Андрей Шевчук (ИСТЕРИЯORCHESTRA): "Я не люблю повторяться"


"Должен вас предупредить вот о чем. Выполняя задание, вы будете при оружии для поднятия авторитета. Но пускать его в ход вам не разрешается ни при каких обстоятельствах. Ни при каких обстоятельствах. Вы меня поняли?"
Эрнест Хемингуэй, "Прощай, оружие!"

"Определенных целей можно достичь только в обход".
Сергей Калугин


...А поэтому, в первую очередь, нужно отказаться от своего главного оружия. Это позволяет сделать то, чего от вас никто не ожидает. Для ИСТЕРИЯORCHESTRA это было покруче, чем для Карла сменить инструмент, так что им впору сменить название на ГИДРАORCHESTRA. Редко кому удавалось отрастить новую голову взамен потерянной, но ИСТЕРИЯORCHESTRA пережила творческий кризис раньше событийного и сумела выпустить новый, неожиданный и отличный альбом. Тем не менее, до сих пор лидер группы Андрей Шевчук переживает вынужденное перерождение коллектива, поэтому о некоторых вещах он говорит эмоционально и категорично. Сложно сохранять спокойствие, когда недавно тебе предрекали скорое фиаско.

Мобилизация и реализация

Алексей Анциферов: Когда я услышал, что вы записываете инструментальный альбом, я подумал: что же вас так достало, что вы решили очень сильно измениться? Меня интересует подоплёка всего происходящего.
Андрей Шевчук: Если бы в группе всё шло своим чередом, то мы, наверное, записали бы ещё один песенный альбом, но получилось так, что мы перестали сотрудничать с нашим вокалистом. Оказавшись в таком положении, мы поняли, что хотим дальше быть, хотим быть группой, но играть песни мы не можем.
Встал вопрос, чем заниматься дальше, как группа будет дальше существовать? Варианты были самые разные, и самый простой - найти другого вокалиста или вокалистку. Тут уже заработало осмысление того, что происходит вокруг, пришло осознание того, что, может быть, не нужно очередного такого же альбома в том же направлении, а можно что-то изменить. Опять же, избежим сравнений вокалистов - "кто лучше?" - которые бы неизбежно возникли.

АА: Вы оказались готовы к экспериментам?
Андрей: Подвернулся случай, который мы реализовали. Мы решили проблему радикально, попробовали пойти по совершенно новому для нас полю инструментальной музыки, которую, как выяснилось, играет достаточное количество коллективов. В общем, изменения произошли. Они не были запланированы, но мы оказались готовы к тому, чтобы сделать что-то другое.

АА: Музыка для нового альбома была сочинена за какой-то отдельный кратковременный период или была собрана со всего периода существования группы?
Андрей: Экстремальность ситуации мобилизует внутренние ресурсы. Мы собрались с силами, буквально за полгода всё сочинили и летом 2008 года записали. Там всего семь песен, но мы не стали ждать, пока их станет восемь, девять, десять. Мы решили их записать и заявить о себе в новом качестве. А альбом пролежал полтора года, прежде чем был издан.

АА: Вы собирались с мыслями или с деньгами?
Андрей: Скорее, с мыслями. С деньгами проще - их просто нужно собрать. А тут... начался период осмысления того, что мы сделали. Внутренняя критическая борьба с самими собой, самоедство, присущее отдельным личностям вроде меня, заставили подумать, насколько то, что мы сделали, соответствует нашим ожиданиям, ожиданиям других людей. Но потом прошло какое-то время, альбом отлежался, созрел и оказался готов к тому, чтобы его издали. Хотя одна композиция в него так и не вошла. Мы записали восемь произведений, но посчитали, что одно из них ещё не готово.

АА: Композиции сочинялись коллективно или единолично?
Андрей: Это в основном коллективная работа, потому что, когда мы говорим о песне в традиционном её выражении - со словами, мелодией - здесь легче установить авторство, потому что есть человек, который написал слова, есть человек, который сочинил основную мелодию. Всё остальное называется аранжировкой и идёт к этой песне вкупе.
А здесь сама композиция и есть аранжировка, в ней ничего нет, кроме аранжировки, и поэтому все люди, которые занимаются аранжировкой - авторы, так или иначе. Потому что если басист сыграет по-другому, гитарист сыграет по-другому и так далее, то это будет другая песня (Андрей постоянно называет инструментальные пьесы песнями. Возможно, ещё нет привычки, а, возможно, оговорка не случайная - А.А.). Мы все - полноценные авторы.

АА: Пьесы были созданы путём сочинительства или импровизации?
Андрей: Какие-то отрывки сочинялись отдельно, но всё равно в ходе репетиций. Я включаю запись, мы играем-играем, потом слушаем, что-то из этого выбираем.

Нам остаются только эксперименты

АА: Мне показалось, что альбом "ИстерияOrchestra" - будем так его называть - ближе по музыке к "Неопределённости", нежели к "Нервам". "Нервы" были тем альбомом, где вы, может быть, попытались больше соответствовать генеральной линии альтернативной музыки. А в "ИстерияOrchestra" вы позволили себе гораздо больше вольностей.
Андрей: "Нервы" - настоящий рок-альбом. Он более однороден. В этом его прелесть. Он слушается как единое произведение. А вольности мы всегда себе позволяли... (смеётся). Сейчас будет ещё больше вольностей и экспериментов, мы уже пошли дальше того, что записано на "ИстерияOrchestra".
Теперь только эксперименты нам остаются. Потому что с инструментальной музыкой ещё сложнее. Здесь ты совершенно не можешь повториться. Потому что если человек напишет другие слова, мелодию, отличающуюся от предыдущей, даже если она будет похожа, это всё равно будет новая песня. Песни можно штамповать. А в инструментальной музыке чуть что, сразу будет ясно, что это в том же плане, то же самое, "вторая серия" предыдущего. И всё это не устраивает меня самого. Ни одна из этих композиций, ни один приём, использованный в ней, не могут быть повторены. Получится "вторая серия", а это недопустимо в данном случае.

АА: Вы не планируете возвращения к вокально-инструментальной деятельности?
Андрей: Ни от чего нельзя зарекаться. Сейчас реальный вариант (но тоже теоретический) такой: вряд ли нам нужен один человек, было бы интересно записывать песни с разными вокалистами.

АА: Это усложнит живые выступления.
Андрей: Да, но когда люди 14 лет находятся рядом друг с другом, это превращается в некое подобие семьи. И взять ещё одного человека очень сложно. Это очень сложный процесс, чтобы он стал членом коллектива. Пришёл, спел, ушёл - пожалуйста, кто угодно. Но чтобы он остался навсегда, как хочется об этом думать - мне такое трудно даже представить.
Потом, люди всегда люди, между ними отношения, особенно сложные между близкими людьми. Нам хватает внутри группы этих течений. И ещё один такой человек?!.. Опять притирки?! Есть вещи, которые не хочется проходить дважды.

АА: Может быть, вы встретите хорошего человека?
Андрей: Конечно, исключать ничего не берёмся.

Невысказанное

АА: Вы за каждой композицией видите какой-то образ или для вас это нечто абстрактное?
Андрей: Во-первых, когда звучит только музыка и не задаётся никакого мессиджа в словах, естественно, у каждого человека возникают свои образы. Я, честно говоря, не спрашивал других участников ИСТЕРИЯORCHESTRA, что они представляют в той или иной композиции, но у меня есть чёткие ощущения и яркий образ, какой-то клип от того, что происходит. То есть я это достаточно глубоко переживаю. Для меня всё это наполнено смыслом, только невысказанным.

АА: Кстати, про "невысказанность". Такая ремарка у меня в голове возникла. У вас было три альбома на "Не": "Не Твоя Весна", "Неопределённость", "Нервы", а в этот раз...
Андрей: А сейчас вообще "Не" - нет названия у альбома. Зато название группы заиграло по-новому. Теперь оправдано "ORCHESTRA", не возникает вопросов "почему?" Мы думали над названием альбома, нам ничего не приходило в голову. Потом мы решили всё оставить как есть: в данном случае название группы говорит о многом (смеётся).

АА: Возможно, ORCHESTRA потому и ORCHESTRA, потому и ИСТЕРИЯ, что вы используете не только музыкальные инструменты. В альбоме у вас постоянно звучат радиопомехи, шумы, голоса.
Андрей: Да, в одной песне... композиции... (это я по старинке, меня уже поправляют) "Leaders" звучат голоса различных политических и религиозных деятелей.

АА: Вам не хватало только одной музыки где-то?
Андрей: "Leaders " - как раз та вещь, которая началась с идеи. Эту песню одинаково понимает, наверное, каждый из нас, потому что мы общались, думали: "А что, если..." Ведь если изъять человеческую речь, это значит лишить себя ещё одного мощного средства выражения, уменьшить свою палитру. Поэтому хотелось, чтобы человеческая речь, как часть композиции, была. Мы стали думать, как это можно сделать. Сначала родилась идея, а потом это стало облекаться в музыкальный образ.

АА: Раз у вас теперь музыка инструментальная, то убирается главное препятствие для покорения Запада русскими рок-музыкантами. Будете ли вы что-то делать для того, чтобы продвигать альбом за границей? Названия у композиций уже на английском.
Андрей: Когда уходит язык как препятствие, то музыка становится интернациональной, поэтому было бы как-то неправильно называть вещи не на языке, который понятен всем. Мы сознательно пошли на это.
Мы вели переговоры с одним независимым лейблом, но их не устроило время звучания диска. Сказали - для Запада диск немного коротковат. Везде есть формат! Я был поражён. Мы пришли в самую неформатную организацию, которая выпускает независимую музыку. И нам сказали: "Нам всё в вас нравится, кроме хронометража!"

АА: А вы воткнули бы туда восьмую композицию, которая не вошла раньше.
Андрей отрицательно качает головой.

АА: Какие вы, ребята, упрямые! Концептуальные! За 14 лет существования у ИСТЕРИЯORCHESTRA вышло всего четыре альбома. Много материала остаётся за бортом?
Андрей: Если честно, много материала не оставалось. Может быть, две-три вещи.

АА: Тяжело рождаете песни?
Андрей: Я очень не люблю повторов. Нам интересно делать что-то новое. Я сразу теряю мотивацию, когда следующее становится "тем же самым". Вопрос даже не в том, сколько песен не дошло до записи, а сколько материала не превратилось в песни. В определённый момент ставишь на песне крест, потому что признаёшь это бесперспективной затеей. Основное кладбище находится на расстоянии нескольких репетиций. Одних только инструменталов несколько десятков штук.

АА: Было бы интересно повырезать оттуда хорошие куски.
Андрей: С недавнего времени я записываю всё, что происходит на репетициях. Иногда возвращаюсь и некоторые куски реанимирую.

Выключите вокал

АА: Подытоживая, некоторым образом, интервью: ИСТЕРИЯORCHESTRA, перейдя из вокально-инструментального в инструментальное состояние, больше приобрела или больше потеряла?
Андрей: Можно ответить просто: вокал она потеряла, но приобрела волынку (смеётся). Многие говорили: "Вы и дня не протянете без вокалиста". Тем не менее, мы сейчас приобрели много новых поклонников. Появилось очень много новых людей, которые раньше нас не знали, а сейчас знают только с этой стороны. Некоторых наших знакомых мы не могли вовлечь в наш круг. Они были в курсе постольку-поскольку, а теперь им нравится.
Еще я сделал для себя очень большое открытие. Кажется, что всем это понятно, но пока не переживёшь, этого до конца не понимаешь. Оказывается, вокал - настолько мощное средство художественного выражения, настолько яркое, что, хочешь - не хочешь, давит всё, что рядом с ним. И ты сзади с инструментом хоть на голове стой - ничего не сделаешь с этим.
Песня - это только вокал. Хочешь - сыграй на гитарке, хочешь - аранжируй как угодно, от этого песня ни приобретёт, ни потеряет. Раньше я очень много работал над аранжировками, а теперь понял: стоит только нажать кнопку и выключить вокал, как сразу начинаешь проникать во все хитросплетения. Сознание твоё начинает хвататься за эти нотки, за то, что там происходит, раскрывается вся сцена, которую загораживала фигура вокалиста. Инструменты все сразу стали в ряд.

АА: Ты открыл дивный новый мир?
Андрей: Да. Для себя, по крайней мере.

Рисунки: Яна КЛОЧКОВА

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 13 апреля 2010, 11:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиАльтернатива альтернативе (ИСТЕРИЯ ORCHESTRA)Снежана Сайфуллина10.05.2007
СтатьиИдеальный концерт (18-летие РУССКОЙ ПРАВДЫ в клубе "Hleb", Москва, 13.06.2011)Старый Пионэр16.06.2011

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.005