|
|
|
|
|
Русская музыка (фестиваль "Беломор-Буги-2010" в Архангельске) Каждый раз, возвращаясь с какого-нибудь хорошего фестиваля (будь то пермский "Rock-Line", архангельский "Беломор-Буги", сегежская "Рыбка", томский "Muz-Online" или еще что-то подобное), я не только грущу о том, что праздник кончился, не только сортирую в памяти старые и свежие впечатления, но и размышляю о том, насколько каждый из этих фестивалей фатально зависит от своего географического положения. Расстояния в нашей стране по-прежнему огромны, и тех, кто хочет слушать и играть живую музыку, не спасает никакой Интернет, будь он хоть трижды широкополосный и безлимитный. Легко подать заявку на фестиваль, легко послушать залитые на какой-нибудь файлообменник треки и принять решение, но вот пригласить в свой город группу с другого края России - дико трудно. Вы представляете, в какую сумму обходятся билеты на самолет туда и обратно для пяти-шести человек, которым нужно долететь, предположим, из Иркутска в Архангельск? Или из Вологды в Томск? А сколько времени понадобится, если ехать поездом? Организаторы и музыканты представляют это более чем хорошо. И если организаторы не имеют в тылу толстых спонсоров (а те, кто интересуется нераскрученными музыкантами, таковых обычно не имеют), а музыканты зарабатывают на хлеб вовсе не музыкой и не могут брать за свой счет бесконечные отгулы и отпуска (а те, кто играют на подобных мероприятиях, живут в основном именно так), проблема переходит в разряд почти нерешаемой. Хорошо, если в продвижении регионального рока заинтересованы какие-то госструктуры на местах - вот, скажем, выезд на фестивали пермских групп иногда финансирует Министерство культуры Пермского края - но это скорее исключение, нежели правило. А что делать всем остальным? Затягивать потуже пояса, принимать какие-то компромиссные решения, надеяться на счастливый случай... и продолжать заниматься любимым делом. Неделями жить в плацкартных вагонах ради получасового выступления, сутками не спать, встречая и расселяя музыкантов, объяснять избалованной соцсетями публике, что рок-н-ролл мертв без живого, сиюминутного взаимодействия, снова и снова доказывать свою правоту и жизнеспособность. И надеяться на иногда единственную, но зато самую главную награду - слова: "Спасибо, вы лучшие!"
И они действительно лучшие - все эти фестивали, их организаторы и группы, которые таки приезжают и выступают. О группах, конечно, мнение может быть самое разное, и далеко не все они заслуживают восторженных отзывов, если рассматривать их непредвзято, но спасибо им хотя бы за ту увлеченность, с которой они играют свою музыку. Прочее приложится рано или поздно. А если даже не приложится, все равно это было не зря. Вот увидите.
Ну, а теперь, собственно, рассказ о том, кто и как выступал на 17-м архангельском (а по сути всероссийском) фестивале "Беломор-Буги", который проводился 5 и 6 ноября, уже традиционно (то есть пятый раз) - в зале развлекательного комплекса "М33". Звук, свет, охрана, организация были, как обычно, на высоте, поэтому отдельно на всем этом останавливаться не буду и сразу перейду к списку групп. Надо еще заметить, что в некоторых отчетах фигурируют, кроме нижеперечисленных, еще КОНТЕЙНЕР из Котласа и SCELTA из Иваново. Так вот, имейте в виду: журналисты, писавшие эти отчеты, фестиваль явно не посещали, потому что данные два коллектива хоть и фигурируют в расписании, но на деле до Архангельска по каким-то своим причинам не доехали и на "Беломоре", соответственно, не выступали.
День первый, тяжелый
Непростая задача открыть фестиваль и разогреть постепенно подтягивающуюся публику была возложена на три группы, представляющие молодую и умеренно тяжелую архангельскую сцену. SNACKS & PEDALS уже выступали на "Беломоре-2008" - тоже в начале первого дня. С тех пор у них частично сменился состав, но ориентация на MOTLEY CRUE (если верить материалу и эпиграфу в пресс-релизе) осталась прежней. Еще периодически вспоминались ранние JUDAS PRIEST и NAZARETH. Что ж, достойные, хотя и не самые модные образцы для подражания. CHROME MASTERS, в свою очередь, не скрывают своей любви к MANOWAR: кожаные костюмы, песни на байкерские темы, забой, угар и все такое прочее. Жаль, что гитарист периодически не слышал своих товарищей и пилил что-то не то и не туда. Зато вокалист визжал очень убедительно.
Группа с чудесным названием ELECTRIC IRON (ЭЛЕКТРОУТЮГ) имела в своем составе вокалиста не менее эффектного и голосистого, чем предыдущие два, и играла довольно банальный, но мелодичный и бодрый металл. Если б вокалист еще и пел бы не мимо, впечатления от их сета остались бы весьма положительные. Кстати: удивительное дело, но стоит выйти на сцену любого города тяжелой группе с белокурым фронтмэном в составе, как все окружающие немедленно начинают сравнивать оного фронтмэна с Робертом Плантом. Ну да, Плант велик, знаменит и много на кого повлиял, однако отличается от прочих вокалистов отнюдь не только цветом волос, да и не все подряд стремятся (и могут) ему подражать. В описанных трех юношах никакого вокального сходства с Плантом лично я не услышала, да и внешнего не заметила; а Александр Рогачёв (из ЭЛЕКТРОУТЮГА) больше всего напомнил мне Себастьяна Баха из SKID ROW.
Однако некоторые, как известно, любят погорячее. Их тягу к дымящимся мясным блюдам более чем удовлетворила архангельская банда GENTOO, чья главная отличительная и запоминающаяся особенность - вокалистка Ксения Кашина, упругая, прыгучая, умеющая и страшно рычать, и энергично общаться с залом, и вообще структурировать своим поведением все то, что делает на сцене группа. Группа при этом умная, сыгранная и мелодически изобретательная, уместно расцвечивающая свой металкор ориентальными штрихами. Иногда вспоминалась кировская команда МОЛЬ, выступавшая на "Беломоре" три года назад - там тоже была ядреная музыка и вокалистка Оля, бешеная на сцене и чрезвычайно милая за кулисами. Но МОЛЬ с тех пор как-то не давали о себе знать; хочется верить, что GENTOO, напротив, станут ковать железо, пока горячо, то есть начнут активно гастролировать и, в частности, посетят обе столицы. Поклонники у них там уже есть.
Краснодарцы NEWTON, выступившие следом, воспоминания о себе оставили куда более унылые - может, по контрасту, а может, и по факту. Во всяком случае, если кажется, что группа выступает чересчур долго - это говорит не в ее пользу. Притом что играли-то неплохо, но все равно скучно. Да и нирваноподобный грандж интересен разве что поклонникам NIRVANA, хотя и те наверняка предпочтут оригинал.
ENEMY DOWN (Архангельск) исполняли то, что у нас принято обобщенно именовать "альтернативой", напомнили своих известных в определенных кругах земляков E-SEX-T и скорее понравились, чем нет - особенно финальной своей композицией, почти пост-роковой и весьма недурно сыгранной.
Молодые пермяки MY RE[Z]ISTANCE вели себя на сцене неуверенно, даже нервно, что удивило с учетом того, что за их плечами - недавнее выступление на солидном немецком фестивале "Евророк". Обрывали финалы, комкали песни и вообще дергались. Соответственно, заявленная тематика ("сопротивление устоям общества и стереотипам мышления людей") не читалась; на баррикады я бы лично за этими парнями не пошла. А вот за ярославцами INEXIST - запросто. Эти играли свой modern melodic death metal с уверенностью бронетранспортера, прущего по вражеским капустным грядкам. У них, кстати, тоже в анамнезе гастрольная работа в связке с иноземными коллегами, но INEXIST, в отличие от пермской группы, урок явно усвоили и намотали на ус. Впечатлила также слаженная работа двух вокалистов.
