Я решил охватить одной рецензией четвертый, пятый, седьмой и восьмой номерные альбомы группы ПОСЕВ/POSSEV: во-первых, стилистически и тематически они очень близки. Многие вошедшие в них композиции являют собой предтечу ранней ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Во-вторых, слушая альбомы в хронологической последовательности, можно проследить, как эволюционируют некоторые композиции от версии к версии. Почти четверть представленного материала в отредактированном виде впоследствии войдет в репертуар ГО.
"Музыка Любви" и "Сказки Старого Юнги" записывались дома у Егора Летова в августе 1984 года. Над материалом работали: Егор "Дохлый" Летов - бас, портфель, вокал; Олег "Alex" Ивановский - акустическая гитара, бас; Андрей "Boss" Бабенко - электрогитара, задний вокал; Евгений "John" Деев - бас. Там же были записаны "Семинар" и "Сделай Сам" (первоначальное название "Сделайте Сами") - соответственно, в мае и августе 1985 года. Состав несколько изменился: Егор Летов - бас, ударные, вокал; Кузьма "Кузя Уо" Рябинов - гитара, тарелка, ударные, подпевки, произнесение слога "с-с-са..."; Олег Ивановский - гитара, бас; в "Семинаре" также сыграли: Валерий Рожков (FLIRT) - флейта; Андрей Бабенко - электрогитара; Евгений Деев - бас. Все четыре альбома оцифрованы Сергеем Сыровым, мастеринг выполнила Наталья Чумакова, а в основу оформления, как прежде, положены фотографии из архива "ГрОб-Records".
Я рассматриваю альбомы по тематическому признаку. Поэтому вслед за заглавием той или иной композиции при необходимости в скобках приводится название соответствующего альбома.
"Эхо Детства" и "Эхо Детства #2" - инструментальные импровизации. И в "Музыке Любви" и в "Семинаре" обе выглядят сырыми, в последней версии слышны реплики музыкантов. "Возвращение Домой" присутствует в четырех версиях: в альбоме "Музыка Любви" это еще инструментальный набросок, сыгранный на одной акустической гитаре. В "Сказках..." и "Сделай Сам" появляется вокал. Герой 19-летнего Егора Летова устремляется к себе домой - в небо... Без комментариев! В "Сделай Сам" включена инструментальная версия песни под названием "Возвращение Домой #2". К гитаре присоединяются ударные. Композиция превращается в марш. Герой "Малиновой Скалы" трансцендирует в некий сказочный мир, в котором достигает состояния, близкого к откровению и просветлению. Песня включена в альбомы "Музыка Любви", "Сказки..." и "Сделай Сам". Последняя версия наиболее зрелая. "Метаморфоза №2" и "Всё на Север" ("Метаморфоза №1") (обе - альбом "Музыка Любви") - погружение в психоделию. Музыкальный стиль дилогии я отношу к минимализму. Мелодии нарочито примитивны.
Песня "Из Всех Углов" вошла в "Музыку Любви" и "Сказки...". В первой версии вокал задвинут на задний план, во второй слова слышны более отчётливо. Егор Летов противопоставляет общество и рок-андеграунд, а солдаты (которые первоначально именуются местоимением "они") вызывают у него ненависть и ярость. "Блюз" (альбом "Музыка Любви") - первая редакция песни, которая с измененными мелодией и текстом впоследствии войдет в альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Хорошо!" под двойным названием "Блюз" ("Никак Не Называется"). В первой версии протестность сведена к минимуму. Лирический герой еще не бросает вызов обществу, он предпочитает спрятаться и быть невидимым.
"Я Бесполезен" Егора Летова, Олега Ивановского и Кузьмы Рябинова - это уже серьезная поэзия, направление которой с полным правом можно охарактеризовать как экзистенциализм. Здесь ярко обозначается антагонизм индивида и общества. В стихах авторы передают ощущения лирического героя - разочарование, отчаяние, безнадежность, угнетенность, горечь, сожаление, отсутствие цели и смысла жизни. Повторяемая в финале заглавная фраза подчеркивает осознание собственной незначительности. В "Музыке Любви" Егор Летов интонирует на одном звуке, а Андрей Бабенко хохочет и дурачится. В версии, вошедшей в "Сделай Сам", появляется мелодия. С досочиненным третьим куплетом песня войдет в альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Оптимизм".
"Сказки..." и "Семинар" открываются психоделической дилогией из песен "Двоится в Глазах" и "Снаружи Всех Измерений". В альбоме ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Поганая Молодежь" они поменяются местами. Пока же вернемся к представляемым альбомам. Первая часть дилогии - о раздвоении-растроении-расчетверении-размножении личности. Во второй части еще нет социального аспекта, который появится на "Поганой Молодежи" ("измерений/изверений/озверений"). В "сказочной" версии Егор Летов единожды поет: "Я летаю снаружи всех представлений".
"Рай я Видел Пред Собою" (альбом "Сказки...") - чистейшей воды вымысел. Сюжет мне кажется надуманным и неудачным: герой наблюдает, как ангел падает с небес на землю и разбивается, после чего сам повторяет его поступок.
"Великий Учитель с Нами" на стихи Сергея Смирнова (альбом "Сказки...") И "Шествие" (альбом "Семинар") предвосхищают опыты проекта КОММУНИЗМ. В первой композиции Егор Летов буквально прокрикивает идиотским голосом известное стихотворение об Ильиче, помещая его в сниженный контекст, а между вторым и третьим куплетами издевательски скандирует популярные в СССР лозунги ("Наша цель - коммунизм!", "Пятилетку в три года!", "Руки прочь от Вьетнама!", "Долой Рейгана!" и др.). Во второй POSSEV вволю поизгалялись над "Маршем Коммунистических Бригад" Анатолия Новикова на стихи Владимира Харитонова... Те самые стихи, которые спустя четыре года Егор Летов использует в альбоме КОММУНИЗМА "На Советской Скорости".
В "Сказках..." протестная тематика ярче всего воплотилась в песне "Умереть Молодым". Название отсылает к лозунгу рок-поколения 60-х годов: "Live fast, die young". Один куплет повторяется четырежды. Музыкальная составляющая включает единственную фразу, произносимую на фоне одного гитарного риффа. Два года спустя Егор Летов досочинит мелодию и еще один куплет. В таком виде песня будет включена в альбом ГО "Мышеловка".
"Протест" вошел в "Сказки..." и "Сделай Сам". В первом варианте единственный куплет повторяется девять раз, во втором - трижды. Версия в "Поганой Молодежи" переименована в "Клалафуда Клалафу" и дополнена двумя куплетами.
Завершает "Сказки..." "Смерч", прежде входивший в одноименный альбом. Либо это сокращенная версия, либо только начало композиции. Точнее сказать не могу, так как трек оборван.
"Кто Ищет Смысл" - констатация абсурдности логики, идей и стремлений, бессмысленности жизни. Автор перефразирует мысль Иммануила Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Мне больше нравится версия с флейтовой импровизацией, вошедшая в "Семинар", нежели более зрелая, включенная в "Оптимизм". "Уходит Время" - монолог человека, испытывающего ненависть ко всему окружающему миру. В альбомы "Семинар" и "Сделай Сам" песня входит с разными мелодиями. Итоговая версия с доработанным текстом под названием "Так Далеко" будет включена в "Красный Альбом" ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. "Бабочек Съела Моль" - вторая, блюзовая редакция композиции "Картинки №2" ("Бабочек Съела Моль"). Медитация, восходящая к стихотворению Владимира Маяковского "Нате!" Напомню: в альбом "Дождь в Казарме" входила ее реггейная версия. Композицию "Путешествие", являющую собой черновой вариант песни "На Наших Глазах", можно было услышать в альбоме "Смерч. Летние Записи". В "Семинаре" представлена ее инструментальная версия.
Переход из одного мира в другой осмысляется Егором Летовым в "Колыбельной". Другое название "Дети Спят", как и ключевая фраза, вероятно, обращено к песне Юрия Саульского на стихи Игоря Шаферана "Тише, Дети Спят", в разное время входившей в репертуар Людмилы Сенчиной и ВИА АРИЭЛЬ. "Зеленый Блюз" на самом деле построен на рок-н-ролльных клише. Егор Летов пытается стилизовать свой текст под афроамериканские блюзы:
...Сегодня очень туго,
Сегодня, как всегда.
И нету рядом друга.
В какие города
Ушла моя подруга?
Ой, ша-ба-да-ба-да!
Песня "Too Much Pain" (альбом "Сделай Сам") целиком и полностью оправдывает свое название. Егор Летов не впадал в истерику и надрыв. Он отрефлексировал боль, которой слишком много. "Too Much Pain 2" - короткий инструментал, в котором обыгрывается тема песни.
По четырем альбомам разбросаны инструментальные импровизации, которым Егор Летов либо не дал названий, либо не написал их в трек-листах. Они озаглавлены Натальей Чумаковой как "Instrumental", либо "Без Названия".
Качество записи посредственное, иногда ужасающее. Альбомы оцифровывались с пленок, которые местами сильно зажеваны. Но это единственные экземпляры.
Восемь изданных альбомов группы ПОСЕВ/POSSEV во всей полноте отражают творческую эволюцию Егора Летова как автора в самый ранний период его творчества и помогают понять, как создавалась и из чего произросла ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Настоятельно рекомендую наследие первого летовского проекта исследователям творчества выдающегося омского музыканта и поэта - литературоведам, лингвистам, культурологам, философам и даже музыковедам. Я уверен, что, когда они детально изучат дискографию POSSEV, многие "белые пятна" будут устранены.