Башлачёв +1 (фестиваль-концерт "Сашин День" в клубе Алексея Козлова, Москва, 27.05.2015)


"Я ехала в метро, вглядывалась в эти лица и думала: а знают ли они Башлачёва?"
Юлия Тузова на "Сашином Дне-2015"


Все выступавшие говорили кратко, перед Башлачёвым лишние слова теряются. Думаю, что слова о Башлачёве сейчас не должны быть оригинальными. Они должны быть прочувствованными, прожитыми, откровенными. И все те, кто вспоминал об Александре, говорили именно такие слова. Светлана Кунина, многолетний организатор "Сашиных Дней" сказала: "Собрала всех нас здесь любовь к Башлачёву", - и объявила первого выступавшего - Олега Сакмарова.

Олег рассказал о тех временах, когда он познакомился с Башлачёвым и его песнями. Затем исполнил полуимпровизационную композицию "Диалог с Башлачёвым". В качестве интродукции это был идеальный вариант: лирично, тревожно, жёстко, реминисцентно. Переложение творчества Башлачёва на флейту удалось Олегу Адольфовичу вполне, и хотелось бы ему пожелать зафиксировать этот экзерсис.

Затем фестиваль сразу взял с места в карьер: на сцену вышли Андрей Тропилло и НОВЫЙ ЗООПАРК. Без труда можно понять, что этот коллектив - трибьют Майку, а совсем не Башлачёву, но специально для "Сашиного Дня" был исполнен "Абсолютный Вахтёр". Не зря Сергей Гурьев, представляя АнТроп и С°, благодарил Андрея Владимировича за знакомство с Томом Вэйтсом, - "Абсолютный Вахтёр" в версии НОВОГО ЗООПАРКА оказался весьма вэйтсовским. В связи с этим надо сказать, что концепция НОВОГО ЗООПАРКА очень наглая и весёлая: все песни великого плагиатора Майка были украдены второй раз великим флибустьером Тропилло. "Пригородный Блюз", например, теперь играется с риффом из "Whole Lotta Love" (в которой тоже не без воровства, если кто не знает), и такие фокусы постоянны: Сладкая N переименована в Сладкую М. (Марию) плюс ёрническая актуализация майковских текстов (специальный приз за "на улицах поют про крымский поворот"). Слов нет - всё это было весело, энергично и по-правильному по-раздолбайски, но увело в сторону от главной темы. Поэтому очень вовремя случился следующий участник фестиваля.

Восемнадцатилетний самарец Артур Князев был найден Александром Строевым у московского метро, где тот исполнял песни Башлачёва под укулеле. И вот Князев уже среди тех, с кем и не мечтал, наверное, стоять на одной сцене. Для Артура это был самый первый выход на большую сцену. Он сильно волновался, но собрался и спел "Время Колокольчиков" в очень башлачёвской манере, и в другое время я бы не сказал, что так нужно, но было это так искренне, что откликнулся зал бурными и продолжительными... "Вот настоящее, наше, "высоцкое"...", то есть "башлачёвское". Прозвенело, простучало, прощёлкало. Эх, "времена с каждым днём меняются". Вот он живой ответ на вопрос, есть ли у Башлачёва молодые поклонники. Башлачёв +1.

Едва ли не большее волнение испытал Артур, представляя следующего гостя фестиваля: "Из-за него я взял в руки инструмент". Этим вдохновителем молодых оказался Фёдор Чистяков.

Фёдор Валентинович начал выступление с песни, чрезвычайно подходящей к случаю - "День Рождения Умершего", в которой хорошенько простебал мертвопоклонничество. Орал Дядя Фёдор, как в былые времена (кажись, отпустило), и только чёрные очки напоминали о том, что это другой Дядя Фёдор. Чистяков, может быть, и не знает песен Башлачёва так, как многие из присутствовавших на фестивале, но он знает, что такое быть на краю жизни, о чём и сказал в предисловии к последнему номеру своего выступления: "Мне вспоминается песня Петра Мамонова: "После всего, что случилось, я словно спасшийся парашютист". Я - спасшийся парашютист!" И запел "Инвалида Нулевой Группы". Это был очередной трибьют в трибьюте. Трибьют фестивалям Ленинградского рок-клуба. Об этом Чистяков не вспомнил, но на большой сцене НОЛЬ и Александр Башлачёв дебютировали на Пятом Ленрокфесте. Народ не на шутку раздухарился: "Рассыпь, гармошка! Да к плясу ноги! А кровь играет!"

