Валерий Гаина: "Я всегда буду делать то, что я хочу"


Трудно представить, что в нашей стране есть меломан, которому неизвестно имя Валерия Гаины. Но в жизни существует многое, в том числе непредставимое, поэтому для тех, кто сходу не поймет, о ком же дальше пойдет речь - краткая биографическая справка.

Валерий Гаина родился в 1956 году в Молдавии, в селе Казанешты. Уже в раннем детстве твердо решил стать музыкантом - и, разумеется, стал им. Более того, в 80-х его часто и заслуженно называли "лучшим гитаристом СССР". Из всех проектов, где звучала его гитара, наибольшей известностью пользовался КРУИЗ - особенно последний состав этой группы, сформировавшийся к 1986 году: Валерий Гаина - гитара, вокал, Федор Васильев - бас, Сергей Ефимов - барабаны. Трио КРУИЗ исполняло ураганный спид-метал с элементами прогрессива, делало красочные шоу, имело бешеную популярность, играло аншлаговые концерты по всей стране, а пластинка "Круиз-1", выпущенная фирмой "Мелодия", украшала коллекцию любого рок-фаната. В 1988 году группа подписала контракт с немецкой фирмой "WEA" и имела все шансы прославиться и в Европе, однако по ряду внутренних причин вскоре распалась. Валерий в 1990 году уехал в США, где продолжил заниматься музыкой - как гитарист, композитор и продюсер. Возвращаться на родину не планировал, однако поклонники не оставляли надежд на возрождение легендарного хэви-трио. И действительно, в 2006 году Гаина решил приехать в Россию и посмотреть, может ли получиться этот реюнион. В итоге старый-новый КРУИЗ все-таки не сложился - зато сложился проект GAINA, который существует и сейчас. Выпущено два альбома - "Снова Твой" и "С Кем Ты Играешь И Поешь?!", играются концерты, проводятся гастроли... Валерий живет "на два города", деля свое время между Лос-Анджелесом и Москвой. Работы полно и там, и здесь. До и после нашего интервью он ездил на репетиции с участниками GAINA, шлифовал свою новую инструментальную композицию, воссоздавал для предстоящего концерта песню КРУИЗА "Illusions Never Last"... Словом, являл собой активно действующего музыканта, а не почивающего на лаврах мэтра.


Часть первая: GAINA, КРУИЗ и другие

Екатерина Борисова: Кто сейчас играет в группе GAINA?
Валерий Гаина: Последний ее состав существует уже год. Сергей Костюк - басист и Павел Пазон - барабанщик. Молодые, достаточно талантливые ребята, легко входят в нюансы моей музыки, очень гибкие как музыканты, то есть вопросов много не задают по поводу того, что играть и как играть, стоит ли делать то и это. Быстро адаптируются под музыку и исполняют ее. Мне они нравятся.

Екатерина: Они играют строго от сих до сих то, что ты им сказал играть, или все же присутствует импровизация, свободное творчество?
Валерий: Свободного творчества даже больше, чем им хочется. Меня устраивает все, что вписывается в мою музыку. Допустим, я записал песню, и мне не обязательно, чтобы барабанщик, который играет ее со мной на концертах, играл точно так же все нюансы, все детали, сбивки. Главное, чтоб музыка не теряла свой так называемый грув, то движение, которое должно в ней ощущаться. Чтоб он не был ни сзади, ни спереди, чтоб мы стояли на одном уровне, и все это имело смысл. Музыкальный смысл. Чтоб композиции не терялись, а, наоборот, приобретали что-то новое, живое. Концерт ведь всегда отличается от того, что играешь в студии. В студии существуют наложения, а в живом концерте выходят музыканты и показывают класс. То, как это должно исполняться живьем. Не обязательно, чтоб сразу играли 3-4 гитары, потому что это живая энергетика, общение, что-то должно слушателю передаваться через исполнительский уровень. И через артистический, разумеется. Мне всегда было важно, чтобы в группе играли люди, на которых хочется смотреть. Из зала на них смотришь, и они притягивают, понимаешь? Чтоб это было интересно, чтоб это было уникально.

