Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1084 Откуда: Беларусь
27 Дек 2023, 09:45 - Паша Павлов и АРТЕЛЬ - "Дела Артельные" (2CD)
(c) & (p) Паша Павлов и АРТЕЛЬ, 2021
CD1 16 tks./t.t. 63:43
CD2 17 tks./t.t. 67:27
"Широко известен в узких кругах" - эти слова вполне применимы к автору и исполнителю собственных песен, харьковчанину Паше Павлову. Информации о нем в интернете не так уж много.
В середине 80-х Паша Павлов создал группу ШОК, которая существует до сих пор. В 90-х кассеты и бобины с его записями можно было приобрести только и исключительно в харьковском рок-магазине "От винта!" Они распространялись старым, испытанным способом - "из рук в руки", но официально не издавались. В 2010-е годы появилось сообщество "Паша Павлов и ШОК" ВКонтакте, где регулярно выкладываются "Наброски", "Эскизы" и "Черновики" под порядковыми номерами.
В 2013 году был основан проект Паша Павлов и АРТЕЛЬ, состав которого отличается текучестью и открытостью. В том же году проектом был выпущен потрясающий альбом "Атомоход". Но мне придется сдержать свои бурные эмоции, ибо сейчас речь не о нем.
"Дела Артельные" - второй номерной альбом Паши Павлова и АРТЕЛИ. Работа, безусловно заслуживающая пристального внимания и восхищения! Но обо всем по порядку.
О Паше Павлове я могу говорить долго, безостановочно, восторженно и взахлеб. Он пишет очень хорошие песни. Хорошие с точки зрения и музыки, и стихов (именно стихов, а не текстов!), и исполнения.
Паша в свое время окончил Харьковское музыкальное училище. Могу предположить, что учился на хоровом отделении: уж очень много хоров в его песнях, причем хоры разбиваются на голоса очень грамотно и профессионально - не придраться. Музыка изобилует изысканными мелодическими ходами и гармоническими оборотами. Стилистика простирается от блюз- и фолк-рока до рок-н-ролла и кантри.
А еще Паша Павлов - Поэт с заглавной буквы. В его стихах очень много неожиданных речевых фигур - метафор, тропов. Украинизмы и просторечные выражения не только мастерски вплетаются в стихи, но и выглядят органично, как украшения. Почти все песни Паши Павлова обращены к культурным претекстам, многие даже на уровне заглавий обнаруживают теснейшую связь с живописью ("Благодарные Мертвецы", "Не Ждали"), кинематографом ("Бедная Настя", "Берегись Автомобиля", "Дом у Дороги", "Ежик в Тумане"), литературой ("Бегущий по Волнам", "Война и Мир", "Гусарские Баллады", "Затерянный Рай", "Лебедь, Рак и Щука", "Медный Всадник", "Солдат Швейк", "Так Говорил Заратустра", "Тихий Дон", "Туманность Андромеды", "Человек Тот, Что Смеется")... О заимствованиях внутри каждого стиха я уж промолчу... На этом, пожалуй, поставлю многоточие.
Средства на запись альбома "Дела Артельные" собирались с помощью краудфандинга на платформе Planeta.ru, а также через социальные сети.
Материал записывался в студиях Харькова и Москвы. На сей раз в АРТЕЛЬ входило 30 человек, известных по украинским и российским группам. Назову лишь некоторых: Вадим Курылев, Александр Чернецкий и Сергей Летов в представлении не нуждаются. Константин Шепеленко играет в группе K.P.S.S. вместе с Сергеем Бабкиным (который, к слову, участвовал в записи альбома Паши Павлова и АРТЕЛИ "Атомоход"). Виталий Бронишевский и Сергей Кулаенко известны по работе в группе Жадан і СОБАКИ. Олег Каданов - основатель групп ОРКЕСТР ЧЕ, ЛІНІЯ МАННЕРҐЕЙМА и МАНТРИ КЕРУАКА, участник проекта DRIBEN. Игорь Бычков и Дмитрий Смирнов - лидеры соответственно групп АЛОЭ и СУТКИ-ТРОЕ. Алексея Саранчина прославило участие в джазовом коллективе СХІД SIDE и в хип-хоп-группе ТАНОК НА МАЙДАНІ КОНҐО. Наталья Смирина - вокалистка группы PUR:PUR... Каждый из перечисленных (и не перечисленных) музыкантов внес в музыкальную стилистику что-то свое, и от этого альбом только выиграл. Здесь есть все названные выше стили. А еще в "Делах Артельных" во всей полноте отразилась незабываемая харьковская атмосфера конца 80-х - начала 90-х. Подарочный диджислив оформлен фотоработами Юрия Соколова и рисунками Ирины Павловой.