Если устроители хотели задать в определённый момент течению фестиваля перпендикулярное направление, то с помощью следующих участников у них это получилось. Анна Чайковская, Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков сыграли то, что всегда играют - фолк-джаз-авангард. От этой музыки принято пребывать в священном трепете, но я полагаю, что экстаз их был однообразен как танец дервиша. Даже исполненная Анной башлачёвская "Всё Будет Хорошо" выделялась только перетеканием авангарда в лаунж. Сопровождаемые аплодисментами ценителей, музыканты сошли со сцены, уступив её Юлии Теуниковой.

"Сашины песни можно петь в любом возрасте, в любом состоянии. Они на все времена и на все нравы", - сказала Юля и опять вернула нас к самому главному, спев башлачёвскую "Осень". Подходит эта песня женскому исполнению, к Юлиному - точно. Больше Юля ничего не спела, но оставила нас в нужном настроении для того, чтобы принять следующую участницу - Ольгу Ступину.

Все, кто, как я, Ольгу услышал в первый раз, поняли, что она ни в коем случае не эпигон. "Башлачёв в юбке" - этот статус Ольга уже добровольно сама на себя принимает, хоть юбок не носит. Но под таким статусом не вырастешь, поэтому предлагаю другой - Сашина дочка. Сашина дочка от Сашиных песен. И ребёнок уже растет. В частности, Ольга доросла до электрического звучания, чего Башлачёв не успел. И в электричестве мне её песни понравились ещё больше. В кои-то веки очень к месту выступил спонсор Yamaha, вручив Ольге концертную гитару, которой у неё до тех пор не было. Новых творческих успехов с новой гитарой, Оля!

Ника Як (группа КАРЕЛИЯ) - привет из "Сашиных Дней" в Череповце. Череповчанка проделала тот же путь, что и Башлачёв: переехала из Череповца в Питер. "У меня были Сашины пластинки", - очень трогательное воспоминание от столь юной девушки, хотя, наверное, имелись в виду CD. Увидев Нику, я как раз и боялся увидеть Башлачёва в юбке, благо, юбка у неё была макси, но творческий почерк у Ники свой. Будем надеяться, что в Питере ей повезёт. Ведь "в Питере нужно жить", - сказал поэт.

Какой фестиваль без открытий! И мои мысли повторил потом в своём выступлении Андрей Бурлака. Таким открытием на московском "Сашином Дне" стал для меня Иван Швецов (экс-ВТОРОЕ ВНИМАНИЕ). С первых аккордов, с первых слов я понял, что на меня надвигается Явление. Блюзовая гитара, фанковые ритмы, речитатив вместо пения и гигантская энергетика. Тем страшнее становится от того, что Швецов - человек внушительных габаритов. Иван исполнял свои песни, находясь на порубежье ярости и спокойствия, так что порой, казалось, даст по голове гитарой, чтоб лучше доходило. Сам Иван жил в Смоленске, теперь в Череповце, такая обратная перспектива. Что интересно, пел он свои песни, находясь совсем неподалёку от Юрия Наумова. А я, в свою очередь, просидел почти весь концерт за одним столом с Юрием, и мне хотелось найти на лице Наумова какой-то намек на узнавание, но, видать, лицом к лицу лица не увидать. Наумов своего творческого сына не узнал. Нужно ещё сказать, что выступление Ивана Швецова на "Сашином Дне" было особенным. Поискав потом его записи в Сети, я не обнаружил ничего похожего на то, что услышал 27 мая. Сейчас Швецов звучит намного мощнее, увереннее, определённее. Жду новый первый сольный альбом Ивана.

Творчество следующих выступантов - группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ - могу оценить лишь крайне субъективно, поэтому поздравляю группу с выходом нового альбома "Вне Игры" и перехожу к следующему участнику.

Атморави оказался в интересном положении. За день до фестиваля он сорвал голос на собственном концерте и не мог выпевать "любимые высокие ноты". Было любопытно слушать этого нежного певца снизившимся, как минимум, на октаву, что придало его выступлению не свойственную ему маскулинность. Атморави вспомнил для всех присутствующих довольно редкую песню СашБаша "Пора Собираться На Бал".

Следующим артистом "Сашиного Дня" стал мой сосед по столику Юрий Наумов. Он не испытывал трудностей с высокими нотами, но "Поезд №193" прозвучал точно так же, как на трибьюте "Серебро И Слёзы". То есть Наумов прочитал стихотворение, воспользовавшись помощью зала и попросив всех дать "негромкий, но внятный ритм". Несколько минут сосредоточенности, когда были слышны только слова Башлачёва, голос Наумова и хлопки зрителей, безусловно позволили принять такое прочтение как минуту молчания по Башлачёву.