Екатерина: В КРУИЗЕ вы трое делали шоу фактически на равных. А сейчас как?
Валерий: Сейчас я беру на себя большую часть шоу, но даю возможность моим ребятам добраться до того момента, когда они смогут себя чувствовать со мной в этом на равных. Я не ставлю рамок, мне не важно, что проект называется GAINA - важно, что выходят на сцену три человека, и каждый должен подать себя как личность, как музыканта, который будет впечатлять, будет трогать собой зрителя. Для меня это всегда было важно - и в КРУИЗЕ, и сейчас. И это никогда не изменится, это законы, по которым я играю музыку. Мои музыканты должны найти в себе эту свободу, и если барабанщик захочет играть соло, которое будет впечатлять, будет интересным как зрелище, я отнесусь к его желанию с радостью. В КРУИЗЕ ведь не только мы с Федором были впереди. Ефимова любили не меньше, он хоть и сзади находился, но его всегда было видно. Он такое творил! Он общался с залом, шутил, он заводил публику, спускался к нам вниз, чтобы какой-нибудь цирк устроить... Ефимов был уникальным артистом, которого я никогда не забуду. Очень талантливый артист - и музыкант, разумеется.

Екатерина: Чем он сейчас занимается?
Валерий: У него свой проект, называется ХИППИ ХАОС или HIPPY CHAOS. Там тяжелые гитары плюс духовики, саксофонист - джаз-рок такой. Очень интересный проект, даже уникальный, но совершенно некоммерческий, поэтому он вряд ли обретет какую-то народную славу. Но я, если пойду на их концерт как зритель, получу массу удовольствия.

Екатерина: А Федор что делает?
Валерий: Я не знаю точно, что он делает в смысле своего сольного проекта, о котором мы все так наслышаны. Проект называется FTS - FUCK THE SYSTEM, но никто не слышал никаких записей, никто не знает, что за музыку они играют. Я полагаю, что это должен быть какой-нибудь тяжелый рок (лукаво) - в диапазоне от хэви-метала до хард-рока.

Екатерина: Поклонники не теряют надежды увидеть вас снова втроем на одной сцене, но, как я понимаю, это маловероятно...
Валерий: Я тоже думаю, что это маловероятно, потому что у нас всех есть какие-то свои амбиции... У каждого был этап, когда нам хотелось быть вместе. Ефимову, например, лет семь назад очень хотелось, чтоб я вернулся, и мы все снова начали играть. Федор, в принципе, всегда этого хотел. Предложения нам поступают вплоть до сегодняшнего дня - мол, давайте, соберитесь, из этого можно сделать что-то серьезное вроде гастрольной поездки. Я звонил Сергею и Федору, но сейчас их заинтересованность в этом настолько мала, что я отвечаю на предложения так: мне это нужно не больше, чем им. Когда воссоединение понадобится им на том же уровне, что и мне, тогда из этого, может быть, что-то получится. Но пока этого не видно. Они наверняка считают, что этот поезд уже проехал свою станцию. И, вполне возможно, так оно и есть. Каждый из нас живет сейчас своей жизнью, и мой проект - не единственное, чем я занимаюсь. Я не знаю, насколько реальна для нас троих возможность собраться снова. Я пока этого не представляю и не буду никого обманывать. Если это свершится - значит, свершится, но это станет сюрпризом даже для меня.

Екатерина: В трио КРУИЗ очень важен был визуальный элемент - костюмы, свет, лонжи знаменитые, на которых вы летали над сценой... Это было ваше желание или требование менеджмента? GAINA-то никакого особого шоу не делает...
Валерий: Сейчас немножко другое время, да и другие возможности реализовать себя на сцене - по сравнению с круизовскими временами, когда мы играли по 10 дней на одной арене. То есть у нас тогда были ограничения: нам не разрешали такую музыку играть, за нами постоянно охотились, чтобы нас расформировать, и все такое. Но популярность несла нам свободу, давала нам неограниченные возможности, и все, что мы делали, было нашими идеями. Хотели костюмы - делали костюмы и так далее. Находились люди, которых мы вплетали в процесс работы, и они помогали нам с костюмами, с турне, с решением каких-то жизненных и творческих планов... Механизм у КРУИЗА был крупный. А сейчас механизм достаточно маленький.

Екатерина: То есть все дело в том, что GAINA - не стадионная группа?
Валерий: Сейчас вообще нет стадионных групп. Можно назвать одну-две, да и те в каком-то городе соберут стадион, а в каком-то будут играть в пустом зале. И я согласен, что GAINA - тем более не стадионная группа и, возможно, не станет ею. Да, может быть, и не надо, потому что мы живем в другое время. Я не стремлюсь завоевать популярность, мне не это важно. Мне важно иметь возможность творить, делать то, что я хочу. Я хочу вот этим жить. И насколько мне эту возможность реально дает публика - и из "стариков", и из новых слушателей... это наши маленькие победы. Мы же не в большом музыкальном бизнесе, нас нет постоянно в радиоэфирах, на телевидении, а это, конечно, определяет успех. Сейчас все определяет не музыка, а то, как ты продашь эту музыку, этот проект. Поэтому я и не ориентируюсь на этот рынок. Я ориентируюсь на людей, которые сами ищут музыку. Есть масса людей, которых достало и радио, и телевидение, и все, чем их пичкают - они лучше сами поищут то, что им понравится. Проект GAINA рассчитан именно на таких людей.

