(c) Б. Гребенщиков, 2012
(c) М. Решетина (сост.), 2012
(p) СПб, "Амфора", 2012
320 с. - 3000 экз.
"Аэростат" - еженедельная авторская музыкальная программа Бориса Гребенщикова, на протяжении нескольких лет выходившая на "Радио России" и радио "Культура". Одноименная книжная серия включает в себя стенограммы передач, отбираемых для каждого тома по тематическому признаку. Прежде чем рассматривать первую книгу серии, следует несколько слов сказать о самой программе.
Концепцию гребенщиковского радиопроекта можно свести к трем основным положениям: во-первых, взгляд на мировую музыкальную культуру как единый целостный организм; во-вторых, альтернатива каким-либо радиоформатам; в-третьих, опора прежде всего на собственный субъективный вкус и, как следствие, преобладание авторского начала над информативностью. Некоторые рассуждения Бориса Гребенщикова кому-то могут показаться спорными, но его вкусу доверять можно вполне.
В первой книге серии - "Течения и Земли" - собраны стенограммы передач, посвященных наиболее значимым, с точки зрения автора, национальным музыкальным культурам и течениям. Тексты в большинстве случаев тщательно отредактированы составителем; для наглядности сносками в соответствующих местах обозначены композиции, звучавшие в данном выпуске "Аэростата".
Книга не имеет четко выверенной структуры. В зависимости от объема темы главки-передачи объединяются в разделы, порой раздел равен главе или же состоит из одной главы. В аннотации книга представлена как "авторская энциклопедия". Мне кажется, жанровую природу передач правильнее обозначить как радиолекции. Каждый выпуск превращается в увлекательный рассказ, сопровождаемый несколькими музыкальными иллюстрациями. Борис Гребенщиков старается наиболее полно представить музыкальное явление и при этом избегает оценочных суждений: имеющий уши да услышит, имеющий мозги да поймет.
Вводный раздел "Об истоках европейской музыки" отличается одновременно лаконичностью изложения и широтой охвата материала. Желающим самостоятельно изучать историю мировой музыкальной культуры настоятельно рекомендую в качестве учебного пособия. Некоторая нестандартность мышления Бориса Гребенщикова проявилась в разделе "Барокко". Повествуя о барочной музыке Германии, он лишь вскользь упоминает Баха и Генделя, зато подробно останавливается на творчестве Телемана и Пахельбеля, - композиторов, до сих пор недооцененных отечественным музыкознанием. Что же касается двух титанов немецкой и, шире, европейской музыки первой половины XVIII века, - большие отдельные главы им посвящены во второй книге, которая называется "Воздухоплаватели и Артефакты".
Безупречное владение английским и неограниченная возможность путешествовать по белу свету открывают автору доступ к информации, которая вызовет у читателей несомненный интерес. Чего стоит раздел "Кельтская музыка"! Борис Гребенщиков с головой погрузился в историю и мифологию кельтов, вне которых изучение их музыкальной культуры не представляется возможным. Он не боится выдвигать собственные версии о происхождении кельтской музыки, иногда призывая на помощь Дж. Р. Р. Толкиена, чьи неизданные труды исследовал с дотошностью ученого. Зарождение музыки кельтов Гребенщиков связывает с вторжением в Ирландию фоморов и Туата Де Дананн (Племен богини Дану): "...Именно в Ирландии и Шотландии сохранились отголоски музыки, написанной еще до появления человека на Земле, музыки древних и прекрасных народов". Что ж, может быть... Хотя мне больше по душе версия об общих корнях кельтов и русских, у которых автор находит много общего, - в частности, нелюбовь к законам и пристрастие к крепким напиткам. Гребенщиков твердо убежден: не будь кельтского фольклора - не было бы и АКВАРИУМА. Особняком стоит главка "Тайна виски", в которой приводится простейший рецепт приготовления "нектара шотландской земли". Только, ради Бога, не пытайтесь самостоятельно изготовить этот напиток в домашних условиях, - все равно ничего не получится, даже если вы в мелочах соблюдете "инструкцию". Когда же я прочел эту главку, мне безумно захотелось съездить в Шотландию и продегустировать виски - настоящий, а не "вискарь", который можно купить в магазинах. Ну, и, конечно, познакомиться с музыкой этого замечательного народа.
Острову Ямайка также посвящен самостоятельный раздел. В главке "Позитивные Вибрации с Солнечного острова, или Чему Джа Растафари научил своих детей" автор подробно останавливается на предпосылках возникновения стиля реггей, дает необходимый краткий экскурс в историю растафарианства. Борис Гребенщиков старается избегать терминологических дефиниций, но редко какое правило обходится без исключений. В книге таким исключением стал небольшой словарик растамана. Любители музыки реггей все эти понятия знают как свои пять пальцев. Остальным же с ними ознакомиться не помешает...
