ИСТИННЫЙ ОБЛИК - "Когнитивный Диссонанс. Часть 2"


(р) ИСТИННЫЙ ОБЛИК, 2021

Суть нового творения лидер группы Андрей Початин формулирует так: "А вообще в этом альбоме я собрал то, что сочинялось в настроении "иронически шутить", и еще хотелось коллективу повеселиться после долгой работы над серьезным прошлым альбомом, что мы и сделали".

Альбом в целом, возможно, получился действительно веселым, но веселье это весьма своеобразное. Значительная часть героев песен попадает в такие ситуации, когда им самим совсем не до смеха, а мы, наблюдающие все со стороны, конечно, можем посмеяться - но главным образом от радости, что нас миновала чаша сия. То есть в шоу к Петросяну с подобным материалом точно не пригласят. И по нашим временам это - скорее достоинство, чем недостаток. Другим важным плюсом является то, что Початин остается верен тому однажды найденному стилю - легко узнаваемому и хорошо понятному самым разным слушателям, включая даже тех, кто радио "Шансон" слушает гораздо чаще "Нашего Радио". Его мелодии просты и прилипчивы, один раз услышишь - век не забудешь. Можно назвать это "фолк-роком", можно "рок-частушкой". Или еще как-то, но вряд ли в Петрозаводске найдется еще одна такая же истинно народная группа - по духу, по настроению, по мироощущению.

Первая же песня "40 и 5" вываливает на нас все самое мрачное и депрессивное, что может рождаться в мозгу вечно рефлексирующего провинциального русского рокера: и погода такая, что не знаешь, блевать или похмеляться, и баба с кем-то другим загуляла, и вообще "Я лежу простуженный, никому не нужный. Сердце напевает песню глухаря. Мозг мой отутюженный, страстью не разбуженный, а в окне мелькнет то рассвет, то заря..." Не случайно все это поется в бодром, почти плясовом ритме, а недовольное урчание гитары перекрывается клавишными, стилизованными под разухабистую гармонь. Да, горько и обидно - но это можно пережить и спокойно жить дальше. Ну чем не гимн нашей угрюмой и нервной коронавирусной эпохи?!

Песня "Найду" запоминается только тем, что в ней слышатся отзвуки традиционного карельского фолка. Сразу же невольно вспоминается творчество легендарной петрозаводской группы MYLLARIT, в текстах которой, по словам знатоков финно-угорской культуры, немало грубого народного юмора. Поскольку большинство из нас языком оригинала не владело, о чем могут шутить угрюмые бородатые карелы, так и осталось загадкой. Но русский текст, оказывается, на ту же музыку ложится не хуже.

"Безответно Любить" - хит, который когда-нибудь обязательно попадет в золотой фонд местного рока. Произведение далеко не новое - у меня даже где-то завалялась местами пожеванная кассета с первой версией, записанной лет двадцать назад. И тогда, и сейчас это воспринималось как забавная пародия на знаменитое "I've Seen That Face Before" (Libertango) Грейс Джонс. И тогда, и сейчас песня казалась самой запоминающейся в подборке новинок и вызывала только один вопрос: о каком именно баяне там идет речь? Баяны-то разными бывают: на одних музыку играют, другими просто ширяются...

Впрочем, не будем лишний раз дразнить воображение Роспотребнадзора! Музыкальный глобус поворачивается другой стороной и звучит "Сушимания" - неплохая стилизация под итальянскую эстраду 70-х с характерной мелодикой, аранжировкой и развязной хрипотцой бывалого мафиози в вокале. При чем тут вообще Италия, если суши придумали потомки самураев, а не земляки Адриано Челентано, непонятно. Однако впечатление чуть-чуть портит не географическое недоразумение, а несколько невнятный бэк-вокал, совсем не похожий на бельканто. У настоящего-то Челентано девочки на подпевках голосистыми были, и он на фоне их инфантильного чириканья выглядел самым крутым хулиганом.

Вот "Песенка Девочки Маши" - совсем другое дело. Какие-то вокальные способности от юной исполнительницы тут не требуются, главное - рассказать глубоко философскую историю о том, как взрослые чаще всего не оправдывают детских ожиданий. Весьма милый номер, который хорошо бы протолкнуть в эфир "Детского Радио", на протяжении всей своей истории испытывающего дефицит качественного музыкального материала. То-то звезды их утреннего эфира - Веснушка и Кипятоша - порадовались бы!

Далее идет "Бардак" - простецкая частушка о том, как все задолбало, а особенно газеты и телевизор. Безотказный рецепт сохранения психического здоровья в смутные ли, в застойные ли времена. Но как произведение - боже, сколько же мы слышали похожих гимнов тотальному пофигизму! То ли дело "Пиво", лихая застольная песня, где особой оригинальности и не требуется, главное - чтобы душевно было, тепло и оптимистично. Чтоб вальс звучал, и была возможность хору нестройных голосов подпеть при желании: "Пиво придумали боги, чтоб пораньше увидеть нас!" Отличный, кстати, рекламный слоган бы получился для какой-нибудь фирмы, производящей соответствующие напитки!

На алкогольной теме творчество группы заметно оживляется, удачные шутки начинают сыпаться как из рога изобилия. Стилизация под классическое кантри "Про Алкоголика Джона" удивляет очень многим. Например, почему лирический герой среди своих любимых жидкостей, перечисляемых в припеве, упоминает одеколон? Разве джоны это пьют?! И при чем тут Иисус Христос, о чьих взаимоотношениях с алкоголем мы знаем только то, что он иногда превращал воду в вино? Однако как инструкция по культурному питию, поданная в форме анекдота, трек прекрасен. Как и тяжелый, похмельный, нирванообразный "Новый Год", описывающий разрушительные последствия любого праздника.

Не обошлось дело и без легкой эротики ("Сиски"), и без самого проклятого вопроса, мучившего, видимо, Андрея Початина в процессе сочинения всех песен: "Ну почему они такие?" Кто? Да люди же, трезвые и пьяные, глупые и умные, слабые и сильные, мужчины и женщины - такие несовершенные, так часто портящие жизнь друг другу и самим себе.

Вот над этим-то "когнитивным диссонансом", вдоволь насмеявшись сквозь слезы, и придется задуматься нам с вами. И выходит, что даже от столь неровной и местами нелогичной работы тоже есть польза. И если кому-то здесь не хватит чисто эстетического наслаждения или рок-н-ролльного драйва, то педагогического эффекта - хоть отбавляй!

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 19 ноября 2021, 14:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.004