Екатерина: И масштабное шоу тебе сейчас не нужно именно из этих соображений? Или в нем нет внутренней потребности?
Валерий: Шоу в той или иной форме будет всегда. Все зависит от конкретного концерта. Если говорить, например, о концерте, который мы недавно играли в Волгограде, то это было прекрасное шоу. Что до внешнего антуража, то, откровенно говоря, сейчас есть только возможность менять какие-то костюмы на сцене, а больше ничего. Организаторы концертов просто прогорят, если мы привезем с собой реквизит на сумму 2000 долларов, свой свет... Поэтому что нам ставят - на том мы и выступаем. Да и все сегодня так выступают. Многие наши группы - даже гораздо более известные - не отказались бы от таких шоу, которые может сюда привезти METALLICA или KISS, но нет возможностей. Шоу - это всегда интересно, мне бы хотелось делать шоу, причем дело не в атрибутике и декорациях. Шоу для меня - это общая идея концерта. Если можно выстроить концерт цельно, начать с чего-то, закончить вот здесь, а в промежутке сделать массу интересного, то это и будет шоу. Шоу должно жить внутри, и мы его должны преподносить именно через музыку, через интересно выстроенную программу. А репертуар у нас очень разнообразный - от самых старых песен КРУИЗА до самых последних моих сольных вещей - так что есть из чего выстраивать.

Екатерина: Причем старые-то песни ты играешь не один в один, и это тоже интересно. Меня, например, удивило и порадовало новое прочтение пресловутого "Волчка", где ты все клавишные партии играешь на гитаре...
Валерий: Ну да, люди-то ее просят, хотя я всегда рад, если мы без нее обходимся. Не то что я ее не люблю, но... Первый КРУИЗ все знали по этой песне. Все остальное тоже было классно, люди тот репертуар знали и любили, но "Волчок" почему-то занял какое-то особое место. И если смотреть изнутри, из коллектива - нас эта песня попросту достала.

Екатерина: А сейчас, когда ты ее по-новому сделал?
Валерий: Я ее спрятал среди всего остального, что я делаю, причем не только среди старых песен, и как-то она лучше идет. Я даже не замечаю, как она проходит. Даю ее людям попеть, тем более что слова все знают. Поэтому я теперь могу жить с фактом, что приходится иногда ее играть (смеется).

Екатерина: Теперь длинный и очень субъективный вопрос. Я не знаю, как оно виделось из Москвы и других городов, но в Питере в начале-середине 80-х ситуация выглядела примерно так: была западная музыка, которая вне всякой критики, и был Ленинградский Рок-клуб, группы коего и рядом не стояли с западными артистами в плане техники исполнения, но были нашим родным андеграундом, который пробивался сквозь дикие препоны, был разгоняем ментами и так далее, и на которые мы ходили не за музыкой, а за ощущением некоего братства по року, что ли. Ну, и за текстами, конечно, которые ценились очень высоко. А еще было такое странное явление как московский "филармонический металл", к которому и КРУИЗ относился. И отношение к этому "филармоническому металлу" было почти как к совковой эстраде: типа как к продажным служителям режима, которые не протестуют, а жируют при филармониях. А ты говоришь, что вас все время пасли, хотели запретить... То есть как на самом-то деле жилось филармоническим группам? Что там внутри происходило?
Валерий: В целом КРУИЗ очень сложно существовал, и я уверен, что так было у всех, кто называл себя рок-группой даже без претензии играть рок-музыку... Был период - КРУИЗ тогда еще был не металльным - когда, работая в филармонии и называя себя рок-группой, ты уже обретал некий другой статус и на тебя приходило больше публики, чем приходило на концерты ВИА. Все полюбили называть себя "рок-группа". И как только ты называл себя рок-группой, Министерство Культуры начинало смотреть на тебя как на врага народа. Городские власти любого города, куда ты приезжал, сразу хотели убрать тебя из этого города. И волосы длинные, и костюмы, и шоу, и свет... тогда можно было возить с собой свет, потому что это стоило совершенно других денег. Посещаемость была сумасшедшая, любая группа собирала какой-нибудь Дворец Культуры. Мы собирали Дворцы Спорта. Люди находились в поисках любимой новой музыки, любимых отечественных групп, а когда групп в масштабе страны мало, быстро становишься популярным. Но внутри... на протяжении 10 лет существования КРУИЗА почти в любом городе, куда мы приезжали, нам тут же отменяли концерт. Нам отменяли гастроли, нам говорили, что мы антисоветские, антисоциальные, тексты у нас никакие... и что это у нас за красные штаны? Неважно, что мы делали, что мы говорили - мы могли исполнять песню "Послушай, Человек", и более гуманную песню с точки зрения советского человека трудно найти, но все равно к нам приклеивали лейбл "антисоветчина".

