Павел Пиковский, Сергей "Чиж" Чиграков - "Передай Другому"


(р) Chizh, 2021

Сотрудничество с Чижом еще никому не принесло счастья. Конечно, ребята из группы AVENUE всегда будут ему благодарны за то, что "Наше Радио" уже лет двадцать крутит их "Капель" - да только для большинства слушателей это все то же самое чижовское творчество, а о том, что у аккомпанирующих Чигракову людей имеется куча альбомов с не менее интересным материалом, помнят немногие. Полковник так и остался навсегда кумиром провинциальных маргиналов, которым слушать шансон стыдно, панк-рок - поздно, а бухать в полной тишине стремно. Ну, а какое место в официальных табелях о рангах занимают РАЗНЫЕ ЛЮДИ, когда-то подарившие Чижу всесоюзную славу, можно догадаться по плей-листу того же "Нашего Радио" - сами понимаете, кого там слышно чаще. Чиж же еще в конце 90-х в творческом плане перешел в разряд пенсионеров от шоу-бизнеса. Имя себе он сделал, как вы помните, на ностальгии по хипповской юности, по подпольным сейшенам, разгоняемым ментами на фоне очередного Первомая, и всему такому прочему. Но одно дело петь о путешествиях автостопом и о том, как холодно в дырявых кедах, в 30 лет, и совсем другое - в 60. Ведь теперь ты уже не хиппи, а просто бомжара несчастный. Воспевать же домашний уют и семейные ценности как-то не получается - вот и приходиться искать более талантливых авторов на стороне, на творчестве которых можно было бы попаразитировать. И Павел Пиковский в качестве новой жертвы - это просто идеальный вариант. Во-первых, известен он пока в очень узких кругах, для которых Грушинский фестиваль важнее, чем "Нашествие" - а значит, можно прослыть покровителем молодых талантов, пробивающихся к более широкой аудитории. Во-вторых, Павел - поэт такого высокого класса, до которого многим рокерам старой школы никогда не дорасти. Вряд ли был прав один критик, еще в начале сольной карьеры обозвавший Чижа человеком "с разумом пятилетнего ребенка", однако неспособность честно, по-взрослому говорить даже об очень простых банальных вещах была видна уже тогда. Сейчас у Сергея Чигракова нашелся-таки двойник, устами которого можно вещать обо всем, на что прежде не хватало словарного запаса.

Первая же песня альбома "Передай Другому", кажется, является своеобразным переосмыслением некогда брошенного РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ лозунга "Жизнь стоит того, чтоб не быть сволочью". У Пиковского то же самое высказано намного изящнее, мягче, витиеватее. Но преемственность - как идейная, так и стилистическая - с самым что ни на есть корневым русским роком проглядывает весьма отчетливо. Перед нами манифест, четкая формулировка жизненного кредо, но не грубая, не плакатная. Как, впрочем, и все произведения, идущие следом.

"Капелька" - очень тихое, идущее от самого сердца признание в любви Питеру с интонациями, на которые были способны только барды-"шестидесятники" типа Евгения Клячкина, Александра Дольского или Виктора Федорова. Неторопливый перебор акустической гитары на заднем плане в лучших традициях классического русского романса, много светлой элегической грусти и... дождевой воды в тексте. Так, видимо, автор избавляет себя от банального перечисления достопримечательностей, исторических и литературных ассоциаций, вызываемых городом на Неве. Образ получается зыбкий, призрачный, и каждый вправе вложить в него то, что посчитает нужным - ведь Питер у каждого свой.

Далее стилистика альбома вдруг начинает тяготеть к аудиокниге или даже радиотеатру. Чиж декламирует стихотворение Павла "Мой Старый Дом". Читает, как умеет - без особого артистизма, местами даже не попадая в ритм и интонационно выделяя совсем не те слова, но, слава богу, и не претендуя на владение системой Станиславского. Ближе к финалу он прочтет еще и ностальгическую "Пластинку" - так же задумчиво и даже чуть-чуть завистливо. Еще бы! Сергей-то еще застал закат виниловой эры и успел услышать свой голос, увековеченный на черном пластмассовом блине, а Пиковскому уже не довелось. Однако нужные слова о том, какие чувства вызывает у человека шипение и потрескивание старой пластинки, нашел именно Павел - и объединил два поколения меломанов своей тонкой лирикой!

На "Детстве" дуэт превращается в трио благодаря присоединению легендарного каэспэшника Олега Митяева, согласившегося немного подпеть. Его присутствие совсем не случайно. У самого Митяева мотив тоски по временам, когда деревья были большими, весьма популярен - даже один из ранних альбомов назывался "Светлое Прошлое". Правда, в этот раз расслабленно-благостным быть не получилось. Нерва в музыке больше обычного, но справился кое-как - чего ради друзей не сделаешь?!

Владимиру Кристовскому же из группы YMA2RMAN, славящейся умением по-хамелеоновски мимикрировать практически под любой формат, вообще напрягаться не пришлось. Он же когда-то так Митяева для трибъюта перепел, что тот не смог различить, где его собственный молодой голос, а где имитация. В песне же "Мама" от Владимира всего лишь требовалось уронить скупую слезу оттого, что уже не вернуть такого уютного и родного ХХ века. Ну, он и уронил - очень метко. Что уж говорить об еще одном звездном госте - Евгении Маргулисе, который все еще лучше всех играет блюз? "Мудак" с его участием - самый резкий и ядовитый трек альбома, абсолютно неэфирный, но зато выражающий дух подпольного московского рока. Самый пожилой участник проекта оказался еще и самым хулиганистым, и без его иронии все остальное звучало бы уж слишком монотонно.

Да, Павел Пиковский - автор настолько универсальный, что его произведения может взять и приспособить к своему репертуару кого угодно, не боясь испортить. При этом сам он не приспосабливается ни к кому, идет своим путем и даже не пытается быть модным, "понятным народу". В результате желание Чижа поэксплуатировать чужой материал, конечно, похвально, однако его стараниями аудитория Павла расширится не больше, чем аудитория DEEP PURPLE после того, как Григорий Лепс сделал кавер на "Sail Away", то есть, скорее всего - вообще никак. Разве что сам Павел, удостоившийся столь шикарного трибъюта еще при жизни, просто обязан поверить а свою гениальность.

Возможно, что если бы до завершения проекта дожил Борис Рубекин - клавишник АКВАРИУМА, участвовавший в записи одного из треков, это стало бы началом его сольной карьеры, увы, так и не состоявшейся. А вот Чиж, затеявший все это, очень опасно подставился. Ведь теперь, если он решит обнародовать какие-то свои сочинения, качество их окажется на порядок хуже, и творческая деградация когда-то многообещающего провинциального блюзмена сделается слишком очевидной. Лучше уж сидеть тихо до скончания века. Или нанять бригаду недооцененных гениев из андеграунда и окончательно переквалифицироваться в ретранслятора чужих шедевров, за которые не стыдно.

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 12 июля 2021, 23:49
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003