В последние десятилетия world music превратилась для многих музыкантов в полигон для всевозможных экспериментов. Это направление, объединившее все страны и континенты, имеет свои разновидности. О них читатель узнает из одноименного раздела. Немногим известно, например, что такое "квасса-квасса". А ведь у этого интернационального танца есть в России, по крайней мере, один яркий представитель, имя которого знает каждый, и один яркий эквивалент: это Петр Николаевич Мамонов и его "русские народные галлюцинации".
Раздел "Электроника" состоит из двух главок. Первая - "Синтезатор Galore!" - представляет собой обзор мировой и российской электронной музыки последних двух десятилетий. А вот название "Есенин и электроника" поначалу вызывает настороженность, которая по мере чтения главки сменяется улыбкой. И хочется согласиться с Борисом Гребенщиковым в том, что у автора "Москвы кабацкой" сложились бы приятельские отношения с группой СПЛИН, а Айседора Дункан могла бы привозить ему свежие альбомы DEPECHE MODE...
Вообще автор "Аэростата" очень любит лишний раз блеснуть эрудицией: часто углубляется в дебри культурологии и философии, приводит цитаты из разных первоисточников - от Конфуция и Лао Цзы до Пушкина и Есенина, - которыми можно было бы охарактеризовать творчество той или иной группы. Эрудиция, конечно, штука хорошая, особенно если уравновешивается чувством меры...
А с какой любовью подготовлены разделы об индийской, английской и американской музыке! Столь же познавательны и интересны разделы "Минимализм", "Джаз!" (именно так, с восклицательным знаком), "New wave".
Завершает книгу раздел "Россия". В первой главке - "Окуджава и К°" - Борис Гребенщиков сосредотачивается на триаде, в которую, наряду с "негромким бардом", входят Высоцкий и Клячкин. На первый взгляд может показаться, что последняя главка раздела (и всей книги) - "Россия, 80-е" - посвящена русскому року. На самом деле это не совсем так: по мнению автора, русский рок как таковой давно себя изжил. И вообще, в радиопередачах (и, соответственно, в книге) слово "рок" употребляется лишь в случаях крайней необходимости. Борис Гребенщиков предпочитает заменять его более обобщающим понятием - "музыка"... Что касается последней главки - в ней автор упоминает имена исполнителей и названия групп, чье творчество ему симпатично: это Майк Науменко, Александр Башлачёв, Янка Дягилева, Настя Полева, КИНО, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ЗВУКИ МУ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Хорошая компания! О своей же группе лидер АКВАРИУМА скромно умолчал.
Увы и ах, второе издание этой книги (первое выпускалось "Амфорой" в 2008 году), казалось бы, "исправленное и дополненное", все же не свободно от досадных неточностей и ошибок (об опечатках лучше умолчу). Не украшает книгу разнобой с иностранными именами и названиями, которые приводятся то на языке оригинала с дублированием на русский,то только в русской транскрипции, а то и вовсе в переводе на русский язык. Основанная в начале XVIII века венецианская консерватория "Оспедале делла Пиета" ("Ospedale della Pietà") названа "Оспитале...". Иными словами, учебное заведение перепутано с лечебным. То ли автор-ведущий оговорился, то ли расшифровщик аудиозаписи неверно расслышал слово. Keith Richards (имя ритм-гитариста и вокалиста THE ROLLING STONES) в русской транскрипции здесь пишется как Киф Ричардс - возможно, тоже по недочету расшифровщика. Правда, во второй книге эта ошибка исправлена. Но изредка и сам Гребенщиков демонстрирует пробелы в музыкальном образовании. Так, вспоминая одну из песен американской группы FIRST EDITION, он говорит: "Её припев по неизвестным причинам вызывает у меня в памяти хоры Шостаковича из фильма "Александр Невский"..." А ведь музыку к кинофильму "Александр Невский" (и одноименную кантату для меццо-сопрано, хора и оркестра) написал не Шостакович, а Прокофьев! Составительница могла бы внести необходимое уточнение в сноске на соответствующей странице... Впрочем, ляпы и упущения в подобных изданиях - скорее закономерность, чем случайность.
Конечно, можно еще посетовать на отсутствие CD-приложения, содержащего треки в формате mp3 в качестве иллюстраций к каждой главке. Но сегодня, в эпоху новейших информационных технологий, необходимость в нем существенно снижается: все выпуски "Аэростата" выложены в Интернете для прослушивания online и скачивания...
Книгу интересно читать, приятно просто взять с полки и полистать... А если у кого-то после прочтения появится желание искать, искать, искать всю эту музыку - в Интернете, в магазинах, у знакомых, - значит, просветительская деятельность Бориса Гребенщикова тем более не напрасна.