Почти фолковая "Артельная" ("Дела Артельные") - представление самих себя - мол, вот какие мы хорошие. И действительно - хорошие, прекрасные, великолепные и замечательные. И еще куча превосходных степеней. Любят и поработать, и отдохнуть, и всё делают от души и со стопроцентной отдачей. "Байкер-Блюз" воспринимается и буквально, и метафорически. Если буквально, песня могла бы стать гимном байк-движения. А если метафорически, можно вспомнить строчку из шлягера Алексея Мажукова на стихи Игоря Шаферана "Выпускаю синицу и ловлю журавля" из репертуара ВИА САМОЦВЕТЫ. "Иди, Беги, Лети" - призыв к каждому из нас двигаться к своему счастью. Зарисовка о солдатской жизни "Постояльцы" заключает в себе многослойность смыслов. В музыке едва ощутимо влияние советской эстрады 70-х. Название "Затерянный Рай" позаимствовано у Джона Мильтона. Сюжет же песни с эпической поэмой не имеет ничего общего. Герои совершают путешествие к некоему далекому островку, который и оказывается затерянным раем. Рок-н-ролл "I Love You" во всех красках передает ощущения страстно влюбленного человека. "Глинтвейн" - самый настоящий медляк. Песня излучает тепло, свет и уют, которые ощущаются физически. "Разрисованные Сны" - колыбельная в стиле хард-рок. В припеве цитируется шлягер "Спи, Моя Радость, Усни" на стихи Вильгельма Готтера. Героиня песни "Не Виноватая" влюбляется в нехорошего человека. Можно ли ее винить и осуждать? Автор утверждает мысль о всесилии любви, которая делает нас лучше. "Веселая Песня", извиняюсь за тавтологию, заражает своим безудержным весельем. "Одинокое Сердце" - развернутая метафора: лирический герой, летчик-истребитель, таранит собственную судьбу. Содержание песни можно раскрыть строками классика: "А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой". "Лиса" погружает в мир сказки. Припев отсылает к "Волшебнику Изумрудного города". Герой песни "Ма Гёрл" дает исчерпывающую характеристику своей избранницы. "Афродиту" я не могу слушать без улыбки. Лирический герой иронично сравнивает свою возлюбленную с древнегреческой богиней красоты и любви. Но оценить ее достоинства может только в состоянии алкогольного опьянения. В начале песни задается вопросом: "Сколько ж это надо выпить, чтобы ты была красивой, вылитою Афродитой без рук и с головой пробитой?". А в финале приходит к печальному выводу: "Столько невозможно выпить ни за что на свете".
Некоторые песни сами собой складываются в мини-циклы. Два последующих номера образуют смысловую дилогию. "Не Нужен" - блюз, герой которого вынужден осознать печальную истину: он был, есть и будет никому не нужным. И снова Сергей Летов отрывается по полной. Его партии, записанные посредством наложения звука - украшение всей песни. Такое ощущение, будто звучит саксофонный ансамбль. Медляк "О Любви и Дружбе" стал хитом среди музыкантов и поклонников Харькова еще в середине 90-х, когда в городе распространился акустический магнитоальбом "Дом Сержанта Павлова". Первое исполнение песни нравится мне гораздо больше. В предложенной версии каждая фраза заканчивается эхообразным повторением последнего слога, и это ее портит. В первоначальной версии последняя фраза припева "Выпить, не выпить - вот в чем вопрос" идеально соотносилась с мелодией. В представленном варианте строчка чуть переработана: "Пить или не пить - вот в чем вопрос". Звучит вполне по-гамлетовски, а вот мелодия изменилась не в лучшую сторону. Правда, хор в припеве после второго куплета и особенно в финале великолепен, спору нет.
