|
|
|
|
|
"8 1/2. Статьи о русской рок-песенности" (c) авторы, 2007
(с) С. В. Свиридов (редактор), 2007
(p) Калининград, Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007
Сборник научных статей о русском роке - для меня всегда Событие с заглавной буквы. Даже если он попадает в мои руки с некоторым опозданием. Потому что материалы, публикуемые в такого рода изданиях, в большинстве своем не теряют своей актуальности.
"8 1/2" - сборник статей, подготовленный к изданию на базе кафедры русской литературы РГУ им. И. Канта. Редактор - калининградский литературовед, кандидат филологических наук Станислав Свиридов, автор множества публикаций о проблематике авторской песни и рок-поэзии, а также о творчестве Высоцкого и Башлачёва. В сборник вошли статьи кандидатов наук, аспирантов, студентов, разные по глубине и содержательности.
При оформлении обложки книги использована русская дореформенная азбука. На передней и задней ее сторонах помещены фрагменты текста, в которых утверждается славянское происхождение слова "рокъ". Тем самым подчеркивается неразрывная связь и глубокая преемственность русской рок-песенности с предшествующей культурной традицией.
Название сборника можно истолковывать по-разному. С. В. Свиридов в кратком вступительном слове подводит первые итоги на пути к изучению и познанию рок-поэзии, которое началось более 8 лет назад - с тех пор как в Твери увидел свет первый выпуск сборника "Русская рок-поэзия: текст и контекст": "За это время первокурсник превращается в кандидата наук, кандидат - в доктора, записки на манжетах - в монографию, а школьная банда - в культовую группу... Или наоборот: мечтатель - в скептика, новатор - в рутинера, безумный поэт - в нормального чиновника, а альтернативный рокер - в мэтра отечественной эстрады. Много всего может произойти за восемь лет и еще полгода! Вне линейной логики рока этот срок даже может считаться юбилейным". Но этимологию названия "8 1/2" можно объяснить и иначе, обратившись к одноименной философской кинодраме великого Федерико Феллини: героя фильма Гвидо Анселми, авторов вошедших в книгу статей и их героев роднит одно - тяга к творчеству.
Во вступлении к сборнику Свиридов лишь касается понятий "рок", "рок-культура", "рок-музыка", "рок-песенность", но давать им какие-либо определения избегает. Ибо любая дефиниция окажется неверной и неполной ввиду исторической подвижности каждого понятия.
Два исследовательских материала посвящены различным аспектам творчества Александра Башлачева. Статья В. А. Гаврикова "Антиномия "корень - синтаксис" в мифопоэтической системе А. Башлачёва" будет интересна в первую очередь филологам. Поэт мыслил не предложениями и фразами, а корнями. Поэтическое мышление автора "Ванюши", "Времени Колокольчиков", "Имени Имен" рассматривается на уровне морфем - префиксов, корней, суффиксов. А. Н. Ярко в статье ""Мы льем свое больное семя..." Александра Башлачева: цитата и вариантообразование" прослеживает, как изменялась от исполнения к исполнению седьмая строфа этой песни. По мнению исследовательницы, только рассмотрение всех вариантов как равноправных позволяет раскрыть многообразие смыслов, заложенных в произведении. Изучив башлачёвские фонограммы, автор сопоставляет два ранних и два поздних варианта исполнения песни и обращает внимание на разночтения в поэтической составляющей: поздние варианты интерпретируются в связи с цитатой из блоковской "Незнакомки".
"Двойной путь автора и героя в творчестве Г. Самойлова" - так называется статья Ю. Э. Пилюте. Исследовательница описывает песенное творчество одного из лидеров АГАТЫ КРИСТИ как единый текст (в который органично вписываются композиции, сочиненные его братом Вадимом, а также Александром Козловым). С точки зрения Пилюте, все 7 альбомов группы объединены одним героем и одним сюжетом. Сравнение Глеба Самойлова с Антоненом Арто выглядит несколько преувеличенным. Хотя в его сценическом поведении и пении некоторые элементы "театра жестокости" все же присутствуют.
Другая статья Ю. Э. Пилюте, "Рок-произведение в фокусе социально-гуманитарных наук" представляет собой обзор современных научных исследований, магистерских и дипломных работ по рок-песенности, опубликованных в последние годы на немецком языке. Автор дает сравнительную характеристику достижений отечественной и западной рокологии.
Статья О. Р. Темиршиной "Поэтика загадки (Семантические изотопии в творчестве Б. Гребенщикова)" изобилует узкоспециализированной терминологией. Поэтому читателю, не обремененному знаниями в области филологии, я бы посоветовал либо перевернуть 12 страниц, либо вооружиться словарем и запастись терпением. Впрочем, центральную категорию "изотопия" автор все-таки объясняет, ссылаясь на данные ранее определения: "Изотопия - это область сходных значений, и изотопными можно назвать такие отношения в семантической структуре текстов, при которых различные образы связаны одним общим смысловым компонентом". Если вы всё поняли и умеете различать сему, семему и лексему - можно обращаться к текстам БГ. Семантические загадки в творчестве лидера АКВАРИУМА Темиршина разделяет на два типа: к первому относятся те, для разгадывания которых достаточно реконструировать области значений, заключенные в самом творчестве БГ, ко второму - загадки, для дешифровки которых необходимо обратиться к той или иной культурной традиции, на которую ориентировался поэт. Исследовательница предлагает собственную трактовку выражений "мощи Святого Битла" (в песне "По Дороге В Дамаск"), "иконы Битлов" (в "Гарсоне №2"), слов "полярник" (в композиции "Боже, Храни Полярников") и "наблюдатель" (в одноименной песне)... Без претензии на истину в последней инстанции, но весьма и весьма убедительно.
Не менее интересна статья В. В. Александровой "Альбом группы АУКЦЫОН как литературный цикл (логика контекста и уход от логических схем)". Опираясь на традиционное представление об альбоме как аналоге лирического цикла, автор рассматривает альбом "Птица" (1993). Работа легко читается, что отнюдь не снижает ее познавательной ценности.
"Альбомную" тему продолжают два исследования, посвященные экс-"снайпершам" - правда, каждой в отдельности. Д. А. Малеванная-Метарджян в статье ""Неужели не я" С. Сургановой: попытка авторской самоидентификации" предлагает интересную интерпретацию альбома группы СУРГАНОВА И ОРКЕСТР. Автор подробно останавливается на каждой песне, при необходимости заостряя внимание на музыкальной составляющей, помогающей созданию образа. К статье прилагается таблица, в которой показано развитие циклового сюжета альбома. Исследовательнице не откажешь в высокой эрудиции. Но, думается мне, филологу все-таки негоже путать понятия "тема" и "мотив"... Т. О. Галичева в статье "Семантика цвета в рок-поэзии Д. Арбениной (группа НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ)" рассматривает поэтические смыслы прилагательных со значением цвета "белый", "черный" и "красный" в альбомах НС 1998-2006 гг.
А. С. Новицкая в статье "Категория гражданственности в стихотворениях и текстах песен Егора Летова" задается целями выявить социальную стратегию лирического героя лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, проанализировать образы, мотивы, конфликты, в которых конципировано представление Егора Летова об обществе и общественном бытии человека, затронуть эволюцию социальной темы и "социальной" поэтики. На практике же научность открытия подменяется констатацией очевидного. Все сформулированные автором цели давно были достигнуты во многих статьях о ГО. Материал тянет на отличную студенческую контрольную работу.
Заключительная статья А. Е. Тузенко "This is the end. Вместо послесловия" - своеобразный реквием по рок-жанру. Автор делает краткий экскурс в историю мировой музыкальной культуры, дает характеристику так называемому "новому року" (с цитированием текстов 7Б, БИ-2 и ЖУКОВ) и приходит к печальному выводу: рок-н-ролл мертв. Можно ли полностью согласиться с автором? Думаю, вряд ли. Но для сборника статья оказалась знаковой. По словам самого Станислава Свиридова, поначалу он предполагал продолжать проект ежегодниками "9 1/2", "10 1/2" и т.д. Но начавшийся в конце 2008 года финансовый кризис и наметившееся ослабление исследовательского интереса к жанру рок-поэзии охладили пыл редактора. Таким образом, первый выпуск сборника оказался и последним. А жаль...
И все-таки выход единственного выпуска сборника "8 1/2" представляет собой бесспорный вклад в российскую рокологию (или роковедение - кому как больше нравится). Настоятельно рекомендую эту небольшую книжечку не только филологам, но и всем, кто еще интересуется русским роком как культурным феноменом. Быть может, по прочтении статей, составивших этот сборник, вы сможете открыть в поэзии ваших любимых авторов нечто новое, совершенно неожиданное, и взглянуть на их творчество с иной точки зрения.
Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 01 декабря 2009, 18:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (4) | Оставьте свой отзыв
Другие рецензии
|
|
|
|
|
| |
|