Двери в иную вечность (концерт Юрия Наумова в музее Достоевского, Петербург, 27.10.2012)


Все хорошие концерты хороши по-разному. Есть концерты, похожие на иллюзион: фокусник на сцене вытаскивает из шляпы одного белого кролика за другим, а зал завороженно аплодирует. Есть те, что напоминают народные гуляния: со сцены рекой льётся хмель и рвутся фейерверки, а публика восторженно гудит, братается, а иной раз от избытка силушки молодецкой и в драку полезть может. И есть - редкие даже среди лучших - концерты, как выход в открытый космос. Не в тот обыденный космос, рассекаемый спутниками, метеоритными потоками и кометами, куда космонавты-летали-бога-не-видели, а в те неведомые и труднодостижимые пространства, откуда под иным, непривычным углом можно взглянуть и на весь мир, и на собственную душу.

И точно так же есть обычные, пусть и очень талантливые музыканты, которые делятся с нами своей радостью и печалью, а есть психопомпы - проводники душ в тот самый другой космос, куда так сложно попасть и откуда так сложно (и не хочется) выйти.

Юрий Наумов - психопомп. Именно поэтому мне давно уже не важно, сколько лет или десятилетий песням, которые он исполняет на концертах, ведь всё равно каждая из них - это дверь, уводящая в иные миры, всякий раз разные, что неуловимо, но отчётливо зависит и от настроения самого музыканта, и от атмосферы в зале и - может быть и так - от погоды за окном или фазы Луны. И каждый концерт по-своему нов, каждый по-своему необычен.

А концерт Юрия Наумова, состоявшийся 27 октября в Санкт-Петербурге, был необычен вдвойне. Во-первых, задумывался он как презентация долгожданной для многих книги текстов Наумова (простите, но я не могу называть их стихами, тем более что сам автор писал "я ненавижу стихи, и я пишу свои тексты...") "Иная Вечность" - отлично оформленной, при одном только взгляде на которую понимаешь, зачем в наш век электронных "читалок" всё ещё нужны бумажные книги.

Но как бы ни была прекрасно издана "Иная Вечность", как бы ни были замечательны вошедшие в неё тексты, всё же главное для меня в творчестве Юрия Наумова не они, а музыка - глубокая, живая, словно дерево, река или огонь, и такая же завораживающая. И вот тут самое время сказать "во-вторых", - поскольку этот концерт был целиком и полностью сформирован по предварительным заявкам слушателей, чего на моей памяти на выступлениях Наумова не случалось вообще никогда. И, нужно сказать, слушатели не подкачали: трек-лист получился нестандартным и ярким (вот только неизбежная "Сказка О Карле" - песня, безусловно, прекрасная... и именно поэтому лично мне хотелось бы не слышать её хотя бы лет пять, чтобы окончательно не притупилось и не затёрлось восприятие). "Миниатюры", "Осенний Ноктюрн", традиционная, но с необычным, почти ядовитым напором исполненная "Никак Не Похоже На Блюз", неожиданно названная самим автором светлой - и светлая, несмотря на всю мрачность концовки, "Кто Бы Мог Знать", беззаветно любимая мною вещь "Пьяница Радуги", в которой я, кажется, растворяюсь без остатка... яростная и нежная "Сарабанда" и самый необычный финал из всех, который я не угадала бы ни с трёх, ни с тридцати трёх раз - "Метафизические Опыты". После этого оставалось только поражённо выдохнуть - и аплодировать, аплодировать, аплодировать...

Не знаю, многие ли из тех, кто был на этом концерте, согласятся со мной, но мне слегка мешало (а всерьёз помешать там мог разве что ядерный взрыв) только одно: слишком навязчивая работа со светом. Музыка Юрия и сам он с гитарой на сцене - это настолько великолепно, что мне решительно не хочется отвлекаться ни на бегущие по инструменту блики (возможно, и уместные в "Night On The Highway", но слишком уж навязчивые), ни на то, что артисту, и без того зачем-то погружённому в вампирически синий свет, внезапно рисуют алую полосу на лице. Считайте меня эстетически слепой и неспособной к синэстезии, но мне не нужны все эти изыски - во всяком случае, не там и не тогда; я хочу просто видеть прекрасное выразительное лицо Юрия и его фантастические руки.

Психопомпы Древней Греции уводили людей в иные миры безвозвратно, и лишь один из них - певец Орфей - хотя бы попытался (но, увы, не смог) вернуть подвластную ему душу обратно в обыденный мир. И я иногда думаю, что, наверное, не зря Наумов каждую свою композицию заканчивает отчётливой точкой - ярким звуком, от которого вздрагиваешь и вновь начинаешь осознавать своё место в зале, сцену, город, планету Земля... И задаю себе наивный вопрос: а что будет, если однажды он не поставит этой точки, уйдёт в многоточие, не позовёт меня назад? И не боюсь. Мне этого почти хочется.

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 29 октября 2012, 22:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиКонцерт Юрия Наумова (ЦДХ, Москва, 19.04.2008)Юрий Кибиров28.04.2008
АрхивЮрий Наумов, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр02.05.2006
АрхивЮрий Наумов, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр26.07.2006
Архив"Молодежная Стрелка" (Нижний Новгород) №14, ноябрь 1996 (сейшен в Планетарии, Ю. Наумов)Екатерина Борисова30.04.2014

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.008