Лидер харьковской МЯГКОЙ МАШИНЫ Антон Пилипенко не выступал полтора года и благодаря приглашению Светланы Куниной вернулся к концертной деятельности. МЯГКАЯ МАШИНА, возможно, не была оценена сразу и всеми, но впечатлила хотя бы своим инструментальным составом. Вместе с Антоном выступали его друг и лидер харьковской же группы ДЕЙСТВО Денис Ковалёв и бас-гитарист группы БЕЛОВОДЬЕ Александр Поляков. Причем Денис играл на безладовом басу ритмические партии, а Александр на басу - риффы и соло. Необычные песни Антона Пилипенко, обычно характеризуемые как джаз-фолк-индастриал, необычное звучание - вот, кажется, составляющие успеха. Но харьковчанам надо было пожертвовать многим, чтобы оказаться в Москве, так что пока вряд ли можно говорить, что дорога проложена. Интервью с Антоном и Денисом будет опубликовано на Нашем НеФормате в скором времени.

Выступление МЯГКОЙ МАШИНЫ открыло фолк-блок на "Сашином Дне". Бесспорно, в песнях Александра Башлачёва много фольклора - от низового до чистого, древнего. Тем ценнее появление на фестивале Великого Деда Сергея Старостина. Он сказал: "Протрубим для тех, кто уже спит". И сыграл на рожке что-то такое, от чего стало на душе хорошо и ясно. Песню "Чёрная Птица" Сергей посвятил Александру Башлачёву, и стало тревожно. А потом Сергей спел "Глубоко" из "Душеполезных Песен На Каждый День", и стало глубоко, широко, высоко, далеко - и радость, и любовь...

Выход сказителя Александра Маточкина, к сожалению, был далеко не так удачен. Чистый фольклорист вдруг исполнил песню Башлачёва "Как Ветра Осенние". То ли не может Александр по-другому, то ли неудачный день, но из грустной песни вышла заунывная. Стоило ли ради одной песни из Ленинградской области ехать в Москву? Бог весть. Может, кому-то понравилось.

Но ирония судьбы не в этом. "Это я не со зла", - сказала Светлана Кунина и отправила Хелавису петь ту же песню. Надо отдать должное Наталье Андреевне - она самоиронична: "Если девочка берется петь Башлачёва, то получается пафосная женская рок-баллада". Хелависе достало самоиронии, но и достало смелости совместить Башлачёва и пафос. Возможно ли, нужно ли это? Судить вам. Но если бы мне пришлось выбирать из двух версий, то я бы предпочёл не выбирать ни одной. Но голос Хелависы - божественная сила, и его очарованию поддаются даже люди совсем из другого мира: Атморави и Юрий Наумов подходили с комплиментами.

Питерцы НИХАУ перешли рубеж закрытия метро, поэтому лучшую кавер-версию фестиваля "Лихо" слушал изрядно поредевший зал. НИХАУ стали для меня вторым открытием. Их непростая тяжёлая гитарная музыка может найти поклонников среди искателей альтернативы альтернативному року.

Своё подношение Башлачёву делали люди не только из совсем других музыкальных стилей, но и из других видов искусств. Театральный актёр Дмитрий Бозин - тоже поклонник Башлачёва, но петь его песни не стал. Дмитрий исполнил мини-оперу по поэме-сказке Марины Цветаевой "Царь-девица". Он создал прямо на наших глазах целый моно-спектакль: спел-сыграл за всех персонажей - и всё это а капелла! Зрелище, достойное театра Романа Виктюка, где, собственно, Дмитрий и служит.

Алина Морковина (ДИРЕКТОР ПЛЯЖА, Новосибирск) поразила не только умными, очень умными текстами, но и способностью употребить в одной песне такое количество мата, которого редко удавалось достичь и Шнуру. Музыку немного теснят тексты колючие, но она есть, а мелодии напевные, цеплючие. Сейчас обнаруживаю в своих записях пометку "надо проснуться". "Проснись. Да хорошо встряхнись". Проснуться, видимо, удалось, но девушку стало жалко. От мата цветы умирают. Алина, вы мне понравились!

Самым звёздным конферансье фестиваля оказался Ник Рок-н-Ролл. Ник проявил невероятную скромность, прочитав два стихотворения без свойственной ему экзальтации, тихо и проникновенно. Вторую половину времени его конферанса занимало представление группы FREAKING OUT и прославление театра. Понравился ли Нику Дмитрий Бозин? А вот кабаре-квартет FREAKING OUT, несмотря на яркий сценический образ, не пришелся мне по душе. Если будут ещё на "Сашином Дне" гости с Украины, порекомендую кабаре-септет DAKH DAUGHTERS.

Александра Арбацкая, как и Юля Теуникова, вышла всего лишь с одной песней, с "Посошком". Сашино исполнение Сашиной песни было прочувствовано с первой ноты до последнего слова. Шедевр!

