ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА - группа из Питера. Существует с 1 марта 2009 года. Играет весьма и весьма разную музыку. Можно сказать, что все творчество ПА представляет собой единый большой текст, несмотря на то, что музыка и стихи создавались тремя разными авторами. Я же ограничусь двумя последними работами. С одной стороны, представляемые альбомы разные с точки зрения музыкальной стилистики. С другой - в обоих рассматриваются и описываются (зачастую не без юмора) различные психические отклонения человека.
В записи альбома "Серотонин" участвовали: Александр "Соловей" Бреховских (также РАДУНИЦА) - гитары, бас-гитара, синтезаторы, голоса, аранжировки; Александр "Плохиш" Вериго (также РАДУНИЦА и СОЮЗ-317) - соло-гитара, свирель, терменвокс, губная гармоника, синтезатор, драм-машина, аранжировки, саундпродюсирование; Денис "Дэн" Сидоров (теперь уже экс-ПА) - голос. Музыка всех композиций написана Александром Бреховских, стихи - им же за исключениями, которые оговорены. Стилистика являет собой арт-пост-панк с элементами психоделии. Кроме того, в музыке можно услышать реминисценции русского рока 80-х - где-то ДК, где-то ЗВУКИ МУ, а где-то ранняя ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА...
Позволю себе высказать предположение: мне кажется, Александр Бреховских имел начальное музыкальное образование. А если не имел, слушал много академической музыки. И, возможно, сочинял по наитию. На такие мысли меня натолкнуло строение композиций, выходящее за пределы традиционной куплетной формы.
Альбом открывает инструментальная "Увертюра". Я бы мог углубиться в дебри музыкознания и подробно проанализировать композицию с точки зрения ее строения. Но не стану грузить потенциального читателя. Лично мне мелодия напоминает вступления к советским фильмам 70-х - 80-х годов. Герой заглавного номера тщательно готовится к свиданию. Он очень любит накатить и боится скончаться от избытка серотонина... Но конец у песни оказался хорошим. "Весеннее Обострение" на стихи Александра Бреховских и Дениса Сидорова - маленькое эмпирическое исследование. Авторы описывают три симптома, характерных для данного явления: желание убивать всех подряд, неприязнь к приезжим и нетерпимость к иной точке зрения. Песню украшает партия синтезированного клавесина. "Фсё Было Не Сря!" - прикол, построенный на игре со словами и гласными звуками. "P. S. Фсё Не Сря!" - дважды прикол. В выходных данных авторство приписывается Александру Бреховских и Денису Сидорову, хотя текст состоит из многократно повторяемой фразы "Всё было не сря", пропеваемой нарочито оперным вокалом под фортепиано, к которому в конце присоединяется вся группа. "Девушке" на стихи Александра Блока - лирико-драматическая кульминация альбома. В "Здоровом Образе" Александр Бреховских вволю постебался над зожниками: можно отказываться от алкоголя, сигарет и калорийной пищи, тягать гантели... А финал один - гроб. Характерна драматургия композиции: продолжительный инструментальный проигрыш изображает процесс умирания. А в финале Денис Сидоров пропевает с издевательской интонацией: "Тяжелые гантели в гробу лежат, лежат". "Инфернальная Субстанция" - монолог от лица социопата, который своим вызывающим поведением и внешним видом наводит ужас на "почтенных граждан". Текст представляет собой аллюзию на "Поганую Молодежь" Егора Летова и Константина Рябинова. Эту песню также поет Денис Сидоров.
Над альбомом "Основы Любви и Промышленной Безопасности" работали: Александр Бреховских - гитары, бас-гитара, синтезатор, бубен, голоса; Виталий Новгородов (также РАДУНИЦА) - бас-гитара, голос; Александр Вериго - гитары, бас-гитара, синтезатор, терменвокс, стилофон, губная гармоника, драм-машина, труба, голос, шумы; приглашенные музыканты: Сергей Летов - саксофон; Евгений Лабыч (БАНДА ЧЕТЫРЕХ, ОГОНЬ, ОЖОГ, МАТЬ ТЕРЕЗА, РЕГИОН 77, ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА, ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ и др.) - барабаны; в хоре в "Манифесте" пели Александр Бреховских, Александр Вериго, Виталий Новгородов, Елизавета Юрчук, Надежда Мелехова, нелепый карлик. К слову, последний - персонаж вымышленный: Александр Бреховских пропустил свой голос через различные эффекты и в кредитах к альбому обозначился этим словосочетанием. Аранжировки выполнены Александром Бреховских и Александром Вериго. По хронометражу этот альбом длиннее предыдущего и воспринимается тяжелее. Стилистика усложнилась: к арт-пост-панку и психоделии добавляются индастриал, нойз и фри-джаз. "Основы Любви и Промышленной Безопасности" имеют свою концепцию и разбиты на три неравных раздела.
Альбом обрамляют "Введение" и "Заключение" авторства Александра Бреховских, Александра Вериго и Сергея Летова. Лично меня эти композиции-импровизации заставили вспомнить Первую симфонию Альфреда Шнитке, над которой композитор работал с 1969 по 1972 годы. В своем произведении Альфред Гарриевич воплотил проблему взаимодействия высокой и низкой культур, которая символизировала существование современного человека где-то на грани между разумом и безумием, между святостью и бесконечным грехом, между реальностью и вневременным бытием. В симфонии прямо или косвенно отразились тревоги того времени - гонка вооружений, война во Вьетнаме, "культурная революция" в Китае, "левые" молодежные движения на Западе, хиппизм, наркомания, голод, загрязнение окружающей среды... Мы также живем в крайне сложное время: пандемия COVID-19, конфронтация между Востоком и Западом, нарастание авторитарных и тоталитарных тенденций внутри некоторых республик бывшего СССР, усиливающееся противостояние между различными социальными слоями и группами внутри разных стран... Все это воплотилось во вступительном и финальном номерах альбома ПА. И в этом сложном, полном антагонизмов мире приходится жить каждому из нас.
Раздел I - "Опасные Факторы". Прежде всего надо вспомнить, что в альбом ПА 2012 года "Дряхлый Мир" входил индастриал-нойзовый инструментал "Паническая Атака". Одноименная песня авторства Александра Бреховских, возможно, имеет с ним смысловую связь. Лирический герой, преследуемый паническими атаками, решает сам уйти в психиатрию. "Паранойя" и "Паранойя-2" - дилогия, описывающая соответствующую психопатологию: первую часть Александр Бреховских написал при участии своего сына Егора, вторую - в соавторстве с Виталием Новгородовым. "Немного Панк-Джаза" - короткая интерлюдия-импровизация Александра Бреховских, Александра Вериго и Сергея Летова как напоминание о мире, в котором мы живем. Песню "Пахнет" Бреховских сочинил частично на собственный текст, частично на стихи Джанни Родари. Как ни крути, запахи характеризуют человека.
Раздел II - "Вредные Факторы". Еще одну дилогию составляют "Пятница" и "Субботнее Утро". Обе композиции созданы Виталием Новгородовым. Пятничным вечером не грех напиться. А субботним утром начинается нормальная, трезвая жизнь... Хотя - как у кого. "Аудиосообщение" - зарисовка на музыку Александра Бреховских, Александра Вериго и Сергея Летова, на фоне которой сбивчиво наговариваются обрывочные фразы. "Собака" - стихотворение Виталия Новгородова, проникновенно прочитанное им под музыку Александра Бреховских. Нарциссизм из одноименной песни Александра Бреховских - метафора самолюбования лирического героя. "Еще Немного Панк-Джаза" - инструментальная интерлюдия-импровизация Бреховских/Вериго/Летова.
Раздел III "Краткие Выводы" состоит из одного трека - "Манифеста". Александр Бреховских, снова-таки не скрывая иронии, предлагает всем и каждому стать хорошими людьми. А хор придает песне еще бо́льшую убедительность. Что же, мне остается лишь подписаться под каждым словом автора.
Я изучил всю дискографию ПА. И могу с полной уверенностью сказать, что от альбома к альбому группа музыкально развивается, становится все интереснее. Рассмотренные альбомы - яркое тому доказательство.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах