Почти с самого начала было очевидно, что СЕКРЕТ - это именно дуэт Максима Леонидова и Николая Фоменко плюс все равно кто. В любых других конфигурациях этот механизм не работает. Когда в начале 90-х из состава коллектива выбыл заигравшийся в Элвиса Леонидов, остальные соратники смогли ненадолго удержаться на плаву, только радикально сменив стиль в пользу большей театрализации и переложив всю ответственность за аккомпанемент и аранжировки на специально приглашенных оркестрантов, а уж когда и Фоменко отправился делать сольную карьеру, то, что осталось, оказалось абсолютно никому не нужным. А вот когда Леонидов с Фоменко вдруг решили тряхнуть стариной и сделать новый альбом под старым брендом, у них всё получилось как надо. И не важно, что один живет и работает в родном Питере, а другой снова эмигрировал в Израиль, будучи несогласным с внешней политикой Кремля. Сейчас, слава богу, не 1985-й год, для обмена творческими идеями границы и таможни - не преграда. Было бы вдохновение - а всё остальное как-нибудь образуется. И Мурашов с Заблудовским не будут забыты хотя бы в списке дежурных благодарностей на обложке - мол, мысленно мы все равно вместе.
Новые песни ни по каким показателям не уступают старым, ранним. Чувствуется, что люди творили с искренним удовольствием, даже не пытаясь просчитывать наперед, попадут ли эти треки в эфир популярных радиостанций или нет. Они ведь взрослые, вполне трезво рассуждающие люди, которым понятно, что слава СЕКРЕТА как держалась на "Привете" и "Саре Барабу", так и будет держаться, сколько бы лет ни прошло. А Николай с Максимом просто решили немножко подурачиться - как два давних дружбана-одноклассника, которые встретились случайно уже в зрелые годы и решили освежить в памяти забавные истории из своей школьной жизни. Отсюда ощущение той же легкости и непосредственности, которой отличались ранние записи группы - как студийные, так и концертные. Бесшабашное, не натужное веселье, соседствующее с сентиментальной грустью, а еще - постоянные отсылки к собственному же творчеству прошлых лет, которые слушателям-новичкам, возможно, и не будут понятными, а вот секретоманами со стажем могут быть восприняты неоднозначно - вплоть до обвинений в откровенных самоповторах.
Особенно сильно в этом плане музыканты рискуют в развеселом рок-н-ролле "Зажигалка", высмеивающем бестактное поведение фанов и получаемые от них странные подарки. Песенка, несомненно, остроумная, однако к этой теме Леонидов уже однажды обращался в своем творчестве - в нашумевшем когда-то хите "Две Гантели и Один Утюг", с которым Максим неожиданно вернулся на российский музыкальный рынок в середине 90-х после первой израильской отлучки. Только тогда в тексте было куда больше чисто хармсовского абсурда. Однако ругать свежий материал именно за это не хотелось бы. Ведь в альбоме что ни песня - то приятное воспоминание.
Скажем, совсем не биг-битовая, похожая скорее на фрагмент какого-то мюзикла "Синяя Борода" взята как будто из репертуара того СЕКРЕТА, который некоторое время существовал в виде трио и по стилю тяготел скорее к рок-кабаре. Перед нами - типичный поздний Фоменко, который уже окончательно определился с основной профессией, сделавшись актером и шоуменом, а поет только между делом, когда этого требует очередная комическая роль. Смешно? Конечно же, смешно - на уровне знаменитых фоменковских афоризмов, уже гулявших в качестве мемов по первобытному русскому интернету конца 90-х. Ну как не наградить аплодисментами очередную остроумную выходку всенародно любимого клоуна, пусть и имеющую мало общего с музыкой?!
А вот "Колыбельная Текила" - это типичная лирика сольного Леонидова. Далеко не все нашли в себе силы отслушать целиком его поздние альбомы, а там ведь помимо пронзительных, словно надиктованных с того света Высоцким "Волков" и романтичной "Девочки-Видения" присутствовало немало спокойных, приятных баллад, не претендующих ни на что, кроме создания уютной домашней атмосферы. Поскольку в работе над альбомом приняли участие и постоянные леонидовские аккомпаниаторы из группы HIPPOBAND, в том числе гитарист и аранжировщик Владимир Густов, еще в 80-х переигравший все, что тогда было модно - от "новой волны" до хард-рока, стилистическое сходство было неизбежно. Именно благодаря таким надежным соратникам и получаются вещи, которые звучат современно, душевно и даже в чем-то исповедально.