Смоленский гитареро Юрий Михайлов посещал "Беломор-Буги" уже неоднократно - в составе групп HEADS OR TAILS (в 2008 году) и ALEX SIGMER (в 2009-м). Не сказать, что был там совсем уж незаметен, но все же несколько терялся, особенно на фоне инфернального Алекса Сигмера. И позволил оценить себя по достоинству только сейчас, приехав с сольным проектом. Правда, проекта как такового мы не увидели: накануне фестиваля басист Юрия вывихнул руку, а ехать вдвоем с барабанщиком не имело смысла, поэтому YURI MIKHAYLOV GROUP явила собою одного Михайлова, выступившего с небольшой программой под минусовку. Однако это не помешало (а может быть, даже помогло) понять, насколько он крут. Можно выучить наизусть список его достижений, в числе которых участие во многих фестивалях, сессионная работа, преподавание, первые места в конкурсах, призы и так далее, но это все останется пустым сотрясением воздуха, пока его не послушаешь. И тогда с первых нот становится ясно, что перед нами - Мастер: филигранно техничный гитарист, играющий внятно, точно, и при этом - очень свободно и красиво. Умеющий делать шоу, фактически не сходя с места. Мелодически изобретательный, и при этом экономный. Немногословный (я имею в виду гитару), что не мешает ему рассказывать увлекательнейшие истории. Впрочем, что я мелю языком? Разыщите записи, сходите на концерт, послушайте - получите огромное удовольствие.
Если Юрия необходимо слушать, то под АРКОНУ надо скакать - именно поэтому данная московская группа была выбрана хэдлайнером первого дня. АРКОНА играет паган-метал отечественного разлива, что на практике означает как-бы-славянские костюмы, довольно лубочные тексты про Ярило и прочую Русь-матушку, простые энергичные песни, прямые ритмы и остальную разлюли-малину, провоцирующую массовую пляску и хороводы. У АРКОНЫ довольно неоднозначная репутация, однако это не столько отпугивает, сколько наводит на грустные мысли о том, что любовь к корням - даже самая искренняя и бесхитростная - может скомпрометировать музыканта значительно больше, чем пиетет к источникам вроде как значительно более чуждым. Что ж поделать, если само понятие "национальная идея" очень часто становится синонимом ксенофобии, и толкутся вокруг этой идеи весьма сомнительные граждане (я не АРКОНУ, конечно же, имею в виду).
Обратите, кстати, внимание: практически все группы, выступавшие в этот день, названия имели англоязычные, да и пели в большинстве своем по-английски. В этом не было бы решительно ничего плохого (рок-н-ролл, чай, изобрели не в Костроме), если б английский их был достаточно хорош, и если бы они до конца понимали, откуда что растет. На afterparty в клубе "Колесо" кто-то (если не ошибаюсь, вокалист NEWTON) достаточно прилично спел "Californication", и на этом пост-фестивальные радости кончились; все прочие музыканты, пытавшиеся как-то джемовать и что-то вместе орать, выглядели и звучали на редкость убого. Не спас даже Юрий Михайлов, безуспешно пытавшийся внести элемент искусства в этот пьяный хаос. В конце концов он пожал плечами, отключил инструмент и ушел к нам на балкон: "А что я могу сделать, если они совершенно не знают классику?" Притом что сам Юра может запросто сыграть "в ноль" любой материал - от BLACK SABBATH до PINK FLOYD, и от RED HOT CHILI PEPPERS до той же NIRVANA. За что ему отдельное спасибо, к слову.
День второй, разнообразный
Второй день начался с места в карьер выступлением северодвинской группы с говорящим названием FАНК SТЕРЛИНГ. В прошлом году "Беломор" открывала жанрово сопоставимая группа ДАЛИ; преемственность налицо (тем более что в FАНК SТЕРЛИНГ есть музыканты из ДАЛИ), да и фанк, перемешанный с джаз-роком и латино, неплохо раскачивает уставшую от давешнего металлозабоя публику.
Новодвинский ПРОХОЖИЙ был(и) в своем роде неплох(и) - нормальный себе ритм-энд-блюз, крепенький такой и бодренький, который музыканты предпочитают именовать смесью блюза, рок-н-ролла и русского рока (масло плюс масло равняется масло). Не хватало разве что харизмы - и у вокалиста, и у группы в целом.
А вот следующая группа (архангельская, под названием ЙОТА) доказала словом и делом, что "русский рок" - это действительно стиль, жанр и образ жизни. Потому что играла именно что "русский рок", бессмысленный и беспощадный, тот, что называется еще говнороком - с истерикой на пустом месте, отсутствием голоса и слуха у вокалиста, заезженными рифмами типа "кровь-любовь" и "глаза-голоса", пошлыми текстами, напомнившими худшие образцы так называемого "русского шансона", и прочей подобной фигней. Самое обидное, что музыканты в ЙОТЕ (клавишник, трубач, гитарист, ритм-секция) подобрались все неплохие, им бы что-то приличное играть, на самом-то деле... При этом, как говорят, группа в Архангельске очень популярна, и сомневаюсь, что уровень аккомпанирующего вокалисту состава тому причиной. Вот в этом-то и основной ужас, если кто не понял.
Мужественно вытерпев ЙОТУ, мы были вознаграждены выступлением группы KID LOGIC, которая, дай бог, скоро может стать - наряду с GENTOO и уже состоявшимися в этом смысле BLIND VANDAL - основной статьей экспорта локальной рок-сцены. KID LOGIC - северодвинцы, играют уже не первый год, и в свое время были крепкой арт-роковой группой с вокалом и клавишами; теперь они довольно радикально сменили музыкальную ориентацию и исполняют мощнейший инструментальный гитарный рок. Два лидер-гитариста (Александр Дорофеев и Вадим Баев) плюс ритм-секция BLIND VANDAL равно абсолютный восторг. Группе, конечно, еще есть куда развиваться и над чем работать - скажем, хотелось бы, чтоб диалог гитаристов стал несколько более прорисованным - но уже в данном составе и качестве ею может гордиться не только родная Архангельская область, но и вся страна. Главное, чтоб страна узнала об их существовании...
После такого фейерверка череповчанам VOLTUM пришлось, конечно, нелегко, и далеко не всем они понравились. По мне так нормальная команда - тоже что-то около традиционного русского рока, но, к счастью, не как "образа жизни", а всего лишь в том плане, что играет что-то на грани хард-рока и бритпопа с некоторыми заходами в инди. То есть хард, но поизысканнее стандартов жанра, хотя не менее плотно и жестко. И без истеричного пафоса. Им бы стать немного пофактурнее, иметь бы более ярко выраженное собственное лицо - и всё будет совсем хорошо.
KARMUAZINE (Санкт-Петербург) на фоне всего ранее случившегося показались сначала бледными и вялыми, да и вокалистка Мила Юрченко как-то заметно стеснялась. Но приняли их доброжелательно, и постепенно группа раскрылась, оказавшись этаким интеллигентным, чуточку манерным, задумчивым поп-роком с заходами в трип-хоп. Они явно имеют в виду MASSIVE ATTACK, что само по себе похвально (тем более что редко у нас встречается), однако не на уровне прямых заимствований, а на уровне намеков и оттенков. В целом - интересно.
INDIGO JUNKS (Северодвинск) - хорошая, качественная группа с отличным басистом, неоднократно выступавшая на "Беломорах". Придраться практически не к чему, однако слушать их было невыносимо. Возможно, потому что они играли очень долго и - по ощущению - совершенно одно и то же. То есть все, что они сыграли, осталось в памяти как одна песня безразмерной длины. И всё.
Насчет THE KITE RUNNERS мне толсто намекали, что это такие сыктывкарские FRANZ FERDINAND. Аванс, конечно, увесистый, и не сказать, что совершенно лишенный оснований, однако ярко выраженного сходства с FF я не услышала. Как, в общем-то, и с кем-то еще. Однако отсутствие прямых аналогов не означает, что группа оригинальна и ни на кого не похожа - скорее, означает, что похожа она понемножку на всех. Нормальная музыка, нормальные тексты (по-английски и даже с хорошим произношением), все очень танцевально и весело. Но не более того.
