|
|
|
|
|
"Фестиваль Поэтического Рока "Даждь". Глава 10: Новь" (c) Представленные исполнители и содружество рок-поэтов "Даждь", 2007
Начну с главного. К сожалению, аналогов тому, что делает Дмитрий Студёный сотоварищи, то есть московскому фестивалю "Даждь", я не знаю. Правда, я по стране мало разъезжаю. Но и в тех местах, где я бывал, подобного не происходит. А должно. В каждом сколько-нибудь крупном городе. А лучше, чтоб и в некрупном... Хоть и не приветствую я пафосные и малоосмысленные названия, к коим отношу и словосочетание "поэтический рок", и об этом стоило бы поговорить особо, но в другой раз. Лучше скажу, что в данном случае некоммерческий фестиваль - не туфта. Организаторы "Даждя" действительно не обогащаются на этой затее, которая продолжается уже более 10 лет. При этом, в отличие от организаторов многочисленных других фестивалей, позиционирующихся, как рок-, альтернативные или, там, андеграундные, эти, например, оплачивают дорогу иногородним исполнителям вне зависимости от уровня популярности этих исполнителей. Есть над чем подумать. Но это тоже в другой раз.
Так вот, снова о главном. В современной ситуации именно "Даждь" стал возможностью существенно расширить, а то и вовсе найти свою аудиторию многим замечательным авторам, которые, не будь этого фестиваля, вероятно, так и пели бы каждый для небольшой группы друзей. Принципы, которыми руководствуются те, кто делает фестиваль, действительно отличаются от принципов, по которым существует современная российская клубная культура. Можно было бы сказать, что вот так и должен существовать андеграунд. Но эти люди под землю прятаться не собираются. То, что они делают - реальная альтернатива якобы прочно сложившемуся порядку в популярной музыкальной культуре. Не лишним считаю и поведать (а кто в курсе, тем напомнить) и про христианскую направленность фестиваля. Это, впрочем, вовсе не означает, что каждый его участник должен открыто декларировать в песнях свои религиозные убеждения. Тем не менее, направленность эта - серьёзная преграда столь модному в наше время декадансу. И после прослушивания этого сборника не возникает ощущения, что ты запутался в чьём-то тоскливом, хотя и литературно оформленном словоблудии.
Можно ещё много чего сказать хорошего про "Даждь", но довольно восхвалений. Перейдём к собственно юбилейному изданию - сборнику "Новь". В него вошли концертные записи - то есть непосредственно с очередного фестиваля, который проходил в феврале и мае 2007 года в московских клубах "Факел", "Арт'эрия" и на Малой сцене театра "Содружество актёров Таганки". К достоинствам этого сборника следует отнести то, что Дмитрий Студёный в очередной раз представил довольно большое количество действительно интересных и разных авторов-исполнителей. Есть и недостатки - они существенны, и касаются не только этого релиза, но и предыдущих, и вообще политики организаторов фестиваля.
Вот сама формулировка "поэтический рок". Об этом я уже не раз говорил в других рецензиях. Здесь вот что скажу: понятие "поэтический рок" и соответствующее отношение к сочинению и исполнению песен - следствие распространившегося в конце 80-х - начале 90-х мифа о текстоцентричном русском роке. Людям, которые воспитались на этом мифе, кажется, во-первых, что остальные рок-музыканты планеты Земля - народ недалёкий и ни о чём, кроме "камон бэби, ай лав ю" и тому подобного петь неспособный; во-вторых, что человеческие переживания западло воспевать в простых и понятных выражениях (это, дескать, удел попсовиков); в-третьих, что музыка как таковая не особо и важна (даже на уровне банальной, но сколь-нибудь запоминающейся мелодии). Им и ещё много чего кажется. И вот результат - слабая, очень слабая музыкальная составляющая этой компиляции. Ребята, это ж не сборник стихов, это песни. Их петь хорошо бы. Вы стремитесь быть открытыми, хотите, чтоб новые люди приходили на концерты, но для них отмазка "зато мы поём о духовном" не проканает. Для этих потенциальных новых слушателей не зазорно и постараться. И песни от этого только выиграют.