Когда на сцену вышли ОТЗВУКИ МУ и спели "Цветы На Огороде", среди полусонной тишины они прозвучали уже как ОТЗВУКИ ОТЗВУКОВ. Это была пятиминутка потустороннего. Видимо, чтобы вернуть всех к действительности, нынешний вокалист ОТЗВУКОВ МУ Герман Виноградов спел не менее потусторонний, но забавный романс про водяного и его дочерей.

И опять всё ушло довольно далеко в сторону, и - в который раз! - ещё одна девушка вернула нас к главной теме. Это была Юлия Тузова. Одним лишь своим отношением к происходящему и одной (тоже одной) своей песней она смогла перевести сонное оцепенение зала в благоговение перед моментом. Юлино "С днём рожденья, Саша!" прозвучало по-матерински.

Мне показалось, что для всех девушек "Сашиного Дня" это дело более личное, нежели для мужчин. СашБаш ими воспринимается как родная душа отнюдь не в фигуральном смысле. И вспомнилась подходящая цитата из книги Андрея Бурлаки: "Когда-то Башлачёв объяснял, почему он не хочет больше петь свои песни: "Они лежали на столе, их мог взять кто угодно. Скорее всего - женщина. А взял - я..."

Перед началом выступления Михаила Башакова Юрий Наумов лично попросил сомкнуть ряды. "Миша, теперь у тебя плотняк!" И Миша устроил представление. А в зале негромко, только для себя, подыгрывал Башакову на мелодике Артур Князев. Замечательно, что Башакова поставили в конeц "Сашиного Дня". Только у Михаила получается петь грустные песни светло, а злые песни не зло, а сочувственно. И когда он поёт, обращаясь к залу "Ты спроси себя: а не сука ли я?" - ты думаешь: да нет, вроде нет.

Он совсем другой, Михаил, хоть и фамилии похожи. И Юрий совсем другой, и Антон, и Сергей, и Олег, и все те многие другие, которые видели, слышали, общались с Башлачёвым, и все те, кто... но уже с частицей "не". Все они любят Башлачёва. "Сашин День" - ещё один способ собрать вместе хороших людей. Я и сам ощущал себя уже как бы не здесь, потому что в одном зале собрались почти все люди у которых я брал интервью за всю свою журналистскую карьеру (у некоторых - для Нашего НеФормата). Совсем не обязательно быть похожим на Башлачёва, чтобы делать простую работу - жить. Нужно делать то, что любишь и быть честным перед собой.

"Ведь тебя посеяли, чтоб ты пригодился
Ведь совсем неважно, от чего помрёшь
Ведь куда важнее, для чего родился"
.

Фото: Сергей БАБЕНКО




Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 04 июня 2015, 22:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛев Наумов - "Александр Башлачев: Человек поющий"Екатерина Борисова23.06.2010
Рецензии"Александр Башлачёв: исследования творчества"Геннадий Шостак18.08.2010
Рецензии"Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников"Екатерина Борисова01.03.2012
РецензииС. С. Шаулов - "Поэзия А. Н. Башлачёва: в поисках «основного мифа»"Геннадий Шостак09.07.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Вечный Пост"Геннадий Шостак28.12.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Третья Столица" и "Таганский Концерт"Геннадий Шостак14.01.2015
Рецензии"Башлачёв. Серебро и Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
Архив"Кругозор" №07'1989 (А. Башлачёв)Старый Пионэр05.11.2003
АрхивАлександр Башлачёв, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр11.01.2005
Архив"Юность" №06'1988 (И. Кормильцев, А. Башлачёв)Старый Пионэр07.09.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23.02-01.03.1998 (А. Башлачёв)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Комсомольская Жизнь" №10'1990 (А. Башлачёв)Старый Пионэр30.11.2006
Архив"Нева" №02'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр02.07.2008
Архив"Досье" (Москва) №11'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр04.09.2008
АрхивКонцерты памяти А. Башлачёва (разные издания)Старый Пионэр18.02.2009
Архив"Звезда Востока" (Ташкент) №03'1993 (А. Башлачёв)Старый Пионэр09.11.2010
Архив"Университет" (Калининград) 24.06.1991 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова01.08.2011
АрхивАлександр Башлачёв, часть 2 (разные издания)Екатерина Борисова17.02.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 3 (разные издания)Екатерина Борисова25.05.2013
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
АрхивТакой "неформальный" Учитель (к/ф "Рок", А. Башлачёв, "митьки" и др.)Екатерина Борисова11.07.2013
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2014
Архив"Аврора" №02'1989 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова26.05.2014
АрхивАлександр Башлачёв, часть 5 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2015
Архив"Еловая Субмарина". ТВ "Ностальгия", 18.04.2008 (Александр Башлачёв)Екатерина Борисова17.02.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.005