Продвигаемся на Запад или В роке не только мужчины-2 (республиканский "Men's Fest" в Минске)
3 июня в ДК села Черни Брестской области прошел областной конкурс-фестиваль "Men's Fest" (о котором я подробно написал в статье "В роке не только мужчины"). Первое место там было присуждено брестской группе TERRAKOD. Победители заслужили право участвовать в республиканском "Men's Fest", который состоялся 30 июня в минском компьютерном клубе "Салтайм".
"Салтайм" располагается довольно далеко от центра города. Тем не менее, несмотря на небольшую вместимость зала, он пользуется любовью у минских музыкантов и любителей рок-н-ролла. Мы с Юлией Хатыповой прибыли к месту назначения задолго до начала конкурса, о чем нам не пришлось пожалеть: "Men's Fest" почему-то стартовал не в 19:00, как было объявлено, а в 18:45, что само по себе странно: обычно концерты начинаются с опозданием, крайне редко - вовремя. А здесь - такая спешка...
Еще до начала конкурса-феста один из его организаторов, директор групп СЬЦЯНА и TERRAKOD Дмитрий Назаров предложил мне посидеть в жюри. В итоге конкурс "жюрили" мы вдвоем с журналистом Сяржуком Будкиным - основателем и главным редактором белорусского музыкального сайта "Тузін гітоў", что в переводе означает "Дюжина хитов".
Уж не знаю, по какой причине, но людей на фестиваль пришло крайне мало: то ли сказалась пора летних отпусков, то ли реклама не была поставлена должным образом. А, с другой стороны, быть может, это и к лучшему, поскольку пришли настоящие ценители белорусского рока.
На республиканском "Men's Fest" были представлены 4 области Белоруссии - Витебщина и Могилевщина по какой-то причине его игнорировали. Образовавшуюся нишу заполнили два коллектива из Минска. И, хотя на конкурсе выступление каждой группы лимитировалось двумя композициями (тексты которых распечатывались и раздавались членам жюри), все участники, к радости публики, исполняли гораздо больше песен. Как известно, "Men's Fest" призван содействовать развитию национальной культуры. Поэтому участвовать в нем могли только белорусскоязычные группы. Впрочем, как увидим, и из этого правила имело место исключение.
Сначала слово взял ведущий - поэт, пресс-секретарь компании "Будзьма беларусамі!" Алесь Плотка - и объявил первых участников. Программу открывала гомельская группа ARCHALAXIS. Усредненный трэш-метал. Тексты на корявеньком белорусском. Особенно меня позабавил припев песни "Пераапрануцца" ("Переодеться"), который в дословном переводе на русский выглядит как "Переодеться в смертный грех!" Названия "Крок У Цемру" ("Шаг В Темноту") и "Забойца" ("Убийца") в комментариях не нуждаются. Ребята представили сверх конкурсной программы премьеру - композицию "Брэсцкая Крэпасть". И хотя я из-за неотстроенного звука не понял ни слова, мне как жителю Бреста было приятно. В целом же группа не произвела на меня никакого впечатления - быть может, потому что я прохладно отношусь к "металлу" и при оценке творчества подобных коллективов мне весьма сложно быть объективным.
Следующей была команда SHTOFF, которую ее лидер и вокалист Кастусь Пожарицкий позиционировал как "гродненскую группу с брестскими корнями". Название не поддается однозначному толкованию: штоф (от немецкого Stof) означает декоративную ткань со сложным крупным тканым рисунком. Также штоф (кружка) - старая русская мера объема, равнявшаяся 1,23 л. Еще Кастусь сказал, что штофом на языке наркоманов называется косяк ("О, уже пропаганда пошла!" - не удержался от комментария Алесь), а также определил стиль группы как "панк по-гродненски". В ответ на реплику Кастуся Алесь вспомнил гродненскую белорусскоязычную панк-группу КАЛЬЯН, которая, похоже, ему очень нравилась.
Конкурсная программа SHTOFF меня впечатлила. "Ляці" ("Лети") - лишнее подтверждение совместимости панка и лирики. Песенка "Хакей" проникнута острым юмором. В ней автор выражает глубокую благодарность нашему батьке (который, как известно, заядлый хоккеист) за то, что тот повсюду строит ледовые дворцы, даже в деревнях, и теперь сельчане вместо того, чтобы пить самогон, идут играть в хоккей. Внеконкурсная же программа состояла из русскоязычных композиций. Две первые отличаются острой злободневностью. Песня "Я Не Сдаюсь" в контексте политических событий, происходящих в Белоруссии, когда запрещено даже молча стоять и аплодировать, наполняется новым смыслом: как бы трудно ни было, как бы ни были жестоки власти в подавлении акций протеста, стой до конца, не продавайся и не сдавайся. А в песне "Я Никогда Не Брошу Пить" Кастусь Пожарицкий пытается искать причину пьянства белорусов в господствующем политическом режиме. Что ж, возможно. Но если мы увеличим в стране потребление алкоголя на душу населения, власти будут только рады: пьяными проще управлять. Закончила группа свое выступление лирической композицией балладного строения, название которой не было объявлено. Но сама вещь меня потрясла.
Еще перед выступлением группы Алесь объявил, что лидер SHTOFF - профессиональный нарколог, готовый за 70 долларов провести для всех желающих лечебный сеанс по избавлению от наркотической и алкогольной зависимости. Правда, желающих так и не нашлось. Что не удивительно: с валютой в Белоруссии сейчас ох как тяжко!
Конкурс продолжила минская группа AMAROKA. Веселый-превеселый белорусский панчок! Надо сказать, что публика, вяло реагировавшая на выступления двух предыдущих коллективов, теперь принялась танцевать у сцены. Очевидное достоинство группы состоит в том, что ее лидер, гитарист и вокалист Змицер серьезно подходит не только к музыке, но и к текстам, которые создает на хорошем литературном белорусском языке. Песня "Amaroka MTV" посвящалась фанатам телевидения в целом и известного музыкального канала в частности. "Пульс" и "Лепшы Дзень" ("Лучший День") проникнуты бьющей через край жизнерадостностью. "Траблы" ("Проблемы") - песня о жизни в нынешней Белоруссии. Впрочем, и постоянные трудности, и проблемы Змицер сотоварищи воспринимают с юмором. Нам бы их оптимизм! Дается группе и любовная лирика. Мне больше всех понравилась песня "Ты і Я".
Выхода на сцену следующего участника с нетерпением ждали многие присутствующие в зале. Благодаря Интернету и непосредственным контактам информация о группе TERRAKOD мгновенно преодолела пределы Брестчины и распространилась по всей Белоруссии, и я искренне счастлив, что мне довелось в этом самым непосредственным образом участвовать.
Сцена в клубе очень маленькая - не для больших составов. Поэтому одному из гитаристов - Андрею Мехедко - пришлось расположиться рядом со сценой. По той же причине визуальный элемент пришлось свести к минимуму: ребята просто стояли на сцене и трясли хайрами.
Пока музыканты готовились к выступлению, Алесь Плотка пытался рассказать о группе зрителям, но его голос постоянно тонул в реве настраиваемой гитары. Свое выступление TERRAKOD начали не с конкурсных песен, а с премьеры только что созданной композиции, название которой еще не было придумано. Затем прозвучали "Ночы", "Пакой 101" и "Мята" - по сути, весь репертуар, который отработан на сегодняшний день. На сей раз - а это было всего лишь второе выступление группы - TERRAKOD был более сыгран и вообще прозвучал по всем параметрам гораздо лучше, чем в Чернях на областном "Men's Fest". И это при том, что в Минск не приехал звукорежиссер группы!
Завершала конкурсную часть вечера минская неофолк-группа РОКАШ. Древнебелорусское слово "рокаш" обозначало призыв к восстанию. Это боевой клич воинов Великого Княжества литовского, которые защищали родную землю от вражеских нашествий. В общем, название хорошее. Только вот брать его ребятам не стоило. По-видимому, им неизвестно, что в середине 80-х в Новополоцке (Витебской обл.) уже существовала группа РОКАШ. Она играла хард-рок и просуществовала несколько лет. Историю белорусского рока надо изучать повнимательнее!
Группа представила весьма интересную программу. Монументальная композиция "Стары Замак" ("Старый Замок"), стилистику которой я бы определил как синтез неофолка и арт-рока, отразила интерес участников коллектива к истории родной страны. Содержание песни "Крылы" ("Крылья") можно для краткости свести к фразе Толкиена: "Бегство из постылой темницы в царство свободы". Композиция "Дзеці Паўночнага Ветру" ("Дети Северного Ветра") пропитана публицистичностью в самом хорошем смысле этого слова: северный ветер - метафора диктаторского режима, при котором попираются и подавляются самые элементарные человеческие права и свободы... Далее домысливайте сами. Закончилось же выступление ужастиком "Ваўкалак" ("Волколак"), фабульно восходящим к древнеславянскому фольклору. В целом группа понравилась. Но, увы и ах, как часто бывает у молодых коллективов, дистанция между замыслом и его реализацией измеряется космическими расстояниями. Во-первых, группе не хватало элементарной сыгранности, - как будто они не выступают, а репетируют. Во-вторых, вокал Полины Дулинец, флейта Натальи Исаевой и ритм-секция чудовищно не строили между собой. Так что группе необходимо было серьезно работать, прежде чем выходить на конкурс республиканского значения. Хотя идейный замысел, концепция и сами композиции не могут не вызывать у меня восторга.
