НЕДРА - "Колумбийская Ночь"


(p) & (c) НедРа, 2008

Разговоры об упадке или даже смерти русского рока, мягко говоря, безосновательны. Когда я слушаю некоторые относительно молодые команды, например, НЕДРА, мне думается, что и расцвет-то этого направления ещё не наступал. Я часто обрамляю словосочетание "русский рок" кавычками, но не в данном случае. Потому что говорю не о русскоязычной рок-музыке вообще, а именно о русском роке. Поясню: 80-е годы были не расцветом русского рока, то есть рок-музыки, органично сочетающейся с элементами русской народной музыкальной культуры, а модой на отдельные, оказавшиеся актуальными с точки зрения текстов группы тогдашней русскоязычной рок-музыки. Не много из них тех, кто сознательно или бессознательно пытался выйти и вышел на близкие к чему-то народному музыкальные или поэтические темы - КАЛИНОВ МОСТ, может быть, в чём-то ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и Янка Дягилева. Александр Башлачёв стоит особняком. Я сейчас имею в виду не то личное смысловое содержание, которое вкладывали в свои песни Ревякин, Летов, Янка и Башлачёв, а те формы, на которые они вырулили. А так - какой ещё русский рок? У кого?

Это не значит, что все остальные знаменитые и не очень российские рок-музыканты лишены самобытности. Отнюдь. Просто большинству из нас народная русская культура едва знакома. И многие из нас выросли если не на блатняке и откровенно тупой попсе, то на том, что названо у нас "авторской песней" (пусть и на произведениях лучших её представителей - Высоцкого, Галича, Окуджавы), то есть на различных вариациях городского романса. И на песнях советских композиторов. И на западном роке. Во многих других странах (в первую очередь, в США и Великобритании) расцвет рок-музыки неразрывно связан с так называемым фолк-возрождением. Так что в музыкальном (вообще-то и не только в музыкальном) плане рок-н-ролл был вовсе не чем-то революционным, но, скорее, органичным продолжением народных традиций, которые не прерывались в такой степени, как это произошло в России.

И, тем не менее, поиск и обретение начатков этой самобытности хороши тогда, когда они - не самоцель, а форма для выражения чего-то по-настоящему актуального. И вот здесь мы подходим собственно к альбому группы НЕДРА из подмосковного города Чехова. Но пока ещё одно отступление: не без влияния деятелей рокапопса, а также тех "монстров русского рока", которые пытались заняться "серьёзным большим искусством", российская рок-музыка в 90-е годы и в новом веке стала излишне романтичной. Повторяю: излишне романтичной. У группы НЕДРА с романтикой порядок - то есть это всего лишь одна из красок. Романтика, стало быть, не переходит в самоупоение.

Итак, НЕДРА и их дебютный студийный альбом. На самом деле это их второй релиз - до этого выходил сборник концертных записей. Замечательно то, что это уже второй раз, когда НЕДРА выпускают диск собственными силами, не прибегая к помощи каких-либо лейблов (читай - не продавая за бесценок результаты своего труда неизвестно кому и зачем). И оформление "Колумбийской Ночи" от этого не страдает - весьма стильно сработанный диджипак (дизайном занимались Александра Бобкова и гитарист группы Вадим Сомс, используя идею лидера группы Алексея Вдовина). Дистрибуция? Ну, а что дистрибуция? Ходите на концерты группы, там и купить сможете.

Альбом записан в Санкт-Петербурге в конце 2006-го - начале 2007 года. То есть нельзя сказать, что это самое последнее достижение группы. Более того, в альбоме собраны песни разных лет. Тем не менее, есть смысл говорить о некой единой программе. НЕДРА вообще звучат очень цельно. В мелодике песен Вдовина есть какая-то глубинная связь с русским фолком, подкрепляемая характерными вокальными приёмами (напоминающими, особенно при первом знакомстве с творчеством Алексея, манеру Дмитрия Ревякина - но ведь не запатентовал же Дмитрий то, на что вышел интуитивно, а уж придумал-то это точно не он). Обрамлением же для этих красот служит грубоватый гитарный рок (по лаконичности аранжировок НЕДРА можно сравнить с ELEMENT OF CRIME или даже с КИНО), украшенный духовыми инструментами - флейтой, саксофоном, кларнетом, за которые отвечает Антон Машкин. А в связи песен Вдовина с русской народной культурой нет ничего деланного - в текстах никаких "ай-люли" и прочих "гой еси", тексты хороши не только своей поэтичностью, но и актуальностью. С первой же песни ("...С Колен") понятно, что эти молодые люди не страдают фантомной ностальгией по ушедшей "великой рок-эпохе", а поют о том, что происходит здесь и сейчас. Вдовин - современный автор, а потому его песни могут стать важны для людей любого возраста. Уже во второй песне ("Смутные Времена") Вдовин честно и чётко поёт о том, что прямо-таки витает в воздухе: "И снова смутные времена, отданы стены без боя...".

