Есть авторы-исполнители, проживающие не где-нибудь на периферии, а в российских столицах, но, тем не менее, прозябающие в безвестности. Они пишут свои песенки, записывают их в кустарных условиях, дают квартирники, имеют свою немногочисленную аудиторию... И, как правило, не пытаются что-либо изменить. Однако среди них встречаются персонажи, заслуживающие пристального внимания.
Аббревиатура ВВС не имеет никакого отношения ни к военно-воздушным силам, ни к некогда враждебному радиоголосу. Это инициалы петербургской девушки Вероники, по причинам, известным, быть может, только ей самой, тщательно скрывающей свою фамилию.
ВВС пишет песни и выступает с квартирниками с 2003 года, преимущественно в Питере и Москве. Ее любительские записи - других нет - распространяются "из рук в руки" путем копирования дисков и через Интернет. Представляемый альбом - не исключение. Это своеобразный The Best, произвольно составленный Вероникой на свой вкус. Исходным материалом для компиляции послужили записи 2005-2009 годов, сделанные в разных местах. Голос, гитара, иногда перкуссия (которая практически не слышна).
Почти все песни ВВС написаны от мужского лица. Характерная черта ее творчества в целом - сосредоточенность на внутреннем мире лирического героя, который постоянно находится в дисгармонии с окружающей действительностью, но всеми силами стремится вырваться из удушающей, постылой повседневности. На первый взгляд - чистейшей воды декадентство.
В свое время Владимир Высоцкий дал своему музыкально-поэтическому монологу "Парус" второе название - "Песня Беспокойства". Болгарский филолог-русист А. Колчакова, посвятившая ряд научных работ анализу песен таганского барда, ошибочно расшифровав с аудиозаписи подзаголовок как "песня-беспокойство", предложила использовать его в качестве жанрового обозначения. Этот случайный термин был подхвачен зарубежными и отечественными филологами. Позднее им воспользовался тверской литературовед Ю. Доманский для характеристики некоторых песен Янки. И, мне кажется, это неуклюжее определение вполне применимо к композициям ВВС. И ее вещь "Право Беспокойных" - одна из лучших на диске - вполне могла бы дать название альбому. Беспокойство заложено в самой драматургии песен - и в содержании текстов, и в болезненно нервном, порой истеричном вокале, и в характере игры на гитаре... В то же время в мелодизме, образном строе и речевых оборотах она часто ориентируется на русскую фольклорную традицию.
Поэтическая составляющая существенно уступает музыкальной и чувства вызывает весьма противоречивые: с одной стороны, не могут не восхищать высокая эрудиция Вероники, использование ею широкого массива источников цитирования, обращение к культуре прошлого (Иоганн Себастьян Бах, Леонардо да Винчи) и настоящего (Башлачев, Янка, Том Уэйтс), в ряде песен - повышенная метафоричность... С другой стороны, некоторые тексты уязвимы с филологической точки зрения. Порой поражаешься, откуда такое пренебрежительное отношение к Слову (которое, как известно, было в самом начале); удручают корявые рифмы; в недоумение приводят индивидуальные авторские неологизмы - наподобие отглагольного существительного "нырятельство" (впрочем, если допустимы "правительство" и "ругательство", почему не может быть "нырятельство"?). В композициях эпического характера ("Время Колокольчиков", "Опять Эта Жизнь") сюжеты притянуты за уши, зияют черными дырами. Или - белыми пятнами... Вообще у меня создается впечатление, что часть присутствующих на альбоме песен создана Вероникой в юношеский период. Что, однако, не лишает их своей прелести.
Повышенное внимание к теме предназначения поэта проявилось в композициях "Время Колокольчиков" и "Право Беспокойных". Судя по названию, первая песня посвящена СашБашу. На самом деле - надуманный рассказ, насыщенный высосанными из пальца событиями и испытательными ситуациями, от которых герой трусливо бежит. Чуть ли не пародия на историю СССР с выделением антирелигиозного момента... Во второй песне ВВС манифестирует свое творческое кредо. К ним примыкает песня "Я Остаюсь": лирический герой ради возможности быть услышанным и понятым готов пожертвовать даже собственными крыльями. "Я Научу Тебя Песне" - попытка преодолеть экзистенциальную пустоту с помощью грез и приятных воспоминаний. "Катится Жизнь" с физически ощутимой остротой передает эмоциональное состояние на грани "восторга и ужаса" перед жизнью (Жан-Поль Сартр). В песне "По Пути" ВВС реализует мотив восхождения к Небу как символу духовности, оплотом которой выступает Питер. "Сяду, Поиграю" - "визитная карточка" Вероники. Инфантилизм ее героя коррелирует с его стремлением создать собственную, альтернативную обыденной реальность, в которой радостно, легко и приятно. Слово Зигмунду Фрейду: "Несправедливо думать, что ребенок смотрит на созданный им мир несерьезно: наоборот, он относится к игре очень серьезно, вносит в нее много одушевления. Противоположение игре не серьезность, но действительность... Поэт делает то же, что и играющее дитя, он создает мир, к которому относится очень серьезно, т. е. вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности". Вот уж где радость через край! "Слабый Ангел" и "Белыми Нитями" отражают состояние усталости героя, его готовность принять окружающий мир таким, каков он есть. В "Утренней Похмельной" герой приходит к осознанию иллюзорности бегства от реальности с помощью алкоголя. С протрезвлением ощущение обыденности лишь усиливается, становится еще мучительнее. "Душа" - самая философская вещь в альбоме. Часто ли мы прислушиваемся к голосу собственной души? Вероника предлагает свой ответ на этот вопрос. Претензия ВВС на духовное лидерство, выраженная в композиции "Ой, Не С Легкой-то Руки", выглядит весьма неубедительно, хотя сама песня очень понравилась! "Кем-то Мудрым Стать" - монолог романтика, придавленного реальностью и разочаровавшегося в жизни, в которой "пластмассовый мир победил, макет оказался сильней". "Солнце, Послушай Меня" - это уже истошный вопль отчаяния, спастись от которого можно лишь единственным способом: перешагнув подоконник. В песне "Опять Эта Жизнь" находят воплощение мучительные поиски героя или героини: от веры в бога - через сомнение - к богоборчеству. (Замечу в скобках: в начале песни повествование ведется от мужского лица, в конце - от женского. Ну, прямо транссексуализм какой-то!) "Последняя" - это и своеобразное резюме, подведение итогов всему сказанному, и творческий портрет ВВС в полный рост. Не хотелось бы верить, что столь мрачным названием Вероника ставит крест на своем творчестве.
Возможно, ее песни уязвимы для критики. Кому-то покажется, что они перегружены смыслами, перенасыщены отрицательными эмоциями... Приверженцам такой позиции можно ответить цитатой из Маяковского: "Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп". Жизнь чрезвычайно сложна, в ней невозможно всегда быть ясным. К тому же, ВВС рассчитывает на понимающих слушателей... которых, увы, не так много.
В краткой аннотации к диску, помещенной на обороте обложки, Вероника бросает клич: "Тоска моя по электричеству безгранична, присоединяйтесь!" А по-моему, эти песни, сыгранные электрическим составом, многое потеряют. Акустическая ВВС мне ближе и родней - не знаю, быть может, эффект первичного восприятия срабатывает...