Во время небольшого антракта мы с Сяржуком Будкиным расположились за столиком в соседнем баре, чтобы посовещаться и решить судьбу участников конкурса-фестиваля. Мы были практически едины во мнениях. Места расположились следующим образом:
Как сообщил Алесь Плотка, первые три победителя награждаются призами: обладатель первого места - TERRAKOD - получит право выступить на международном фестивале "Захід", который состоится во Львове 19-21 августа. Группа AMAROKA, получившая второе место, будет участвовать в программе XXI фестиваля "Басовішча", который пройдет в середине июля в польском городе Грудеке. Обладателю третьего места предусматривалось бесплатное создание сайта. Вот тут-то организаторы "Men's Fest" зашли в маленький тупичок: оказалось, что гитарист РОКАША Алесь Акульчик - по специальности программист, и сайт у группы уже есть. Сяржук предложил - так и быть! - создать сайт группе SHTOFF. Но, подумав, решил, что в нем больше нуждается TERRAKOD... В итоге вопрос с сайтом остался открытым.
Тем временем у "Men's Fest" случился замечательный постскриптум - выступление группы СЬЦЯНА, которая, напомню, стала лауреатом одноименного фестиваля 2009 года. Ребята великолепно - а по-другому у них и не получается! - отыграли фрагмент программы "Кропка Вяртаньня" ("Точка Возврата"), представили премьеру песни "Make Yourself", которую минчане еще не слышали. Выступление традиционно завершалось песней "Працяг Будзе" ("Продолжение Следует"). А кто бы сомневался!..
В перерыве между песнями СЬЦЯНЫ взял слово Сяржук Будкин и объявил результаты конкурса, а Алесь Плотка вручил почетные грамоты всем пяти участникам "Men's Fest". Не было ни криков "бис!", ни просьб продолжить выступление. Зрители и музыканты тихо расходились-разъезжались, поскольку нужно было освобождать помещение.
В заключение позволю себе чуть-чуть порассуждать.
Нынешний "Men's Fest", насколько это было возможно, расставил точки над "i" и обозначил картинку на белорусской республиканской рок-сцене. Так, хэви-метал пользуется популярностью преимущественно в среде "металлистов". И если бы ARCHALAXIS выступал перед соответствующей аудиторией или участвовал в программе республиканского или даже международного "металлического" фестиваля, шансов привлечь внимание (и не оказаться в числе последних) у группы было бы гораздо больше. ARCHALAXIS есть над чем работать. Возможно, в дальнейшем они будет пользоваться популярностью у почитателей тяжмета, и не только в родном Гомеле. Безусловно, есть и будет своя аудитория у группы SHTOFF. В условиях белорусских реалий на нее будут работать композиции с социально актуальными, публицистическими текстами. Да и о лирике забывать не стоит. РОКАШ - хорошая группа с пока еще не реализованным потенциалом. Хочется пожелать ребятам высокой работоспособности, титанической выдержки, неиссякаемого вдохновения... Остальное приложится. Да и название сменить не мешало бы! Группе AMAROKA я бы тоже хотел пожелать взятия новых эверестов. Панк с ярко выраженной национальной основой - направление весьма и весьма перспективное, и не только в Белоруссии. А к числу бесспорных достоинств группы TERRAKOD я бы отнес прежде всего оригинальность. Да, действительно, в европейских странах были многочисленные попытки синтеза различных, в том числе и тяжелых направлений рока с фольклорным аутентичным пением, с world music. А вот в сочетании хардкора, металла и белорусского фольклора TERRAKOD оказался первопроходцем.
Итак, одной из главных целей республиканского "Men's Fest" стало продвижение белорусских групп в западном направлении, будь то украинский Львов или польский Грудек. Группы, участвовавшие в конкурсе-фестивале, безусловно, хотят быть услышанными и оцененными за пределами своей страны, - не только в России, но и на Западе. И я искренне рад, что это заветное желание удастся реализовать группам TERRAKOD и AMAROKA, европейски ориентированным, но при этом не теряющим национальной самобытности.