И во всех песнях Алексея сохраняется присущее ему настроение, но окрашивается оно по-разному: то в него добавляется мрачноватая ирония ("Ундергрунд"), быстро переменяемая на добродушный и несколько раздолбайский юмор ("Не Парь!"), то попытки философского осмысления собственного бытия и бытия близких автору людей ("Вперёд-Назад", "Мы"). За фразу "Мы - ветераны детства" я готов отдельно пожать Алексею руку. Это то, о чём нужно напоминать всем и каждому. А настроение, вероятно, можно назвать надеждой. Надежда не исчезает даже тогда, когда о ней не говорится, не поётся ни слова, когда тревожное состояние, кажется, окутывает слушателя. Надежда вырывается и становится явной тут и там - песня "Не Грусти" как бы предваряет нервный и болезненный "Рокенрол", созерцательный, но тревожный "Дождь". Потом вновь призывом к жизни звучит надежда в "Колумбийской Ночи", песне, в которой юношеская романтика сосуществует с удивительной трезвостью. Потом снова горечь, пронизанный иронией пафос ("Ундергрунд"). И через какое-то время светлая "Вперёд-Назад" - не удержусь и приведу ещё одну очень понравившуюся мне фразу: "Наше небо всё в отпущенных синицах". Финальные песни альбома снова ведут к надежде. Ведут через созерцание ("Зима") и укрепляют в ней ("... К Весне"). Кстати, в этих двух композициях мне слышится нехватка ещё одного инструмента, кроме тех, которые постоянно использует группа - их бы очень украсили партии фортепиано.

Группа НЕДРА делает очень русскую, но очень светлую музыку. Никакого декаданса, столь популярного в российском (и не только) роке. Это ценно само по себе в наше время. Алексей Вдовин явно испытывает удовольствие от возможности с избытком наполнить песни красивыми и неожиданными образами, но не увлекается формой настолько, чтобы забыть о содержании. И ещё: он не стремится стать салонным куплетистом для тех, кто желает развлекаться не просто так, а с претензией на интерес к высокому искусству. А раз так, то и отдельные неуклюжести в текстах не портят впечатления (тем более, что это всё-таки не стихи, а песни). И если группе небезразличен вопрос "зачем?", а с ответом на вопрос "как?" более или менее ясно, то уместно использовать разные стилистические элементы и делать их органичной частью своей музыки: и реггей ("Смутные Времена"), и марш вперемешку с хард-роком ("Ундергрунд"), и элементы латино ("Вперёд-Назад" - здесь особый респект Вадиму Сомсу за гитарную аранжировку). Чай не на необитаемом острове живём и не в тайге. Современная городская народная музыка. А то, что песни Вдовина очень личностны, вовсе народности этой не противоречит. Жаль только, что народ в массе своей не стремится всё это чувствовать.

Порой песни несколько однообразны мелодически, но это компенсируется той энергией, которую он вкладывает в их исполнение и, повторяю, текстами. А потом, это всё-таки мелодии, пение, а не речитатив с подвываниями, как это часто бывает в "русском роке" (на этот раз кавычки ставлю). На концертах НЕДРА выглядят сплочённым коллективом. А вот на альбоме вместо "штатной" ритм-секции (бас-гитариста Александра Хрячкова и барабанщика Сергея Иванова) записались питерские музыканты - бас-гитарист Алексей Мурашов (из группы НИЖЕ НУЛЯ) и барабанщик Михаил Поздеев (ранее играл в группе МАТА ХАРИ). Алексей и Михаил между собой уже успели сыграться - Михаил иногда помогает НИЖЕ НУЛЯ, а вместе они играют в проекте СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА. Какими обстоятельствами была вызвана такая замена во время работы над альбомом группы НЕДРА, мне неизвестно, но сессионные музыканты хорошо вписались в звуковую концепцию группы, хотя сами по себе они известны исполнением несколько другой музыки (например, Мурашов - известный ценитель RED HOT CHILI PEPPERS и в чём-то несомненный последователь их басиста Фли). Тем не менее, ещё одно свидетельство сплочённости основного состава - все его участники упомянуты в буклете, даже если кто-то из них вообще в записи не участвовал. Как я понимаю, это дело принципа. Вызывает уважение. Сейчас НЕДРА играют на концертах несколько новых песен, которые наводят на мысль, что их следующий альбом может быть одновременно и продолжением "Колумбийской Ночи", и серьёзным шагом вперёд, как сточки зрения мелодики, так и с точки зрения песенной поэзии.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 26 июня 2008, 13:42
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (9) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииНЕДРА - "Live 2001-2004"Максилла Кузнецов24.02.2005
СтатьиНЕДРА. Презентация альбома "Колумбийская Ночь" (клуб "Манхэттен", Петербург, 2.05.2008)Игорь Лунев08.05.2008
СтатьиАлексей Вдовин (НЕДРА): "Можно сказать, что мы играем русский рок"Игорь Лунев18.09.2008
Форум«НедРа» и «Беловодье» закрывают «концертный» сезон.Счастливая04.06.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 6 / 0.02