Евгений Додолев - "Александр Градский. Гранд российской музыки"


(c) Евгений Додолев, 2019
(p) М., "АСТ", 2019
288 с. - 2500 экз.


Это вторая книга известного российского журналиста, писателя, радио- и телеведущего, сооснователя популярной программы "Взгляд" и телекомпании "ВиД", о выдающемся российском певце, музыканте, композиторе и поэте Александре Борисовиче Градском. Первая - "«The Голос», или «Насравший в вечность»" - увидела свет в 2013 году и выдержала три издания. "Александр Градский. Гранд российской музыки" - не продолжение "The Голоса". Хотя обе книги выдержаны в жанре, сочетающем характерные особенности беллетристики и публицистики, и объединены одним героем, который, к слову, стал и их соавтором: первую книгу составили воспроизведенные (целиком или фрагментарно) интервью и статьи маэстро, а также перепечатки публикаций о нем. Вторая состоит из интервью, данных Градским Евгению Додолеву в разное время; некоторые беседы автора с героем публикуются впервые.

Но есть у книг и одно существенное различие: "The Голос" представляет собой биографию мэтра с подробным анализом самых знаковых его произведений. "Александр Градский. Гранд российской музыки" - это портрет крупным планом, нарисованный не только Евгением Додолевым и самим Градским, но и людьми, хорошо знающими маэстро. От читателя не ускользает ни один штришок. Градский представлен таким, каков он есть, со всеми своими достоинствами и недостатками. Автор постоянно подчеркивает талант и гениальность мэтра - и не только как музыканта, но и как наставника (в телепроекте "Голос") и публициста, его обаяние, способность нравиться женщинам. В то же время отмечает сложность характера маэстро.

В начале 90-х, накануне распада Советского Союза, когда Градскому было чуть за 40, журналисты называли его "папой" или даже "дедушкой русского рока". В принципе, такая аттестация была вполне обоснованной: Александр Градский создал одну из первых в СССР, условно говоря, рок-группу СКОМОРОХИ. Если верить встречающимся в периодической печати публикациям, одним из первых стал исполнять рок на русском языке. В 70-х - 80-х как мог, помогал первым советским рок-группам, в частности, МАШИНЕ ВРЕМЕНИ. Наконец, с 1987 по 1989 годы вел на радиостанции "Юность" собственную авторскую программу "Хит-парад Александра Градского", в которой представлял песни подпольных на тот момент советских исполнителей и групп. Но, как говорится, не роком единым: во-первых, Градский включал в свой репертуар и эстрадные песни советских композиторов, и романсы, и оперные арии; в 1988 году по приглашению дирижера Евгения Светланова сыграл в Государственном академическом большом театре СССР роль Звездочета в опере Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок". Во-вторых, будучи профессиональным композитором, работал в академических жанрах. Поэтому Евгений Евтушенко, написавший предисловие к сборнику стихов Градского "Избранное" (которое перепечатано в рассматриваемой книге), дал ему более емкую и верную характеристику - "Гранд российской музыки".

Книга построена, главным образом, на газетных, журнальных, радийных и телевизионных интервью Евгения Додолева с Александром Градским и другими музыкантами и деятелями культуры, знавшими мэтра.

В первом разделе "О Градском Саше" Евгений Додолев выступает как великолепный феноменолог, т. е. мастер описания того или иного феномена. В своих интервью он подробно останавливается на двух детищах Градского - телепроекте "Голос" и театре "Градский Холл". Наиболее ярко и полно феномен маэстро раскрыт в статье "О несоизмеримости. Такая вышла Story", написанной специально для журнала "Story". В ней вопросы и ответы чередуются с авторскими размышлениями. А в постскриптуме к стенограмме интервью Градского программе "Важная персона" на телеканале "Москва 24" Евгений Додолев попытался объяснить причины популярности ровесницы мэтра Аллы Пугачевой (к которой и автор книги, и ее герой относятся весьма и весьма критически). В данном случае мне хочется вступиться за Примадонну, при всем неоднозначном и противоречивом к ней отношении: если Александр Градский в свои 70 лет мог выходить на сцену, почему отказывал в этом праве Алле Пугачевой?

Второй раздел носит название "Другие о Градском". О маэстро высказываются Андрей Кнышев, Максим Дунаевский, Владимир Матецкий, Андрей Макаревич, Юрий Борзов, Евгений Маргулис, Александр Липницкий... Правда, последний выступил в роли скорее не музыканта, а журналиста, летописца русского рока. Раздел дополняется историями о том, как Александр Градский и Александр Буйнов, отстав от поезда, без денег и документов добирались по железной дороге к месту проведения концерта, как мэтр жестко, но аргументированно ответил Отару Кушанашвили на критический отзыв о выступлении его подопечных в телешоу "Голос", как автобус, в котором ехал Градский, обстреляли в Чехословакии в 1968 году, когда тот гастролировал по стране с инструментальным ансамблем ЭЛЕКТРОН...

Открытым остается вопрос: кому же принадлежит первая в мире рок-опера "Муха-Цокотуха" на текст одноименной сказки Корнея Чуковского (созданная, кстати, раньше, чем "Jesus Christ - Superstar")? Александр Градский настаивает на собственном авторстве всего произведения. Александр Буйнов утверждает, что авторами второй части рок-оперы являются он, Буйнов, и Юрий Шахназаров. Кому верить?

Не меньший интерес представляет третий раздел "Градский о других". Мэтр высказывается о Микки Рурке, ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, Муслиме Магомаеве, Владимире Маркине, Пелагее, Михаиле Туркове (сооснователе группы СЛАВЯНЕ), Андрее Макаревиче, Викторе Цое, Сергее Бондарчуке, Артемии Троицком, о кинематографе, телепрограмме "Взгляд", рок-музыке, президентах...

Наконец, в последнем разделе "После «Голоса». Приложение" собраны рецензии на книгу "The Голос", статьи о презентации издания и комментарии пользователей сайта "Экспресс-газеты".

Александр Градский позиционировал себя как русского композитора. Вот цитата из интервью маэстро, в котором он рассуждает о русскости: "Русский - одно из немногих, если не единственное прилагательное в определении национальности. А ведь когда-то было, как у всех народов, - существительное. То есть суть, сущее, а не приложение. Вспомним - великоросс, малоросс, белоросс, насколько точнее... Какой мудак это поменял и когда? Русский человек - это было определение чуть ли не глобальное, вселенское, а стало просто нацией, да еще и без существительного..."

Градский бывал уклончивым. В частности, избегал прямого ответа на вопросы Евгения Додолева о его отношении к событиям на Украине. Однажды мэтра все-таки прорвало. Правда, слово "сепаратизм", которое он употребил в отношении Украины, выглядит неуместным и недостойным грамотного человека. СССР прекратил свое существование 30 лет назад. Да, с первых лет государственного суверенитета Украина держалась обособленно от Содружества независимых государств, а после Евромайдана и вовсе покинула эту организацию, отдалилась от России и движется в сторону Европы. Но в данном случае ни о каком сепаратизме речь не идет, поскольку Украина - самостоятельное, независимое государство. Таким образом, из рассуждений Александра Борисовича можно понять, что он глубоко сожалел о том, что Украина для России стала дальним зарубежьем. Спорным выглядит и тезис Александра Градского "Украинская музыка - это русская музыка по сути". Безусловно, украинская, русская, белорусская и другие музыкальные культуры оказывали и оказывают влияние друг на друга, аккумулируя в себя все самое лучшее, пересаживая на собственную национальную почву. Но вряд ли можно украинскую музыку называть русской, равно как и наоборот.

Как я писал выше, Градский на протяжении двух десятилетий помогал отечественным рок-музыкантам. Но уже к концу в 80-х разочаровался в советском (русском) роке, в котором, по его мнению, социальное начало преобладало над музыкальным. Могу предположить, что именно по этой причине он прекратил вести свой хит-парад.

Почему Александру Градскому не удалось возродить группу СКОМОРОХИ? Что помешало маэстро поставить в театре "Градский Холл" его оперу "Мастер и Маргарита"? Кто из артистов в советское время зарабатывал больше, чем Александр Борисович? Как родилось слово "журналюга"? На эти и другие вопросы дает ответы представляемая книга.

В конце издания помещен библиографический список, содержащий около 30 первоисточников, которыми пользовался автор.

Читатель найдет в книге более 50 фотографий, многие из которых ранее не публиковались. Вот снимок с концерта Александра Градского в лагере МЭИ под Алуштой в 1969 году. Вот сцена на кинопробах на "Мосфильме". Вот Владимир Путин вручает Градскому Государственную премию. Вот он на одной фотографии с Евгением Додолевым и сыном Виктора Цоя Александром. А вот с Андреем Макаревичем. Несколько свадебных фотографий... и еще много всякого-разного интересного.

Количество ляпов в книге сведено к минимуму, но всё-таки есть. Коробит название первой главы первого раздела: "Про «М. и М.» ["Мастер и Маргарита". - Г. Ш.] до «Голоса»". Так "про" или "от"? Придираюсь, потому что люблю правильность и точность во всем. Поскольку издание юбилейное, хорошо было бы снабдить его полной диско- и видеографией главного героя книги. Увы, это сделано не было. Так что читателю придется отправиться в Интернет.

Но достоинств у представляемого издания намного больше, чем недостатков. Книга Евгения Додолева позволяет потенциальному читателю по-новому взглянуть на Александра Градского - человека, творческую личность и деятеля культуры, который внес огромный вклад не только в русский рок, но и в российскую музыку в целом.

Заказать книгу

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 06 декабря 2021, 22:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002