|
|
|
|
|
Желя - "Навсегда" (c) Желя, 2006
(c) & (p) 2006 Чевенгур Records
(p) 2008 Na-Gora! Records
13 tks/T.t. 51:16
Согласно древнеславянской мифологии, Желя - богиня плача и скорби. Она летала над полем, усеянным телами погибших воинов, и оплакивала их души... Своим творческим псевдонимом донечанка Анжелика Багликова обязана одному из зрителей, который, по ее рассказам, услышав ее песни-плачи, воскликнул: "Да ты Желя!" Чтобы убедиться в абсолютной правоте анонима, достаточно прослушать любой ее альбом от начала до конца. "Навсегда" - не исключение.
Оформление альбома соответствует всем канонам андеграундной эстетики. Руки в феньках на лицевой стороне обложки лишний раз подчеркивают безраздельную принадлежность певицы к этому самому андеграунду. На обороте - любительское фото Жели с гитарой в момент записи этих страшных песен - уставшей, измученной, вконец обессилевшей: вот что значит настоящая самоотдача! Снимок почему-то размещен в зеркальном отражении, из-за чего легко решить, что Желя - левша.
Концепция альбома - пристальный взгляд на окружающую действительность Поэта, в начале XXI века продолжающего жить в ценностном пространстве андеграунда: все творчество Жели являет собой жесткую антитезу масскульту. Иными словами, концепция всего ее творчества проистекает из парадигмы "Слово - поступок - судьба", отражающей неразрывную связь жизненных и творческих установок автора. "Навсегда" воспринимается и как посвящение безвозвратно ушедшему Времени Колокольчиков, и как реквием по тем, кто умер молодым - по СашБашу, Дмитрию Селиванову, Виктору Цою, Янке, Игорю Чумычкину, Вене Д'ркину... Этим объясняется неуемное тяготение Жели к тематике пограничных ситуаций и кризисных состояний, предельная концентрация экзистенциальной тревоги, эсхатологического отчаяния, кафкианской тоски.
Bыразительные средства адекватны идее. Желя в своей поэтике часто прибегает к практике обращения к "чужому слову". Ее стихи перенасыщены памятью о других текстах. При этом цитирование выполняет разные смысловые функции: так, прямые или деформированные, иронически переосмысленные цитаты из советской песенной классики (Голодный, Ошанин) и рок-культуры (Кинчев, Башлачев, Шевчук, Ревякин, Янка) выражают, с одной стороны, ностальгию по временам нашего детства, с другой - крушение идеалов и ценностей, многие десятилетия считавшихся незыблемыми. Привлечение же фольклорных первоисточников (сказки, поговорки, пословицы, прибаутки) символизирует глубинную, неразрывную связь андеграундного - не только русского - рока с живительными народными корнями.
Музыкальная составляющая также имеет различные истоки. Во-первых, она обращена к богатейшей сокровищнице славянского фольклора - к плачам-причитаниям, частушкам, плясовым и протяжным лирическим песням. Во-вторых, несомненно влияние на Желю ее духовных учителей - Башлачева, Летова и Янки, а также западных музыкантов - Патти Смит, Джоан Баэз, Литы Форд, отчасти Дженис Джоплин и Джима Моррисона.
Первая же песня "Совесть" задает настроение всему альбому. Следующие пять вещей - "Убогие Сказки", "Сама Беда", "Солнце Колесом", "Печаль", "Навсегда" - стремительно и неумолимо подводят к драматической кульминации: это пугающая своей лихостью, источающая тяжелый запах смерти "Плясовая", не зря занимающая в цикле срединное положение. "Дорога Домой", "Истоптались Лапотки", "Волчий Вой", "Отгорели Костры" и "Песня-Ответ" удерживают в болезненном напряжении. "Тушите Свет" оставляет ощущение незаконченности - как будто у Жели внезапно иссякли силы... И это не удивительно: все 13 песен спеты-сыграны на пределе, в каждой боль перехлестывает через край. Желя то издаст стон, то всхлипнет, то вдруг взревет смертельно раненым зверем, не щадя ни себя, ни слушателя, не оставляя маломальской надежды на просвет...
Изначально альбом задумывался как электрический. Но впоследствии оказалось достаточно акустической гитары. Лишь в записи заглавной композиции Желе помогли основатель лейбла "Чевенгур records", лидер и басист панк-группы из Шахтерска ДЕНЬ ТРИФФИДОВ Дмитрий "Напильник" Загоренко и гитарист донецко-благодатнинской группы ГРАНИЦА Александр "Боря" Бродяной, взявший в руки бонги.
Слабонервным альбом категорически противопоказан. Остальным - настоятельная рекомендация: прослушивать этот диск как можно реже, предварительно надев каску и крепко привязав себя к стулу, чтобы не быть унесенным в неизвестность бешеным энергетическим потоком.
Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 октября 2009, 18:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (20) | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайте Другие рецензии
|
|
|
|
|
| |
|