Екатерина: Притом что вы исполняли песни на стихи советских поэтов, и с литовкой, вроде бы, проблем не должно было возникать.
Валерий: Для чего появлялись эти поэты? На самом-то деле масса текстов не была написана тем же самым Шафераном, он просто ставил под ними свою подпись. Это же была обязаловка, ВИА имели преимущество перед рок-группами, потому что они исполняли песни советских композиторов, а рок-группы исполняли свою собственную музыку, и композиторы были недовольны. Неважно, что мы исполняли - рок, не рок, джаз - но почему не Пахмутову? А мы прекрасно относились к Пахмутовой, но исполнять хотели собственные песни, и в этом заключалась проблема.
Питер, наверно, смотрел на всю эту нашу тусовку своими глазами и считал, что мы такие же плохие, как и Пахмутова, что мы конъюнктурщики... У кого ревность, у кого зависть - мы собираем Дворцы Спорта, а они сидят в каком-то рок-клубе и поэтому считают себя круче. В музыке, когда вы группа, когда вы молодые, когда вы еще ничего не понимаете, каждый любит говорить, что он самый лучший. И когда видишь какую-то другую группу, которая собрала зал, о котором ты даже не мечтаешь, что надо о ней говорить? "Продались"!

Екатерина: А вы знали о таких людях как Майк Науменко, Борис Гребенщиков, обращали внимание на андеграундных музыкантов?
Валерий: Конечно! Я сам узнал про Гребенщикова в 1980 году - после фестиваля в Тбилиси он стал популярен на всю страну, вся страна услышала о нем. Я ходил на его концерт в 1981-м или в 1982-м. Он приезжал в Москву, играл в ДК МАИ какой-то полуподпольный концерт, но зал был полный, и еще было желающих на пару концертов вперед. Я всегда любил ходить на такие тусовки, меня не смущал другой стиль - я иду на концерт, и если мне нравится, я скажу "Мне понравилось", вместо того, чтобы сказать "У-у, да они филармонические..." Я в эти игры и тогда не играл, и сейчас тем более не играю. Мы в Питер приезжали раз в полгода, сидели по 10 дней в одном Дворце Спорта "Юбилейный" - это о чем говорит?

Екатерина: О том, что питерский народ на вас ходил в большом количестве.
Валерий: Ну вот, и тема закрыта (смеется). Я понимаю, что про популярную группу много чего можно сказать. И пусть говорят.

Екатерина: Еще один щекотливый вопрос: что ты можешь сказать о группе, которая сейчас выступает под названием КРУИЗ?
Валерий: Во-первых, она очень мало выступает, потому что нахрен никому не нужна, честно говоря (усмехается). К сожалению, она называет себя группой КРУИЗ. На момент, когда я уехал в США, группа КРУИЗ собирала Дворцы Спорта, а сейчас, когда я вернулся, группе, которая называет себя КРУИЗОМ, нужно будет памятник поставить, если она соберет 100 человек. И то, что они совершили относительно этого имени, непростительно. Они его просто уничтожили. Ну нельзя историю группы КРУИЗ опустить до уровня одной песни "Волчок"! Они ведь сами всего 2-3 песни написали, а все остальное было написано мною, Сергеем Сарычевым и Матвеем Аничкиным. А со времен трио КРУИЗ там вообще вся музыка была моя. Понятно, что песни трио КРУИЗ они не исполняют, но они себя называют этим именем, хотя все всегда их знали под названием ЭВМ. И мне было очень неприятно узнать, что они сейчас называют себя КРУИЗОМ. Я бы им простил все, что угодно, даже если б они ко мне не обратились на эту тему... Позвонил как-то мне Монин года 3-4 назад и сказал: "А ты знаешь, что мы теперь группа КРУИЗ?" Конечно, знаю, они уже лет десять так называются... Причем они не спросили: "Валера, а можно, мы будем так называться?" И я мог бы побороться за это имя, но мне на сегодняшний день это уже не нужно.

