроенная, с красивыми мелодическими линиями и внятной идеей. В тексты (на русском языке) я не очень вслушивалась, но с ними вроде как тоже все нормально - философские, без явной зауми, но и без примитивных рифм. Единственный недостаток - финалы композиций, а точнее, полное отсутствие таковых: когда музыка обрывается как-то вдруг и без всякой логики, а финальный аккорд заменяется выкриком "спасибо!", это довольно-таки смазывает впечатление от услышанного.

А завершение фестиваля показало, что здоровый авантюризм иной раз приносит куда лучшие результаты, чем дотошное планирование и холодный расчет. Последним пунктом в программу Мезенцев поставил местную группу BLOODY TOMATOZ - в меру популярную и любимую, но вовсе не суперзвездную. И предполагал, что после почетного Вульфа Мэйла и блестящего ТРЕТЬЕГО РИМА - да и в целом после двух насыщенных фестивальных дней - именно под ТОМАТОВ утомленная публика плавно и неспешно разойдется по домам. Как бы не так! Народ, напротив, скопился под сценой и устроил чуть ли не самое активное за весь отчетный период скакалово и рубилово. Прямо душа радовалась, потому что именно таким и должно быть окончание удачно проведенного фестиваля.

Ну, и BLOODY TOMATOZ тоже не подкачали - отдельный респект вокалисту Владиславу Белобокову, который, вообще-то, исполнял обязанности фестивального ведущего и за два полноразмерных рабочих дня ухитрился не растерять голос и энергию. А в целом группа за три года серьезно подросла, прямо-таки краса и гордость архангельского рока. Под конец Влад позвал на сцену Анатолия Попова (TRAWLER) и Александра Белова (PORNOGRAFFITTY), и в три глотки они исполнили песню под названием "Rock Is Dead", всем своим видом и поведением доказывая, что на самом-то деле пациент очень даже жив (кстати: это не кавер на "Рок-н-Ролл Мертв" АКВАРИУМА, но Влад использовал оттуда ключевую строчку в переводе на английский - "Rock'n'roll's dead but we're still alive"; мне кажется, что удачнее было бы "...but we're not yet", но это мелочи). А закончили ТОМАТЫ кавером на MEGADETH, и это было совсем хорошо, просто-таки лучше не бывает. Спасибо!

А вот теперь небольшой постскриптум. Те, кто читает мои ежегодные отчеты с "Беломора" (и уж тем более посещает сам фестиваль), знают, что уже много лет неотъемлемая его часть - after party в клубе "Колесо", единственном и популярнейшем рок-заведении Архангельска. И я неоднократно говорила о том, что именно на after party, где музыканты вольны выйти на сцену и сыграть все, что в голову взбредет, в любом составе, зачастую выясняется их реальный исполнительский класс. Потому что откатать на концерте отрепетированную программу - это одно дело, а спонтанно исполнить то, что вдруг захотелось, да тем более в альянсе с кем-то незнакомым, - совсем другое.

Так вот: в первый нынешний вечер after party в "Колесе" не слишком задалось из-за проблем со звукорежиссурой, зато во второй вечер таких проблем не было, и на сцену клуба для начала вышел Сергей Смольянинов, вокалист ТРЕТЬЕГО РИМА, - без состава, просто с гитаркой. И спел, казалось бы, банальность - "Метель" Шевчука, но не упустил возможности показать вокальный диапазон, так распев финальную строчку припева "ты будешь вечно со мнооо-ой" и взяв такие ноты, что слушатели аж взвыли от восторга и, конечно, разразились аплодисментами. Я в это время болтала с Вульфом Мэйлом - мы переглянулись и тут же решили, что парень ничем не уступает Яну Гиллану и было бы очень круто, если б Вульф с ним в паре исполнил что-то из классики DEEP PURPLE. С коим предложением я к Сергею и подошла, ожидая какого угодно ответа, но только не того, который услышала: "А я ни одной песни на английском не знаю..."

Ну черт побери! Люди играют не частушки какие-нибудь, а английского разлива прогрессив, и при этом им не приходит в голову, что стоило бы знать и уметь играть хоть какие-то стандарты, классику рока. Пусть не DEEP PURPLE, это как раз не принципиально, но хоть что-нибудь. А тут, оказывается, кроме ДДТ за душой ничего и нету...

Тем временем на сцену как-то ненавязчиво вышли PERSHAGEN и заиграли свой спокойный скучноватый пост-рок-психодел, в который я особо не вслушивалась, а потом и вовсе ушла на крыльцо клуба курить и общаться со знакомыми. Пока мы общались, музыка к нам стала из зала доноситься явно более бодрая, ее уже захотелось слушать, так что я вернулась - и обнаружила на сцене Вульфа, который вовсю играл с PERSHAGEN всякий разный блюз-рок, причем шведы выглядели и вели себя так, будто всю жизнь только этим и занимались. Так же невозмутимо они подстроились под басиста BLIND VANDAL Вадима Тряпицына, который решил заменить на паре вещей их Элин (тут надо еще сказать, что она присоединилась к группе только на время поездки в Россию, постоянный басист у них другой, но зато знакома с барабанщиком Йоханом по другому проекту STRANGE IDEAS), - а потом под Сергея Смольянинова, который вышел к ним поиграть какой-то свой собственный прогрессив. И вот это показывает не только уровень совсем молодых, напомню, шведских музыкантов, но и обнажает проблемы профильного образования и общей музыкальной культуры в нашей стране. Самородки вроде Дэ Дэ у нас есть. Талантливые и/или профессиональные артисты тоже есть, как не быть. А вот чтобы всякий музыкант с младых ногтей и импровизировать умел, и классику жанров знал наизусть, и играть мог с кем угодно что угодно - этого, к сожалению, нет и не предвидится. Увы.

А в целом послевкусие от "Беломора-2015" осталось прекрасное. Каждый год бы так. И хотелось бы, чтоб не вопреки обстоятельствам, а чтоб обстоятельства, наоборот, тому способствовали.

Кстати: уже названы даты проведения следующего, 23-го фестиваля "Беломор-Буги" - 8 и 9 октября 2016 года. И это тоже вызывает неподдельную радость.

Фото: Григорий АНШУКОВ

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 09 ноября 2015, 18:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.004