Что же касается треков, похожих на "классический" СЕКРЕТ - то есть на продукт именно совместного равноправного творчества участников тандема, то их в альбоме все-таки большинство. Именно они определяют основную тему и общую концепцию диска. Открывающая альбом и уже ставшая достаточно популярной песня "Самолетом до Пулково" - это одновременно и отсылка к бессмертному "Back in the U.S.S.R.", и попытка вернуться к героям и сюжетам из собственного альбома "Ленинградское Время" (1989), так и оставшегося лучшим из всех. Да, они остались истинными ленинградцами и до сих пор сверяют часы по ленинградскому времени, причем свою малую родину явно любят даже больше, чем тридцать пять лет назад. Тогда город им виделся мрачноватым, опасным, наполненным криминальными и асоциальными элементами. Нынче же изнанка городской жизни остается где-то за кадром, уступая место восторженному:
Самолетом до Пулково
А потом переулками
В город, где пахнет весной
Где ты рядом со мной
То есть теперь северная столица ассоциируется с полетом, любовью и весной. А еще для заслуженных секретовцев Питер по-прежнему населен их потенциальными поклонницами - мечтательными девушками с красивыми именами, которые, видимо, и представляются главными достопримечательностями. Сколько их уже было с момента выхода первого магнитоальбома "Ты и Я" (1984) - Кристина, Алиса, Рита, Лиза, Арина-балерина... Они и сейчас не обойдены вниманием, и список их продолжает пополняться. Вот и еще одна подоспела - безымянная провинциалка из песни "Это Питер, Детка!", решившая покорить город на Неве, добившаяся своего и обретшая новую "малую родину". Доброжелательное, снисходительное отношение к тем "понаехавшим", которые готовы играть по столичным правилам, показано без налета снобизма и даже с долей самоиронии. Авторы песни как будто еще недостаточно знакомы со своей героиней, но уже влюблены в нее и ждут таких же, как она, в буквальном смысле с распахнутыми объятиями. В общем, не хит, а социальный рекламный ролик, показывающий, что в Питере хорошо не только пить, но и жить.
Самыми же яркими среди новых песен, как всегда, оказываются веселые, не претендующие на глубокий смысл, но чертовски заводные танцевальные шлягеры - "Раз, Два, Три...", "Я Не Знаю Сам", "Имя в Сети". Кажется, именно за такие вещи и любил когда-то СЕКРЕТ Майк Науменко, прощая не всегда корректное обращение с его сочинениями и видя наиболее вероятных преемников. И если уж есть в СЕКРЕТЕ что-то от ранних THE BEATLES - то именно это умение тонко, чисто по-английски подсмеиваться над абсурдностью нашей повседневной жизни, над превратностями судьбы - особенно над теми, что связаны с делами сердечными.
Как мы могли столько лет обходиться без этой наивной, даже в чем-то инфантильной, но безумно обаятельной ретро-музыки, непонятно. Но за прошедшие годы никто не смог заменить нам СЕКРЕТ, хотя попытки имели место неоднократно. Возможно, всё дело в том, что все подражатели и последователи относились к делу слишком ответственно. А то, что делал тандем Леонидова и Фоменко, хорошо сформулировал когда-то Сергей Миров в названии своей книги о группе: "Игра в BEATLES". Секрет вечной молодости СЕКРЕТА в том, что его придумали отличные драматические артисты, для которых это была пусть и одна из лучших, но все-таки всего лишь роль. Они сначала играли в полуподпольный коллектив из Ленинградского рок-клуба, потом - в избалованных славой поп-звезд всесоюзного масштаба, потом - в ветеранов рок-н-ролла, собирающихся вместе только по особо важным датам. Сейчас обоим ничего не стоит перевоплотиться в себя самих хоть ранних, хоть поздних - выйдет настолько убедительно, что мы простодушно поверим. Хорошо это или плохо? Мне лично кажется, что замечательно - особенно если вспомнить, во что превратились некоторые ровесники Максима и Николая, когда-то позиционировавшие себя глашатаями высоких истин и совестью нации.
Кстати, альбом существует в двух версиях - в "нормальной" и в Deluxe . И удлиненную версию, в которой песни перемежаются комментариями ее создателей, стоит послушать хотя бы один раз, чтобы лучше понять их замысел. Для людей, уже успевших прочитать мемуары и Леонидова, и Фоменко, возможно, не станут новостью истории о том, как Николай в четыре года засунул голову между прутьев Большого Крестовского моста и застрял или о том, как Максим по дороге в музыкальную школу чуть не утонул в Неве около Эрмитажа. Однако услышать это из первых уст, хоть ненадолго почувствовать собеседником двух замечательных людей дорогого стоит. Самое-то главное, конечно, сказано в музыке, но когда герои песен заговаривают с тобой напрямую, впечатление усиливается во много раз.
Продолжится ли сеанс интерактивной связи во второй части альбома, выход которой намечался на январь, неизвестно. Но хотелось бы, чтобы хотя бы музыкальный материал в другой половине дилогии не обманул наших ожиданий.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах