Трудный возраст (фестиваль "Беломор-Буги-2014" в Архангельске)


Пару лет назад я уже говорила о том, что иногда бывает полезно не бросаться писать фестивальный отчет сразу же, по горячим следам, а выждать некоторое время, чтобы устоялись впечатления и сформировалось общее фестивальное послевкусие. Для полноты картины стоит также почитать отзывы участников - музыкантов, организаторов, коллег-журналистов; их мнения, конечно, различны, порой даже противоположны, но все же главный вектор вычленить можно. Так вот: если прошлогодний юбилейный 20-й "Беломор-Буги" оставил явственное ощущение феерии и подлинного праздника музыки (причем это ощущение длится до сих пор), то к нынешнему, 21-му, больше всего хочется применить слова "странный" и "противоречивый". Я не хочу сказать, что фестиваль был плохим, неудачным - вовсе нет. Но вот праздника как-то не получилось - или же он получился несколько вымученным. Что-то вроде второго дня свадьбы или утра после Нового года. И дело тут не в количестве употребленных накануне напитков и, соответственно, неизбежном похмелье, а скорее в желании продолжать веселиться. Если оно есть, то и похмелье не помеха (тем более что некоторые люди вполне умеют радоваться жизни и на трезвую голову), а если его нет, то никакие искусственные стимулы не помогут. И вот в этом году от справедливо прилагаемого к "Беломору" определения "традиционный" вдруг повеяло той самой традицией, которую соблюдают не своей волей, потому что хочется и нравится, а потому что надо и "здесь так принято". А это тревожный сигнал.

И ведь паузу не сделать, год не пропустить никак. Потому что "Беломор-Буги" - один из самых уважаемых фестивалей страны, выступить на нем хотят очень многие, и в этом году тоже было подано примерно две с половиной сотни заявок (при том что реальная вместимость двухдневного "Беломора" - не более 20 групп). Да и вообще традиционный, да еще и некоммерческий фестиваль - такая штука, что пропуск всего лишь одного сезона может обернуться потерей связей, наработок и даже репутации. Поэтому хочешь не хочешь, устал не устал, а тяни свой воз, если уж однажды впрягся и если в принципе заинтересован этим всем заниматься.

Черт его знает, откуда такие мысли. Может быть, просто год был трудным для всех - по не зависящим от нас причинам. А может быть, это оттого, что с лайн-апом нынешнего фестиваля как-то изначально не задалось. Еще летом продюсер "Беломора" Александр Мезенцев, давая интервью архангельской прессе, ворчал, что местная сцена не внушает ему оптимизма, что новых интересных имен мало, а группы со стажем не отличаются большой творческой активностью. Однако "Беломор-Буги" всегда славился умением показать публике то лучшее, что происходит в плане рок-музыки и в других регионах, а выбор у Мезенцева обычно более чем богатый - среди тех самых двух с половиной сотен заявок львиная доля приходилась именно на иногородние составы. Однако примерно за месяц до фестиваля прокатилась волна перетасовок: отобранные, приглашенные и уже указанные в предварительном расписании группы одна за другой отказывались ехать на "Беломор". У некоторых на то были серьезные и уважительные причины (травмы, внезапно возникшие семейные проблемы и т. п.), о прочих такое сказать сложно. Последняя перетряска лайн-апа проходила чуть ли не за неделю до начала фестиваля. Кто организовывал подобные мероприятия, тот знает, насколько это всё неудобно и некстати. В итоге взбешенный Мезенцев заявил на предфестивальной пресс-конференции, что на следующем "Беломоре" почти не будет российских рок-групп - мол, он имеет возможность укомплектовать фестиваль артистами из Европы (прежде всего из соседней Скандинавии), которые обычно скрупулезно соблюдают все договоренности и не устраивают никакой чехарды в последний момент. Заявление сильное и, на мой вкус, излишне категоричное и поспешное (тем более что на практике оказалось, что новая генерация архангельских групп, которыми Мезенцев спешно заменил иногородних отказников, вовсе не безнадежна - скорее наоборот, очень даже хороша), но и оно свидетельствует об определенной вымученности нынешнего "Беломора".

