Позавчера вечером по каналу "НТВ" транслировалось грандиозное действо с привлечением хора им. Свешникова, Государственного оркестра народных инструментов под непосредственным художественным руководством Л. Зыкиной и еще бог весть какого количества музыкантов - бенефис Александра Новикова с программой "Песни на стихи С. Есенина". Жена с величайшим интересом принялась смотреть. Полагаю, что это у нее чисто профессиональное, да и Есенин для нее не самый последний поэт.
Ну а я при упоминании фамилии Новикова сразу же на это дело забил - и даже не потому, что к шансону не тяготею, и обрыло уже его в маршрутном транспорте слушать (почему-то создается такое впечатление, что водители маршруток в массе своей - либо отсиденты, либо люди, уже на свободе серьезно тоскующие по тюряге и тюремному фольклору, да и к посадке в тюрьму основательно готовящиеся). Причина "забоя" другая - наша бумажная почта сработала на ура, и я получил из далекого далека пластинку с демо-записями певицы Наталии Княжинской. Вот и отправился послушать записанные на ней 20 аудиотреков в другую комнату и подальше от телевизора. Люблю я, знаете ли, открывать для себя новые голоса, и не ленюсь их искать. А тут даже еще интереснее - добрый знакомый новые голоса для тебя любезно открывает.
Не прошло и пяти минут, как я совершенно отчетливо понял - отказавшись от Новикова, я вообще ничего не потерял, а даже совсем наоборот... То, что я услышал, как-то совершенно незаметно, исподволь отвлекло от домашней суеты и от нагло ежевечерне вторгающегося в дом цветастого экрана дебилоскопа. И голос, и музыка всячески располагали к себе. Даже не могу сказать, что они шли прямо в душу, - скорее, душа слушателя просто-таки должна сама к этому голосу и музыке тянуться и лететь за ними без оглядки. Хорошо, что меня держали, как тиски, амбушюры наушников да трехметровый провод, надежно подключенный к прочному якорю - десятикилограммовому ламповому усилителю.
Я услышал песни на очень хорошие стихи. Не берусь назвать всех авторов-поэтов поименно, но точно знаю, что Есенин там был (по-моему, стихотворение "Младенец Иисус"), наверное, Бродский и, если судить по стилю и обилию вечных духовных ценностей - кто-то из поэтов недавно минувшего Серебряного века. Не силен я в поэзии, а трек-лист, да еще и со всеми подробностями, к диску не прилагался.
Не отрываясь, я пластинку слушал до середины, и только абсолютно знакомый с самого детства бернсовский стих "My love is like a red red rose, which что-то там in June" в переводе моего земляка Самуила Яковлевича Маршака немного отвлек меня от этого замечательного музыкального путешествия.
Я до этого не знал, кто такая Наталия Княжинская, но этих двадцати демо-треков вполне хватило, чтоб понять - это новое и интересное музыкальное явление. Допускаю, что новое лишь для меня одного. Но лучше поздно, чем никогда.
Многое даже из знакомого и уже слышанного - как, например, песня из репертуара то ли "Фабрики звезд", то ли группы ФАБРИКА, которая прожужжала мне уши то ли из телевизора, то ли из тюнера, да и тот же Бернс, было исполнено неожиданной новизны. Особенно есенинские стихи, которые в Натальиной мелодекламации обрели для меня ритм и мелодию, коих я никогда не ощущал в этом раннем юношеском и, как я считал - сыром стихотворении.
Где-то под самый конец пластинки был представлен некий трек-вокализ, этакая картинка с экзамена в музыкальном учебном заведении - если судить по оформлению самого начала трека гулкими коридорными шумами и рокотом молодых студенческих голосов. В этом джазовом вокализе Наталия как бы демонстрирует (ну, раз диск-то у нас демонстрационный) свои вокальные возможности. Но к концу пластинки лично мне этого уже и не нужно было. Известно ведь, что, даже имея голос, можно умудриться и не суметь спеть, не суметь донести песню до слушателя. Хорошо, конечно, что Бог наградил Наталию голосом, но, по-моему, он наградил ее в еще большей мере талантом чувствовать песню и умением так преподнести ее слушателю, чтоб тот не остался равнодушным ни к песне, ни к самой исполнительнице. Судя по всему, экзамен у самого строгого экзаменатора - слушателя - Наталия может блестяще выдержать.
Особенно зацепила меня песня на стихи неизвестного мне поэта (вполне допускаю, что песня - народный духовный стих) и, исполненная Наталией а капелла:
Ой, ты моя белая,
Птица-душа смелая.
Ты долети, далеко
Да до неба светлого,
До самого Бога.
Ты да поведай, птица-душа,
Как на небе хороша
Ой, да воля вольная,
Тебе верой данная,
Да самим Богом.
Ой, ты матушка моя,
Родная земля.
Твоя святая воля -
Русская душа,
Славит Бога, славит Бога, славит Бога...
Ну что же... Пластинка закончилась. Я снял наушники, посидел еще малость в одиночестве, да и пошел посмотреть, чем там у Александра Новикова дело с Есениным завершилось.
А там другие песни, там все больше про хулиганов, про пьянь и дрянь, про бесшабашность как стиль разудалой жизни. Да все это еще и со знакомыми, уже ставшими обыденными в радиоэфирах приблатненными интонациями. Жена сказала, что зря я не стал смотреть (будто бы я что-то важное пропустил), пластинку-то мог бы и в другой раз послушать, а этот концерт, наверное, больше повторять не будут.
Как же - не будут! Когда это у нас такое было, чтоб подобные грандиозные мероприятия, единожды на видеопленку записанные, да не повторяли по два, а то и более раза? Может, и повезет мне глянуть на это зрелище от начала и до конца. Хотя и впечатлений жены от увиденного и услышанного мне вполне достаточно. Дескать, это всё очень ново, дескать, всеми слышанные "канонические" малининские исполнения известных песен на стихи Есенина не отражают сути его поэзии. Даже стихи, использованные в концерте, не очень известны широкому кругу. И Новиков, со своей шансонной манерой или стилизацией под оную, - это для стихов Есенина самое то, что надо.
Может быть и "то", может быть, и "что", допускаю даже и "надо". Но я-то слышал совсем другие стихи Есенина и в совсем ином исполнении. Буквально минут тридцать назад. И мне есть, с чем сравнивать.