Еще весной, памятуя о начале своей промоутерской - карьеры? деятельности? или это хобби у меня было такое... продвинутое, подкармливающее? - короче, вспомнив, с чего началась вся эта сумасшедшая раскруточная возня, снял я с полки "Nigredo". Давненько, надо сказать, не переслушивал. И поставил...
А потом перечитал, что я сам о нем писал в те приснопамятные времена. И захотелось написать вновь. Да только другие хлопоты закрутили.
И вот сейчас, посетив в прошедшее воскресенье юбилейный концерт, хочу сказать то, что не сказал тогда, весной. Без подробностей и глубин. Так, по верхам...
В мире вообще не так уж много альбомов, что по десятку лет и более сохраняют свою актуальность. Не выбрасываются на музыкальную свалку, не становятся частью музеев, частных коллекций, книг рекордов и т. п., но слушаются в силу своей музыкальной значимости. В нашей музыке таких еще меньше, а если брать акустику, то и вообще вспомнить почти нечего.
"Nigredo" же слушается с не меньшим интересом, что и годы назад (ну, разве что несколько наивны клавиши - впрочем, возможно, это заметно лишь мне, да еще тем, кто так же давно и хорошо знаком с этим альбомом). Альбом по-прежнему остается замечательным образцом идеального сочетания "музыка/текст", музыка по-прежнему образец сочетания рока, этно-эклектики и - то, в чем Калугин так и остался, по большому счету, уникален в российской музыке - классической гитары. Если волны фолка так или иначе прокладывали себе дорогу (от РАЗНОТРАВIЯ до МЕЛЬНИЦЫ), то что касается акустической гитарной техники - как-то не пошло. А жаль...
Не буду колупать калугинские тексты - нет ни сил, ни времени, ни желания. Имеющий глаза/уши да разберется сам. Однако и в этой области "Nigredo" остается образцовым альбомом, поскольку поются не просто добротные песенные тексты, а настоящие глубокие стихи!.. Увы, у нас пока и с текстами-то не всегда, что уж тут о стихах говорить...
В общем, "Nigredo" прочно занял свою нишу - нишу тех немногих счастливых музыкальных творений второй половины прошлого века, которые будут интересны если не всегда, то очень долго.
И покупаемы. Небольшими, естественно, количествами (большими партиями расходится как-то все больше то, что забудут к утру).
...Посвященный дате концерт был шикарен! Давно не слышал Арефьеву - понял, что в ближайшее время выберусь на ее концерт. МЕЛЬНИЦА в новом составе (и, увы, без хворого Чусa) была весьма неплоха - совершенно очевидно, что сыграется команда в самом ближайшем времени. Да и солистка новая Хелависе подстать (все разговоры на тему "не то" по моему глубокому мнению следует отнести исключительно на счет инерции и старых привычек фанатов МЕЛЬНИЦЫ и лично г-жи Н. А. Николаевой).
Калугин был... да он просто был! Потому что на всех его выступлениях, на которых мне довелось бывать за прошедший год (включая собственную презентацию спектакля "Бубен верхнего мира", где Сережа сыграл одну из главных ролей), именно Калугина было как-то не так уж и много. А порой не было вообще... В этот же раз показалось, что не прошло десяти лет, что только вчера мы, аки тигры по клетке, бегали по фойе театра Спесивцева, и Серега, завидев первых зрителей, заговорщически шепнул мне: "Димка, Димка! Что-то народ собирается!.."
Потому что выступил Калугин (в сопровождении прекрасно, опять же, отыгравшего Пети Акимова) страстно и мощно! Отыграл насквозь весь альбом, и даже сонеты прочел.
Так что если вас там не было - вам же хуже! В кои-то веки Сергей сыграл "Танец Казановы" (не исполнявшийся уже лет восемь)!..
Писал вот и думал - а чем закончить-то?.. Пожалуй, вот так...
Как-то так принято посмеиваться над коллективами типа EAGLES: мол, группа одной песни и т. п. При этом почему-то напрочь забывается, что вот от EAGLES остался "Отель Калифорния", а от очень многих других - вообще ничего.
Я все же очень жду от Сергея "Albedo" - или "Rubedo", или не знаю уж, как он там его назовет. В акустике ли, в электричестве - неважно (хотя и ближе мне его акустика). Но даже если второй такой по значимости пластинки не будет - не беда. Потому что "Nigredo" уже состоялся.