И еще, конечно, остро стоит проблема посещаемости. Непонятно, чего архангельской публике надо: иногородних артистов, если это не звезды радиоэфира, она не интересуется увидеть и услышать, своих местных тоже не желает поддержать. Ведущий фестиваля (а также музыкант и радио-ди-джей) Владислав Белобоков недавно разразился в соцсетях едким текстом с очень характерным заголовком "Пока вы сидели в Интернете", - но я не уверена, что постепенное падение интереса к "Беломору" связано только лишь с тем, что теперешняя публика предпочитает потреблять музыку виртуально. Также я не уверена, что всю малину обгадило архангельское агентство "Орландина", устроившее в конце сентября большой концерт групп ТАРАКАНЫ!, STIGMATA и УНДЕРВУД и тем самым опустошившее карманы потенциальных посетителей "Беломора", которые реальными посетителями так и не стали. Вряд ли те архангельские меломаны, кому по-настоящему интересны живые концерты, настолько нищи. Возможно, дело в совокупности всех этих обстоятельств и еще каких-то неназванных, которые вычислить не представляется возможным на поверхностный взгляд, без серьезного анализа. А анализ необходим (ведь это не разовый случай, а тенденция последних нескольких лет), иначе история может закончиться либо тем, что музыканты будут играть на фестивале строго друг для друга, либо тем, что Мезенцеву надоест заниматься "Беломором" вовсе. А ситуация такова, что хотя у Саши есть много прилежных помощников, без которых фестиваль вряд ли вообще мог бы состояться, далеко не факт, что кто-то из них - или даже все они вместе - сможет делать "Беломор" без Мезенцева. А архангельский клуб "Колесо" - замечательное, вне всяких сомнений, место, но концертами в "Колесе" заменить "Беломор" тоже никак не получится. По полудюжине различных причин.

Что-то текст у меня сам собой сползает к интонации типа "мы его теряем". Нет, пока, к счастью, никого не потеряли и даже не планируем. Да и "Беломор-2014" хоть и не стал сильнейшим за всю его историю, но, повторю, плохим не был ни в коем случае. Лайн-ап получился интересный и разнообразный, не очень многочисленная публика принимала все группы как минимум тепло и как максимум с воодушевлением. Есть о ком рассказать и что посоветовать послушать. Так что приступлю, пожалуй.

4 октября. Первый день, традиционно "легкий"

Не знаю, кто как, но когда я сама слышу словосочетание "неизвестный композитор", то сразу же вспоминаю тираду из известного музыкального мультфильма: "Как сказал классик, надо брать музыку у народа и только обрабатывать ее. Так я и делаю. Поэтому когда сегодня берешь у композитора - это, собственно говоря, берешь у народа, берешь у народа - берешь у себя, и главное, чтобы музыка была твоя, и кто говорит - плагиат, я говорю - традиция". Однако архангельская группа НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР и в самом деле, без всякой фиги в кармане, берет музыку у народа, поскольку играет фолк-рок. Правда, ее репертуар состоит не то чтоб из подлинно народных мелодий, а скорее из собственных вариаций на эти самые мелодии, однако источники слышны отчетливо, да и формы вполне понятные: всякие околорилы, околоджиги и околобарыни. Инструментарий тоже естественный для подобной музыки: флейта, скрипка, аккордеон и, конечно, бас и барабанами. Очень живая и обаятельная группа, молодая, но уже успевшая и на гастроли поездить - в том числе в Питер и в Норвегию. Кроме того, задним числом выяснилось, что в их активе есть кавер-версия "Кашмира" LED ZEPPELIN. В Интернете я этой записи (пока) не нашла, но замах вызывает уважение.

Следующий по списку архангельский коллектив PERPETUM MOBILE (обязательно надо уточнить, что название пишется именно так, с одним "u" в первом слове - ВЕЧЫЙ ДВИГАТЕЛЬ типа) отчасти напоминал предыдущий фолковыми прихватами, да и определяет себя как исполняющий Russian folk-punk, однако панка в нем определенно больше, чем фолка. Причем панка конкретно русского - то есть без всякой внятной идеи, зато с большим количеством раздолбайства этакого кабацкого типа. В число инструментов входит баян и труба (как написано в их пресс-релизе - "коллектив вносит в свою музыку позитивные ноты баяна, трубы и стихов"), в репертуар - кавер-версии песен почетных архангельских групп АНФИСА и НОВАЯ ЗЕМЛЯ. Тоже весьма активно гастролирующий состав, имеющий даже фан-клубы в Екатеринбурге, Вологде и Сыктывкаре, да еще вокалист Алексей Костин выступает там и сям сольно под гитару. Если продолжать сравнивать, то НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР - тоньше, разнообразнее и элегантнее, а PERPETUM MOBILE - нахальнее, прямее и ближе, так сказать, к народным массам. Выбирайте сами, что вам больше нравится.

Из Вологды на "Беломор-Буги" обычно попадают панки, иногда - металлисты и совсем редко - инди-группы. FOUR G вернее всего будет отнести к последней категории, поскольку бритпоп, в общем, в нее входит, а самоопределение группы (gentle rock) ей не противоречит. Из того же самоопределения можно было заранее сделать вывод, что голос у вокалиста окажется высоким и приятным, тексты группы - англоязычными, а музыка - задумчивой и красивой. Так и вышло. Впечатления от их сета в целом положительное, а то, что они явственно похожи на все бритпоп-коллективы сразу - издержки стиля, изначально подражательного.

AQUAПАРК из карельского Беломорска я уже слышала в прошлом году на фестивале "Рыбка" и тогда же посоветовала им подать заявку на "Беломор-Буги", честно, впрочем, предупредив, что шансов у них мало - не потому что группа плохая (группа-то как раз мне очень понравилась - умелая, уверенная, играющая крепкий гитарный рок с примесью электроники, сочиняющая отличные хитовые песни с достойного уровня текстами), а потому что прошлогодний праздничный "Беломор" формировался в основном по принципу "бест оф". На пермский фестиваль "Rock-Line-2014" они тоже подавали заявку - и снова безуспешно. Зато в роклайновском кандидатском списке их снова увидел Александр Мезенцев (между "Беломором" и "Рок-Лайном" уже несколько лет существует обычай обмениваться артистами, причем не только местными, но и приезжими) - и в этом году поездка AQUAПАРКА в Архангельск все-таки состоялась. Другое дело, что группа за истекший период довольно сильно изменилась и играет нынче что-то чрезвычайно громкое и сердитое; гитарный рок превратился в хаотичный драм-энд-бейс с заходами чуть ли не в рэпкор, вместо пения - кричалки, текст неразборчив. Меня все эти изменения, честно говоря, не порадовали, тем более что в новом музыкальном облике AQUAПАРК, кажется, чувствует себя пока еще недостаточно уверенно. Но любая группа имеете право и на смену направления, и на эксперимент, и если им хочется идти именно в эту сторону - значит, на то есть какие-то основания. А мои симпатии и предпочтения - они всего лишь мои.

От сыктывкарской группы ЛИСЬИ ПЕСНИ хотелось фолк-рока - названием навеяло. Но название образовано от фамилии вокалистки Евгении Лисовой, красивой девушки с консерваторской подготовкой. Никакого, стало быть, фолка - поп-рок, основанный на грамотных партиях клавишных, хорошо поставленный эстрадный вокал, вот это всё. Плюс очень энтузиастический гитарист, который постоянно приплясывал, несколько оживляя благостную и довольно-таки стерильную музыкальную картину. В пресс-релизе группа пишет, что у нее "небанальные содержательные тексты" - возможно (хотя я не очень доверяю такого рода саморекламе), но в этом году звук в клубе "М33" был выстроен таким странным образом, что вокал лучше всего был слышен в туалете. А постоянно находиться в туалете, дабы расслышать все тексты, я, простите, была не готова. Хотя, конечно, при желании можно постфактум ознакомиться с записями в Интернете - на странице ЛИСЬИХ ПЕСЕН ВКонтакте их выложено 14 штук (плюс версии). Группа уже выступала в Архангельске минувшим летом, а фронтвумен в открытом ярко-красном платье - это вообще безошибочный прием, так что принимали их очень хорошо.

Нижегородское панк-роковое трио BUZZ FICTION по каким-то причинам приехало на "Беломор" неполным составом: барабанщика им заменяла компьютерная техника. Да и остальные инструменты порою тоже. Однако ж недостачи музыкантов на сцене как-то не ощущалось, в том числе и в плане звука. Что до содержания, то, имея в виду стиль, ничего кроме угара, веселухи и дешевого популизма типа "Нужен го-о-ол, нужен го-о-ол, эта песня про футбол" от них ждать и не следовало. Где вы у нас других панков видели?

Есть, правда, еще и популизм иного рода: песни про бухло, телок и не удавшуюся личную жизнь лирического героя, положенные на стандартные блюзовые квадраты и сдобренные губной гармошкой, хриплым голосом и все той же кабацкой разухабистостью. Это довольно распространенное в наших огородах направление на "Беломоре" было представлено коллективом ГАРАХ БЭНД (Гарах - это не написанное с ошибкой слово "гараж", а фамилия вокалиста). Во время их сета публика наконец-то более или менее сконденсировалась перед сценой и начала пританцовывать, что совершенно не удивительно. Меня лично удивила лишь одна подробность: песня "Плохой Алкоголь" по музыке оказалась почти точной копией "Money" PINK FLOYD. Впрочем, эти музыканты, по их собственным словам, предыдущие пять лет в основном играли как раз каверы, и, возможно, эта тема с тех пор так и осталась в их репертуаре, незаметно и по чистой случайности потеряв изначальное авторство.

Московскую KOSTAREV GROUP я уже слышала на фестивале "InProg" в 2011 году, а также многократно читала о ней отзывы главреда журнала "InRock" Владимира Миловидова, и поэтому была морально готова к тому, что в этот раз услышу не вполне то же самое, что в прошлый - во всяком случае, в плане состава исполнителей и выбора произведений для сценического показа, потому что это коллектив, склонный к трансформациям. Другое дело, что "InProg" был мероприятием специфическим, рассчитанным на знатоков и ценителей прогрессива и сопредельных жанров, и было неясно, как Александр Костарев с компанией будут восприняты на фестивале более широкой направленности, где только что звучали всякие панк-роки и алкогольные блюзы. Но посетители "Беломор-Буги" - публика особенная, приученная Мезенцевым за многие годы к самой разной музыке, и к головокружительной смеси прогрессива, джаза, авангардного рока и бог знает чего еще отнеслась должным образом. KOSTAREV GROUP были приняты на ура - и, поверьте, они такой прием заслужили. Один кавер на "Watermelon In Easter Hay" Фрэнка Заппы чего стоил (вы вообще много знаете российских групп, которые могут сыграть Заппу, причем с блеском?). У этой команды есть множество самых разнообразных достоинств, о ней можно рассказывать очень долго, - но лучше все-таки слушать, чем говорить, поэтому ограничусь несколькими словами: профессионализм, изобретательность, непринужденность, сыгранность, артистизм, мастерство. И еще - огромная любовь к музыке. Это, возможно, странно прозвучит, но далеко не все те, кто играет музыку, ее на самом деле любят. Для кого-то это - заработок, для кого-то - способ выделиться из толпы, выплеснуть энергию или решить какие-то другие свои проблемы. Наверно, Костарев тоже когда-то в юности проходил эти стадии, но остался в музыке и занимается ею до сих пор - по любви. Я не знаю точно, но ощущения именно такие. И это тот самый случай - не во всякий год и не на всяком фестивале бывающий, - когда не хочется ничего анализировать, а хочется лишь бережно сохранить в себе пережитые минуты волшебства и выразить безграничную благодарность музыкантам, которые это волшебство умеют творить. Спасибо!

А теперь выдохнем - и вспомним начало этого текста. Говоря на предфестивальной пресс-конференции о том, что может полностью укомплектовать "Беломор-Буги" европейскими командами, Александр Мезенцев не хвастался и не блефовал. У него в самом деле есть необходимые связи и навыки, да и зарубежные группы уже неоднократно выступали на "Беломоре": UNDERGROUND ATTACK (Финляндия, 2011 и 2013), DAISY CUTTER (Норвегия, 2012), THALAMUS (Германия, 2012), WALTER BOB (Швеция, 2013), PETER PAN SPEEDROCK (Нидерланды, 2013 - эти, правда, опоздали на самолет и не смогли выступить непосредственно на "Беломоре", но ехали именно на него). В этом году прибыла еще одна шведская группа BLK TAPE - из того же города Кируна, что и WALTER BOB (с Кируной у Мезенцева особо тесные отношения: мало того, что это один из городов-побратимов Архангельска, так еще и летом там на местном фестивале выступали BLIND VANDAL - старинные Сашины друзья и подопечные). Понятно, что иностранцы на российском фестивале - это почетно и любопытно, но есть у меня сомнения, что всегда оправданно с чисто музыкальной точки зрения. Нет, BLK TAPE - вполне нормальная группа, слова плохого не скажу: красивые ребята, играют что-то вроде DEPECHE MODE в версии нынешнего десятилетия, у вокалиста неожиданно глубокий баритон, все слаженно, складно, ловко и гладко. Но чем они отличаются от тысяч других подобных европейских (да и американских) групп - совершенно непонятно. И если на будущем "Беломоре" будет выступать не одна, а пятнадцать таких вот BLK TAPE, я крепко задумаюсь, надо ли мне туда ехать. Несмотря на всю мою любовь к Архангельску, "Беломору", Мезенцеву и его команде.

Все-таки я езжу на фестивали, чтоб узнать, услышать что-то новое, необычное, интересное, сделать какие-то открытия в музыке. А слушать шведов (ну, или норвежцев, голландцев и т. д.) просто за то, что они шведы, а не, предположим, новгородцы, - увольте.

Тут нужно правильно понимать: я не призываю и не стремлюсь поддерживать только лишь отечественного производителя, да и вообще выросла на западном роке. Я знаю, что в Европе есть много прекрасных, оригинальнейших музыкантов, и рада их услышать живьем, если возникает такая возможность. Но я против того, чтоб приглашение на любой фестиваль иностранных групп становилось самоцелью или же способом доказать кому-то что-то такое, что непосредственно к музыке отношения не имеет. И хочется верить, что "Беломор" до этого все же не скатится.

5 октября. Второй день, традиционно "тяжелый"

Второй день снова начался с фолка - а точнее, с фолк-ска-панка, который бодро наяривали MIDDLE CLASS BASTARDS, архангельские парни в килтах "на босу задницу". Кроме килтов и обычного набора рок-инструментов они предъявили собравшимся волынку, трубу и мандолину, причем из всего набора хорошо слышна была только труба, то есть звук являл собой некоторую кашу. Но фигачили от души, про всяких шотландских контрабандистов и ирландских беспредельщиков пели с воодушевлением и, в общем, всем понравились.

Кстати: волынщик - здоровенный мужчина с волосами по пояс - оказался подлинным шотландцем (по деду), а заодно и главным редактором газеты "Московский Комсомолец в Архангельске". Зовут его Александр МакГрегор. И это все, как говорится, внушает.

Далее нас осчастливила своим выступлением архангельская же группа PORNOGRAFFITTY, творчество (неожиданно русскоязычное) которой посвящено "мексиканским барам, распутным женщинам и перекресткам, где можно обменять душу на бутылку дешевого пойла". Ну, женщинам и пойлу - это ладно, а мексиканские бары-то тут при чем - поближе, что ли, ничего подходящего не нашлось? Мезенцев почему-то усиленно называл их "нашими местными LED ZEPPELIN" - по мне так ничего общего. Нормальный американский рок: что-то от монстров "хайр-метала", что-то от гранджа, перемешать, взболтать, вскипятить, посыпать красным перцем, выпить, упасть, забыться и не вспомнить на следующее утро. Дешевое пойло - оно такое, да. Играют, впрочем, недурно.

Вот COSMIC HURRICANE - совсем другой коленкор. Конечно, инструментальной музыкой в Архангельске никого не удивишь, она здесь уже вроде как тренд. Но гораздо чаще это металл, а не пост-рок. Причем по музыке именно этой группы очень отчетливо отслеживается, что корни пост-рока - в образцовом прогрессиве 70-х. В данном случае мне периодически приходило на ум название CAMEL, но это некий бессознательный ассоциативный ряд, а не конкретное сравнение. Группа молодая, образовалась в начале года, но из более или менее опытных музыкантов - в частности, басист и барабанщик прежде играли, как пишут, "калифорнийский поп-рок" ( а по моим воспоминаниям - грандж) в составе под названием HAPPY END. Приятно, что люди пробуют себя в куда менее обреченных на скорую популярность стилях - и, главное, за столь малый срок добиваются столь впечатляющих результатов. В упрек им можно поставить разве что смазанные финалы композиций, а в целом - замечательная группа, праздник для ушей и именины сердца. Сама буду рада услышать их еще раз и рекомендую всем прочим, кого интересует искусно сыгранный и красивый инструментальный рок. COSMIC HURRICANE сейчас в туре (и, видимо, не в последнем), не пропустите.

Группу UFORIA я опять-таки впервые услышала на карельском фестивале "Рыбка" и, помню, удивилась, что знакомство состоялось там, а не на "Беломоре". Ну, вот - слово сказано и дело сделано. Не знаю, впечатлился ли Мезенцев одним из их выступлений в "Колесе" или решил заполнить данной группой некую негласную квоту по Северодвинску (а на "Беломор" из этого города-спутника Архангельска публика приезжает зачастую лишь затем, чтоб послушать "своих"), но в любом случае не прогадал: UFORIA выступили хоть и не без ошибок (случившихся, полагаю, от волнения), но на более чем достойном уровне. И, кстати, специально к "Беломору" перевели часть своих текстов с английского на русский. Вообще-то, можно было и не переводить, но подобный шаг свидетельствует о том, что люди подошли к делу ответственно, и что "Беломор-Буги" для них - нечто важное. И что вообще все это - не просто так.

Ну, а для тех, кто заскучал во время сетов затейливо воздушных COSMIC HURRICANE или мрачновато-психоделических UFORIA (я - не заскучала, но люди музыку воспринимают по-разному и на фестиваль часто приходят с целью просто попрыгать и повеселиться), дальше наступила радость и пришло счастье в виде архангельской группы VANDEЯ. Группа по-своему удивительная: я вот никогда не была фанаткой металкора, скорее даже наоборот, да и особой агрессивностью тоже отродясь не отличалась, - а тут буквально через несколько минут поймала себя на мысли, что под эту музыку дьявольски хочется рвать зубами мясо, ломиться сквозь чащу и с размаху лупцевать прохожих топором. И всё это, заметьте, без всякой злобы, а исключительно от полноты чувств и переполняющего тушку адреналина. В общем, такой захлестывающе энергичной музыки давненько мне не попадалось. Очень цельно, очень круто и, несмотря ни на что, очень жизнерадостно. И я совершенно не удивлена, что VANDEЯ оказалась первой за два фестивальных дня группой, которую публика решительно (и успешно) вызвала на бис.

На бис вызывали и следующую группу - MESCALERA (Киров), и снова совершенно не зря. Конечно, олдскульный трэш-метал - давно уже не диво, но он всегда радует, если сыгран ровно, четко, драйвово и насыщенно. Журналисты наперебой сравнивали MESCALERA с немецкой группой DESTRUCTION, Влад Белобоков провел аналогию с METALLICA (основываясь, думаю, еще и на подозрительном сходстве в начертании логотипов), мне же на ум больше всего приходит JUDAS PRIEST середины 80-х - альбом "Defenders Of Faith", например. Но это опять же больше бессознательные ассоциации, нежели прямые аналогии. И еще скажу, что очень хотелось бы услышать обе группы, MESCALERA и VANDEЯ - тоже вот так, связкой - на каком-нибудь большом летнем опен-эйре и невозбранно поплясать под них.

Приступая к описанию очередных вышедших на сцену "Беломора" артистов, в который уже раз повторю, что слышала их раньше на другом фестивале, а для тех, кому этот рефрен уже поднадоел, поясню: я это говорю не для того, чтоб похвастаться осведомленностью или же дать еще один линк на какой-то свой предыдущий отчет, а для того, чтобы, во-первых, снова подчеркнуть, что между рядом наших российских фестивалей существует традиция обмена информацией и, как следствие, музыкантами, и это представляется мне явлением исключительно плодотворным, поскольку для региональных групп это порой единственный шанс выехать на гастроли и показать себя принципиально новой аудитории, что очень важно и нужно для развития любого артиста; кроме того, за таким дебютным выездом нередко следуют приглашения на другие фестивали, а там, глядишь, и более широкая востребованность (вон, омская группа GROGGY, прокатившись пару раз между Пермью и Архангельском, завоевала себе поклонников во многих городах на пути следования, а сейчас собирается в Европу). Во-вторых, интересно и полезно наблюдать группу в разные годы и на разных площадках, следить за ее эволюцией. Так вот: когда я узнала, что на нынешний "Беломор-Буги" в качестве представителей дружественной пермской сцены заявлена группа RAINED, я слегка удивилась, поскольку на прошлогоднем "Рок-Лайне" была ими не сильно впечатлена. Каково же было мое удивление, когда в Архангельске предо мной предстал зрелый, уверенный в себе коллектив, исполняющий объемный, роскошный, экспрессивный инструментальный металл на уровне, можно сказать, классиков жанра! Поразительный и заслуживающий аплодисментов прогресс, группа за полтора года просто-таки расцвела. И это касается не только исполнительского и аранжировочного мастерства, но и умения делать шоу - всякие хождения участников RAINED в зал и финальная раздача хлопушек публике выглядели не трюкачеством, а вполне естественным продолжением музыкального ряда. Ну, и нельзя не упомянуть кавер-версию песни "Прекрасное Далеко", которая не только удачна сама по себе, но и без всякого напряжения встроилась в собственный материал RAINED.

А вот теперь придется описать эпизод, о котором писать совершенно не хочется, но надо. Как оказалось, RAINED недавно поучаствовали в довольно модном ныне предприятии - озвучивании немого кино, а именно сочинили саундтрек к фильму Эрнста Любича "Глаза мумии Ма" (1918 год, в главной роли Пола Негри, длительность - 20 минут). Саундтрек уже был исполнен в Перми, а теперь гордые RAINED привезли его в Архангельск, но в рамках фестиваля продемонстрировать эту работу было затруднительно, поэтому Елена Новоселова - продюсер фестиваля "Rock-Line", которая уже много лет возит пермские группы на "Беломор-Буги" - договорилась с Сашей Мезенцевым, что демонстрация состоится на традиционном after party в "Колесе" (благо, в клубе есть экран, и можно не просто сыграть саундтрек, но и показать сам фильм). И она таки состоялась, но примерно посередине выступления RAINED их резко прервал все тот же Мезенцев, произнеся речь в том духе, что ребятам, конечно, спасибо, но мы тут собрались слушать не нудятину всякую, а рок-н-ролл, и поэтому пусть лучше поиграет группа PORNOGRAFFITTY. И вот это не лезет вообще ни в какие ворота сразу по нескольким параметрам. И потому, что была нарушена та самая четкая предварительная договоренность. И потому, что не так-то долго длилась демонстрация, а доиграть RAINED оставалось и вовсе несколько минут. И потому что нудятиной это вовсе не было, да и вообще RAINED стали одной из главных сенсаций "Беломора", и многие посетители назвали их лучшей группой фестиваля. А главное - потому что "Беломор-Буги" славится своим гостеприимством, внимательным отношением к приезжим группам, а на фестивальных after party они всегда имеют преимущество хотя бы из тех соображений, что ехали издалека и неизвестно когда приедут снова, если вообще смогут, и пока есть уникальный шанс послушать их живьем - пусть играют и покажут максимум возможного. А местным-то сцена "Колеса" доступна всякий день, да и публика их уже знает...

И с какими глазами теперь рекомендовать другим музыкантам подавать заявки на "Беломор", помня, что продюсер фестиваля их может вот так прилюдно опустить под влиянием то ли алкоголя, то ли внезапного каприза? И верить ли теперь словам "мы вас любим, ждем, приезжайте еще", которые здесь часто говорятся иногородним группам?

В общем, позорище. Я с 2000 года езжу на "Беломор-Буги", помню всякое, но вот такого еще не было. И, возможно, именно эта картина больше всего мешает вспоминать о нынешнем "Беломоре" как о празднике. Невзирая на всю ту разнообразную и по большей части интересную музыку, которая там прозвучала.

Ну, и финальная группа второго дня GRENOUER как-то не оправдала возложенных на нее как на хэдлайнера ожиданий. Собственно, я сама ничего эдакого не ждала, потому что совершенно их не знаю, хоть коллектив и проживает в Санкт-Петербурге. То ли недостаточно пристально слежу за нашей концертной афишей, то ли надо верить пресс-релизу, где написано, что GRENOUER по большей части выступают за рубежом. Еще там написано, что начинали они с экстремального металла, но с тех пор довидоизменялись почти до поп-рока. Вот его-то - а точнее, нечто вроде тяжелого синти-попа, местами напоминающего то не самые удачные альбомы YES ("Big Generator", скажем), то вообще нечто среднее между A-HA и ELO, - они на "Беломоре" и продемонстрировали: очень фирменно и очень умело, но совершенно механистично и бесчувственно. Не рок-группа, а какой-то муляж рок-группы. Очень странно. И для завершения фестиваля - категорически не то.

Но чтоб совсем уж не впадать в уныние, напоследок замечу, что после RAINED и до GRENOUER выступали еще одни архангелогородцы - TRAWLER, играющие стоунер-рок с явными заездами в "южатину" (раньше, кстати говоря, они назывались DEAD OFF и играли трэш-метал). Почему-то все наши группы, характеризующие себя подобным образом, по подаче, организации материала и интонированию мне неизменно напоминают ранний BLACK SABBATH, которые сами к стилю southern не имеют никакого отношения, но, видимо, в свое время здорово ушибли по темечку всяких металлюг из южных американских штатов, а те, в свою очередь, ушибли наших (наши, между прочим, появились примерно пяток лет назад, до того "южатина" здесь была как-то не в чести). TRAWLER вызвал у меня ровно такие же ощущения. Но ничего плохого о них (как и о многих прочих подобных) не скажу - нормальная группа, мощная, в меру агрессивная и в меру депрессивная. Если б "Беломор" закончился именно на них, было бы куда лучше.

И еще раз: очень надеюсь, что вот так неоднозначно справив свое полное совершеннолетие, "Беломор-Буги" отдохнет, соберется с силами, залатает пробоины, выметет из углов мусор, нащупает второе дыхание - и через год воспрянет в прежнем блеске. Все-таки один из лучших наших фестивалей, если не самый лучший. Не хотелось бы его потерять.

Фото: Екатерина БОРИСОВА (афиши), Вячеслав УТКИН (НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР), Фотостудия "Lime" (MESCALERA, VANDEЯ, RAINED, TRAWLER, GRENOUER), Олег КОМИССАРОВ (все остальное)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 05 ноября 2014, 03:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.004