Екатерина: Сейчас ведь РАО лезет всюду, даже туда, куда не надо, и ты мог бы в суд на них подать...
Валерий (с некоторой грустью): Мог бы, причем очень легко, но это имя уже настолько опущено, что я не хочу поднимать то, что они опустили. К сожалению, Саша Монин на сцену вообще трезвым не выходит... Когда в 1984 году я простился с этим составом - кстати, после концерта в Питере - я в основном простился с Гришей Безуглым, сказал, что мы не можем больше работать вместе, и объяснил ему причины: я чувствовал, что группа катится вниз, не в ту сторону для меня, и я не мог себе позволить это продолжать. Я решил с ним проститься, после чего ушли все - и назвали себя группой ЭВМ. И за все годы, что они были группой ЭВМ, они так ничего и не создали. А сейчас решили воспользоваться всем, что было создано КРУИЗОМ в то время. Это очень обидно. Но я живу сегодня другими интересами и не буду сидеть и расстраиваться. Я буду продолжать жить и заниматься своим проектом.

Екатерина: И судиться с ними не собираешься?
Валерий: Не собираюсь. Да и нечего с них взять (усмехается). Если б это была большая серьезная компания, которая меня обула, а я могу свою правоту доказать и получить с них что-то, это было бы еще как-то интересно. А так - это просто время терять.

Екатерина: А с остальными музыкантами, с которыми ты работал в те времена, ты поддерживаешь отношения? С Королюком, например?
Валерий: Нет. Как ни странно, в составе КРУИЗА все время происходили какие-то сдвиги у людей. Сева Королюк уехал на Алтай, ударился в какую-то религию - мусульманином, что ли, стал... Это как одноклассники: ты с ними вырос, но потом от них отдалился, прожил какой-то кусок жизни и понял, что уже никакого отношения к этим людям не имеешь. Все в прошлом. Сейчас даже просто посидеть, пообщаться с этими людьми уже не так интересно. А собраться с мыслью "Ой, когда-то мы были вместе, давайте попробуем еще раз!" - должны быть основания, под этим должно лежать что-то, что притягивает людей. А есть ведь новая жизнь, новые люди, новое окружение, новые проекты, новые идеи...
При этом есть люди не из группы КРУИЗ, с которыми у меня прекрасные отношения. Алик Грановский, Игорь Куприянов, Дима Варшавский, Александр Барыкин. Масса уважения друг к другу. Это все присутствует, это все живет. Спроси Барыкина обо мне или меня о Барыкине - мы всегда скажем друг о друге хорошее слово. А почему? Потому что у нас сохранилось в памяти что-то теплое, уважение изначальное, и эти отношения выжили, они выдержали проверку временем. И делить нам нечего.

Фото: Из архива Валерия ГАИНЫ

Часть вторая

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 25 ноября 2009, 15:54
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииВалерий Гаина - "Fingertips"Олег Гальченко17.07.2012
СтатьиВалерий Гаина: "Я всегда буду делать то, что я хочу" (окончание)Екатерина Борисова25.11.2009
СтатьиТворец и его команда (Валерий Гаина в клубе "Зал Ожидания", Петербург, 24.10.2012)Екатерина Борисова02.11.2012
СтатьиВалерий Гаина: "Самое прекрасное - когда люди подходят к делу профессионально"Олег Гальченко05.03.2013
СтатьиДелай, что должен (группа Валерия Гаины в музыкальном ресторане "Dom", Киев, 11.04.2013)Валерия Соколовская22.04.2013
РецензииКРУИЗ - "Круиз-1"Старый Пионэр26.02.2009
АрхивКРУИЗ, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр09.09.2005
Архив"Парус" №05'1988 (БРАВО, АВГУСТ, КРУИЗ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, "Асса")Старый Пионэр23.01.2008
АрхивКРУИЗ, часть 2 ("Московский Комсомолец", разные выпуски)Старый Пионэр19.02.2008
АрхивКРУИЗ, часть 3 (разные издания)Екатерина Борисова26.08.2013
Архив"Работница" №04'1988 (БРИГАДА С, АВИА, КРУИЗ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС)Екатерина Борисова12.02.2015

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 7 / 0.013