Для меня загадка, почему из года в год организаторы, заинтересовавшись творчеством того или иного музыкального коллектива, на фестиваль зовут не весь коллектив, а только вокалиста/автора/ритм-гитариста, лишь изредка допуская дуэты (на "Нови" есть одно трио - Андрею Буянову подыгрывают гитарист и перкуссионистка). Да, бывает, что у человека нет состава, но если есть, то почему бы не дать прозвучать песням в полногрупповом исполнении? Часто автор хорошего текста оказывается так себе автором музыки, так себе вокалистом и так себе гитаристом, и все эти недостатки может как-то нейтрализовать команда. Ан нет - извольте внимать поэзии. У многих она весьма неплоха, но именно как песенная поэзия. Очень не хватает работы над музыкой, взаимодействия с ней, например, Юлии Беловой - её более ранние песни звучали органично, несмотря на явную необязательность для автора мелодических линий, текст же представленной здесь "Птицы Счастья" как будто теряется от такого нарочитого формализма. Казалось бы, где ему теряться - поёт Юлия под гитару, голос её на записи слышен нормально? Но по вышеуказанной причине песня звучит невнятно. А жаль - текст-то хороший. Тут ведь дело в чём - не надо обязательно быть виртуозом, не надо стремиться впихнуть в песню побольше аккордов или ритмических сбивок. Музыке порой достаточно просто внимательного к ней отношения... Или возьмем Кирилла Мурышева. Его песню "Творческое Утро" грамотная аранжировка уж точно не испортила бы (могла бы получиться вкусная, но не слащавая рок-баллада). Я никогда не слышал группу ТАЙНА, и могу только с удовольствием гадать, как может звучать в её исполнении песня её лидера Алексея Жарова "Если Б..." (мог бы получиться сокрушительный фолк-роковый опус). Не хватает группы и Ольге Лехтонен - не столько для украшательства, сколько для поддержки уже сделанных ею акцентов (песня "Некуда Отступать" - одна из самых впечатляющих на сборнике), и самому Дмитрию Студёному, и Александре Арбацкой (у которой состав-то вроде есть). Понятное дело, "хозяин - барин", но и я всего лишь высказываю своё мнение.
Самодостаточно, цельно звучат в столь аскетичном варианте очень немногие из представленных на "Нови" исполнителей: группа ЧЧ (дуэт, кстати, но кто слышал, тот знает, что у них и с подачей, и с аранжировками всё в порядке, да и две включённые в сборник песни - "Я Слышал Музыку" и "Невесть Откуда" - потрясающие, хотя первая представлена и не в лучшем варианте), Дмитрий Коновалов, Алексей Вдовин (который и в составе группы НЕДРА звучит классно), Роман Филиппов (ZRENIE) и Анастасия Дубова (но это просто феномен - и поёт, и на гитаре играет она крайне небрежно, а получается очень красиво), дуэт участников группы БЕЛОВОДЬЕ Максима Липатова (автор, гитара, голос) и Вероники Широковой (флейта).
И хотя речь идёт о сборнике "поэтического рока", о поэзии я много говорить не хочу. Тексты всех представленных авторов, как минимум, очень ясные - здесь Дмитрий Студёный действительно проявил составительское чутьё. Люди не гонятся за литературщиной, это приятно. Хотя образы есть очень мощные, захватывающие и не отпускающие, как в песне Алексея Вдовина "Океан". Некоторые песни скорее прокламационны, чем собственно поэтичны. Но это, я полагаю, как раз неплохо. Такая здоровая социальность - например, у Дмитрия Коновалова и Ольги Лехтонен.
Критика критикой, но в сборнике "Новь" есть чему внимать и что прочувствовать. На самом деле творчество каждого из участников фестиваля может стать хорошим поводом для отдельного разговора. А фестиваль - дело нужное. И дай Бог, чтоб ещё много лет продолжалось это дело. И чтоб было, кому развить, продолжить. Вот если б отказались люди от брэнда (простите за выражение) "поэтический рок", было бы как-то точнее даже. Ведь большинство выступающих на фестивалях "Даждь" к рок-музыке как таковой не имеют отношения. Понятно, что "все мы вышли из гоголевской "Шинели"", но надо жить настоящим.
Автор: Игорь Лунев
опубликовано 27 февраля 2008, 15:59
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (86) | Оставьте свой отзыв
Другие рецензии
|
|
|
|
|
| |
|