Брянский ПОЧТИ НЕПЬЮЩИЙ ОРКЕСТР оказался действительно густонаселенным: аж восемь человек на сцене (скрипка, банджо, мандолина, аккордеон и т. д.). Играют этакий ирландский паб-панк - если вы слышали THE POGUES, то поймете, что имеется в виду. Собственно, ОРКЕСТР свои источники вдохновения (второй - NEW MODEL ARMY) совершенно не скрывает, а, напротив, всячески демонстрирует. И получается у них это чертовски здорово и душевно. Зажигательная музыка, ироничные тексты, полный отвяз на сцене, полный отвяз в зале - что еще нужно для счастья?
Казалось, победить предыдущих ораторов и еще больше увлечь посетителей "Беломора" было просто невозможно, однако московским ПИЖОНАМ это удалось. И не мудрено: чего еще ждать от супергруппы, коллектива профессионалов, собранного контрабасистом Олегом Усмановым (экс-МИСТЕР ТВИСТЕР), который, кстати говоря, вышел на сцену в имидже Джима Керри из "Маски"? Контрабас у него при этом совершенно уникальный, выполненный в форме синего замшевого ботинка - стиляжьей иконы, но это все только декорации, красивые и уместные, но не заслоняющие суть. Ну, а суть, разумеется, в музыке - ПИЖОНЫ играют неосвинг, разбавляя его джайвом, буги-вуги и классическим рок-н-роллом. И делают это с отменным вкусом и мастерством. Играли своё, играли стандарты, а на бис угостили утомленную, но не насытившуюся публику кавером на "You Can Leave Your Hat On", чем чуть не спровоцировали массовый стриптиз.
К вящей радости всех, кто снова поехал на afterparty в "Колесо", праздник продолжился и там. На сцену сначала вышел ПОЧТИ НЕПЬЮЩИЙ ОРКЕСТР, игравший уже в основном каверы, но ничуть не хуже, а то и получше, чем собственный материал, а потом ПИЖОНЫ, еще раз показавшие и доказавшие очевидное: хороший музыкант не только умело владеет инструментом, но и получает радость от игры и охотно делится этой радостью со слушателями, способен легко играть не только своё, но и чужое, свободно перемешивать разные стили, пользоваться наработками предшественников, чтоб совершенствоваться, и сам изобретает что-то новое. И ни в коем случае не упирается рогом в какой-то один стиль, жанр или, не дай бог, идею. Эта прекрасная вечеринка была омрачена лишь однажды - когда на сцену взгромоздился уже основательно поддатый вокалист ЙОТЫ и толкнул речугу о том, что мы-то, дескать, тут все русские, и потому музыку должны играть и слушать исключительно русскую. А в качестве подкрепления своим тезисам проорал сначала какую-то хрень про слезы и березы явно собственного сочинения, а потом - полторы песни Виктора Цоя (что в контексте декларируемого и вовсе смешно). И то, и другое - в одинаковой степени криво и мимо. Я не уловила, ушел ли он со сцены сам, обиженный отсутствием должного отклика, или же его кто-то оттуда сдернул, но когда на сцену снова поднялись ПИЖОНЫ, присутствующие вздохнули с явным облегчением. Однако я совершенно не уверена, что данный местечковый пропагандист осознал совершенно, в общем-то, очевидную вещь: русская музыка - это вся та музыка, которую играют русские музыканты и слушают русские слушатели. Всего-навсего. И если русскому человеку нравятся песни Джо Кокера, Шейна Макгоуэна, Джастина Салливана или Бадди Холли, если ему эта музыка помогает жить, то и отлично, и правильно. Да и патриот - это вовсе не тот, кто роняет пьяную слезу под каким-то деревом, а тот, кто делает что-то на благо своей страны и своих соотечественников, причем делает хорошо, а не криво-косо. И русский рок - в широком смысле - создавался и продолжает создаваться вовсе не только представителями титульной нации, и гитара (как, впрочем, и матрешка, и гармонь, и самовар) - совсем не исконно русский предмет быта, что совершенно никому не мешает, кстати. На фестивале "Беломор-Буги" выступают группы со всех концов России, получают удовольствие сами и дарят его другим. И это просто отлично. И совершенно пофиг, что многие и называются, и поют не по-нашенски. Не в этом же, в конце концов, суть.
Фото автора
Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 07 декабря 2010, 02:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи
|
|
|
|
|
| |
|