Название песне "Ключ на Старт" дала команда для запуска ракеты, которая стала нарицательной после выхода на орбиту космического корабля "Восток-3А" с Юрием Гагариным на борту. С этого трека начинается второй CD, хотя, думаю, правильнее было бы поставить его в самое начало альбома. Трудолюбивая Пчела из одноименной песни - это всего лишь частица окружающего мира, который лирический герой созерцает из окна иллюминатора. Но можно ли увидеть насекомое из самолета? В песне "Харе Кришна" отразилось желание автора выйти за рамки привычного мироощущения. И получился хит! "Один Глоток" - еще одна метафора: в любое время года, как и жизни, спасти может единственный живительный глоток вина. Название "Комсомольцы-Добровольцы" Паша Павлов позаимствовал из известной песни Марка Фрадкина на стихи Евгения Долматовского из к/ф "Добровольцы". Лучшего посвящения своему поколению не придумать. Автор цитирует русскую народную песню "Солдатушки, Бравы Ребятушки", которую, вероятно, услышал в интерпретации Александра Градского. "Нет Больше Слез" - это и апология хиппизма, и картина идеального мира. Возможно ли такое на самом деле?.. В блюзе "Мяу" чувства лирического героя раскрываются посредством природных стихий. В стихах цитируется сага Андрея Вознесенского "Я тебя никогда не забуду", в свое время по-разному омузыкаленная Оскаром Фельцманом ("Разлука" в исполнении ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА) и Алексеем Рыбниковым (опера "«Юнона» и «Авось»"). И еще одно спасибо Сергею Летову за саксофон! Песня "Семеро Одного" опровергает старинную русскую пословицу. Семеро одного еще как ждут! Особенно если послали в магазин за вином. Мелодия интонационно очень близка русской народной.
Еще одна дилогия посвящена памяти Советского Союза. Смею предположить, что песню "СССР на Продажу" Паша Павлов написал после Майдана, когда в отношениях между Россией и Украиной обозначилась враждебность. В финале цитируется (проигрывается на электрогитарах) александровская мелодия, которая была сначала государственным гимном СССР, а затем стала государственным гимном Российской Федерации. Детки из одноименной песни - это все мы, родившиеся в Советском Союзе. Помню, как нам вещали учителя разных дисциплин о том, что скоро наступит коммунизм, и тогда... Лично я, когда учился в младших классах, верил им слепо и безоговорочно. И с нетерпением ждал наступления коммунистической формации... А в старших классах как-то засомневался.
"Виктория" создает ощущение праздника победы... кого над кем? В "Свадебной" Паша Павлов мастерски создает идеальную картину бракосочетания молодых людей - Кости и Насти, между которыми нет и не может быть ни противоречий, ни разногласий. "С Бабой Дед" - песня о жизненном круговороте. Истории свойственно повторяться. "Конец Светы" - песня-прикол. Паша Павлов виртуозно играет со словами и смыслами. А Свету, конечно, жаль. "Не Вижу, Не Слышу, Не Знаю" - смысловой парафраз на тему песни Оскара Фельцмана на стихи Льва Ошанина "Ничего Не Вижу", которая в конце 60-х украшала репертуар Эдиты Пьехи и Вероники Кругловой. В стихах цитируется комедия Александра Грибоедова "Горе от ума". В отсутствии зрения, слуха и знания можно находить не только минусы, но и плюсы. Песня "Дело Сделано" искрится весельем, радостью и раздолбайством. Кончил дело - гуляй смело. "Артельщики" следуют этой пословице. "Золотая Гроза" - жизнерадостный, оптимистический финал, подводящий итоги всего альбома.
Вот такие они, "Дела Артельные". Альбом очень длинный - общая продолжительность более двух часов. Но, когда его слушаешь, время пролетает незаметно. Эту работу я не только с удовольствием переслушиваю сам, но советую и рекомендую друзьям и знакомым.
Напоследок - информация для коллекционеров и тех, кто слушает музыку в интернете. на двух CD "Дела Артельные" вышли под вывеской "Паша Павлов и АРТЕЛЬ". А на странице музыканта ВКонтакте выложены двумя частями почему-то как альбом группы "Паша Павлов и ШОК". Конечно, в записи материала участвовали музыканты ШОКА. Но чем объяснить такое разночтение? Впрочем, сам альбом от этого хуже не становится.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах