Екатерина Борисова Site Admin
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1911 Откуда: Санкт-Петербург
|
21 Фев 2017, 02:35 - КАЛИНОВ МОСТ, часть 2 (разные издания) |
|
|
Дмитрий Ревякин - "Охта"
Manchester (MC)
Еще одна кассета из серии "Архив русского рок-н-ролла", видимо, будет интересна не только ценителям творчества Ревякина и группы КАЛИНОВ МОСТ. Квартирник на Охте состоялся 24 февраля 1988 года, вскоре после гибели Александра Башлачёва. Можно считать этот концерт посвящением его памяти. Статья на вкладке написана Светой Лосевой, в чьей квартире на Свердловской набережной, собственно, и сделана запись. Внимательный слушатель может отметить, что старые, часто совсем неизвестные песни Ревякина сильно отличаются от тех, что он делает теперь. Это как бы ранний этап его эволюции, где только начинаются его эксперименты с языком, своего рода "портрет художника в юности". Ревякин поет как "Сибирский Марш", так и "Волосы" ("Вымыты дождем..."). Здесь соседствуют "Ништяк" (В. Мокшин) и "Пойдем Со Мной". Но все-таки это не рядовой концерт. Ощущением только что случившегося несчастья проникнуты последние песни - "Порог Сорока", "Сентябрь" ("Ветер, будь добрее, прости своих сыновей"). Поэтому концерт на Охте - не просто архивная запись, но часть истории.
Александр ЕГОРОВ
"Fuzz" №32-33, май-июнь 1996
Дмитрий Ревякин - "Охта"
(c) Д. Ревякин, 1988
(p) Manchester Files, 1997
16tks/58mins
В серии "Архив русского рок-н-ролла" вышел акустический концерт лидера КАЛИНОВА МОСТА, записанный 24 февраля 1988 года в Питере, - самый, на мой взгляд, лучший сольник Ревякина за всю его музыкальную карьеру. Он сам только-только поднимался на гребень общесоюзной славы, еще не дают о себе знать вредные привычки - от наркоты до кружения головенки, но скоро, очень скоро симптомы проявятся... Несколько дней назад покончил с собой Александр Башлачёв, и сольник есть тот самый случай, когда говорят, что человек поет кровью. Это один большой плач великого музыканта, проигравшего обстоятельствам: воевать не с кем, все позади, мост сгорел, тела захоронены. Это начало конца иллюзиям 85-86 гг. СашБаш первым все понял и отступил - наоравшийся, надорвавшийся, сцедивший из себя все, пустой и никому не нужный. Он оказался сильнее всех и выбрал страшную и единственно, как он думал, верную дорогу... Хорошо, что у остальных дух был послабее... Ревякин, вляпавшись позднее в дерьмо, тоже сумел выбрать свой путь и выжил. Он насовсем ушел в воздух, в леса, в травы, выбираясь оттуда в город, чтобы в очередной раз отвесить ему оплеуху. Менестрелям не нужны мегаполисы, Лужники и Дворцы спорта, они не могут жить без обычных русских полей и лесов... А тогда, зимой, Дима метался в своих песнях, как раненый жаворонок, стонал, рвал нерв, бросался депрессией в окружающих, не понимал, не хотел понять и плакал, плакал... Послушайте "Полоняне", "Дудки", "Метельщик", "Пойдем Со Мной", "Мне Бы Сладко Петь", "Вымыты Дождем", "У Порога Весны"... В тот день он и похоронил весь питерский рок, после таких песен рок-мэтры бросают сцену... Не бросили.
О'К
"Музыкальная Газета" (Минск) №45(57), 19-26 ноября 1997
КАЛИНОВ МОСТ - "Покориться Весне"
Отделение Выход
В настоящее время, когда на CD издается практически весь архив группы, писать глубокомысленные исследования творчества Ревякина как-то уже кажется ни к чему. Тем более - на материале концертном, известном и любимом, где порою подача оценивается выше содержания. Поэтому будет любопытно не просто рассмотреть этот концерт (состоявшийся 14 апреля 1994 года в московском клубе "VOX"), а сравнить его с другим, случившимся годом раньше, 4.06.93 в московском же клубе "А", и изданном под названием "Никак 406" сначала "АВМ", а потом "Moroz Records". Тем более что оба концерта записывали, а позже ремастировали одни и те же люди - Алексей Марков и Евгений Гапеев соответственно - и это обстоятельство позволяет провести эксперимент в относительно чистом виде. Да и песни повторяются ("Девка Красная", "Девочка Летом", "Колесо", "Улетай", "В Устье Лены", "Пойдем Со Мной", "Тропы в Китай").
Итак, приступим, а приступив, отметим - "Покориться Весне" явственно уступает "Никак...". Во всем: в качестве звучания, в исполнении, а более всего - в драйве. "Никак" собран, весел и ярок - "Покориться Весне" расслаблен, вял и глух. "Никак" спет Ревякой на одном дыхании - "Покориться Весне" долго и почти безуспешно стремится хоть к какой-то эмоциональности. И дело даже не в том, что "Никак" сыгран классическим составом и с барабанами, а "Покориться Весне" - с не то чтобы случайными, но не очень характерными для МОСТА музыкантами и с бонгами: Олег Татаренко и Герман Шабанов по уровню ничем - и это слышно - не уступают Щенникову и Чаплыгину. Зато "Никаковский" Смоленцев заметно переигрывает себя же на "П. В." (хотя тут, видимо, еще дело в том, что на "Никак" он прописан гораздо выпуклее), играя изобретательно, остро, да и просто отвязно; может, подстраивается - автоматически - под лидера?
Ну, а Ревякин... На вкладке "Покориться Весне" он оправдывает эту вялость весенней благостностью и отсутствием репетиций. Как-то не убедительно, впрочем. Какова же реальная причина - неведомо. Тем не менее, всем любителям и собирателям записей КМ я рекомендую не только "Никак" (что явствует из изложенного), но и "Покориться Весне" - хотя бы в качестве доказательства того, что КМ концерты играет не с безукоризненностью механизма, а по-всякому. Ну и для архива, вестимо.
Екатерина БОРИСОВА
"Fuzz" №12'1997
КАЛИНОВ МОСТ - "Вольница", "Мелодия Голых Ветвей"
Moroz Records
Задумано большое дело - антология КАЛИНОВА МОСТА. Хорошо? Очень: группа достойная и легендарная. Материал собран как классический, так и раритетный, к тому же концертный - здорово? Без сомнения: у МОСТА, по моему глубокому убеждению, совсем уж провальных песен нет, а редкости и "живости"- добавляют новые штрихи к портрету "группы из Восточной Сибири".
Издано красиво - ну, это без вопросов.
Увидели - послушали - протащи... не-а, ничего подобного. Почему? Сейчас расскажу.
Но сначала о песенном наполнении компактов. "Вольница" включает в себя тот материал, что сделал КМ легендой Подольска и вообще - "Порог Сорока", "Честное Слово", "Метельщик", "Пойдем Со Мной", "Полоняне" (которых, к сожалению, занесли кони вороные - господи, когда мы перестанем официально стыдиться редких песенных матюгов, обильно употребляя их в кулуарах?). "Сибирский Марш"... Из сравнительно редкостей - "Ёк-Макарёк" с финальными строчками "я сижу в клоаке, меня сюда загнали красные собаки - как я их боюсь!" (хотите - ищите подтекст). Ну, и все прочие из этих песен воспринимаются и припоминаются легче, чем те, которые пошли у Ревякина позже. То есть и здесь все хорошо.
"Мелодия..." - первая в серии, материал по большей части ранний: не только "Ревяка довыдоротневый", но и "до моррисоновский", который, оказывается (здесь это яснее, чем в других записях) в анамнезе имеет хипповскую полудворовую лирику ("Пока Ты Молод", "Грустная Песня",. "Королева Перекрестка" и пр.) и исполнительские хулиганские забавки ("Кто Нас Воспитал?" В. Мокшина - кстати, из той же серии не вошедший CD "Ништяк" - и "Во Глубине Сибирских Руд" А. С. Пушкина, конечно), с плавным перетеканием в "страшный", с криком да рыком, "Отец Работал" (в народе известной под названием "Электротехнический Институт") и "Девочка Летом" (ни следа Джей Джей Кейла - не то, что сейчас). Все очень по-юношески, очень искренне, красивая, трогательная пластинка, откровенно ностальгическая и архивная, чем и хороша.
И вот тут начинаются плохие новости: это не целые концерты, ребята, вас надули! Это нарезы с совершенно разных. Причем если временной диапазон "Вольницы" сравнительно узок - в основном первая половина 1988 года, - то на "Мелодии" разброс достигает 5 (!) лет (1986-91). Остается только удивляться, что в 1991-м Ревяка где-то спел свои старые песни примерно с тем же настроением, которое должен был уйти задолго до этого. "Мелодия...", что занимательно, при этом слушается намного цельнее "Вольницы", которая откровенно распродается на куски: ну зачем, зачем поставили рядом увесистое "Честное Слово" и акустический вариант "Полонян", прозрачный "Сентябрь", эпически-пафосную "Пойдем Со Мной" и абсолютно шаманскую, несравненную по энергетике "Вольницу" {не припомню лучшего исполнения, это - вершина!)? Какая в этом идея? То, что все концерты - новосибирские? Ну и что? Искали лучшие варианты исполнения, выбирали по крупицам сохранившиеся куски? Как-то не верится ни в то, ни в другое - варианты случались и покруче ("Вольница" - не в счет), а мостово наследие наверняка обширно и не покрыто безвозвратно ржавчиной и пылью. Неужели среди всех этих концертов (на "Мелодии..." скомпилировано пять, на "Вольнице" шесть) не нашлось ни одного достойного, чтоб его издали целиком? Тем более что программы наверняка игрались одни и те же...
Так что буду-ка я лучше слушать покарябанную бобину с каким-нибудь "Концертом в ЛДМ" или "Калиновым Мостом-1". Даром что запись хреновая и пленка осыпается - зато реальный, целый организм, а не Франкенштейн, слепленный из кусочков.
М. М. НОКС
"Fuzz" №1-2'1998
Дмитрий Ревякин - "Обломилась Доска"
(c) Дмитрий Ревякин, 1988. 1997
(p) Moroz Records, 1997
10tks/43mins
Январский 1988 года сольный акустический альбом лидера КАЛИНОВА МОСТА, входящий в серию "КАЛИНОВ МОСТ - Быль", издаваемую "Moroz Records".
Вместе с хорошо известными "калиновомостовскими" стандартами типа "Девки Красной", "Крохи", "Сансары" (последняя, как мне кажется, и должна исполняться в том варианте, в котором она представлена на диске, - без всякого электричества, "от плеча", "от распахнутого сердца"), вы услышите на CD и песни, ныне Ревякиным позабытые или исполняемые им не так часто: забайкальскую казачью "Шел Казак" (ух-х, хороша! В ней весь Ревякин!), "Хиппи Мы Или Нет?" (с концовочкой "хиппи ты или мент?"), пару лирических "Грустная Песня" и "Я Усну..." (о любви, тоже типично ревякинских - не поймешь, всерьез он или нет), "Ёк-Макарёк" (полный!..), "Мы с Тобой"... Чистый-чистый альбом.
О'К
"Музыкальная Газета" (Минск) № 9(73), 11-18 марта 1998
Дмитрий Ревякин - "Обломилась Доска"
Moroz Records
"Слушая альбом, с трудом верится, что он был записан десять лет назад", - восклицает Анатолий Атюков, комментируя на вкладке и CD сделанную им же в 1988 году в общаге НЭТИ запись. Мне - верится, еще как; несмотря на Гапеевский ремастеринг (кстати, складывается впечатление, что в Москве больше реставраторов попросту нет, - буквально все фирмы пользуются его услугами). качество записанного самое что ни на есть "домашнее", какое и можно извлечь, особо не мудрствуя, из "Электроники-004" и ленты "Славич". Ну, а уж содержание, кажется, и вовсе вынесено из времен древних и легендарных, и появись - гипотетически - Ревяка в Питере с этим материалом году этак в 1982-84-м, то новосибирской Умкой хоть и не стал бы (для этого в песнях чуть меньше иронии и мелодизма, чем необходимо для превращения их в народные хиты), но любимцем сайгонского пипла - всенепременно. Забавный альбом, и даже материал, более или менее известный, звучит тут иначе. Первозданнее, что ли?
1. "Шел Казак", обозначена забайкальской народной. Исполнение нестройно-хоровое (с присутствовавшими друзьями-музыкантами), вполне верится в наличие "емкости какого-то алкогольного напитка".
2."Сансара", оказывается, в те времена была вдвое длиннее "канонического", до сих пор исполняемого варианта, и носит еще более отчетливый оттенок "травянистости" и фрилава. Отчет о мини-Вудстоке, ежесубботне совершаемом в окрестностях Новосибирска.
3. "Девка Красная" звучит непривычно печально, и обличать петухов-женихов Ревяка пока не спешит - горделивые они, а не похотливые вовсе.
4. "Кроха" - как раз классический вариант с забавными "детскими" подпевками.
5. "Хиппи Мы Или Нет?" - содержание явствует из названия: в электричестве наверняка оказалась бы тяжелым блюзом, в акустике немного неуклюжа. До манифеста или гимна (вроде Умкиных "Волосатых Ублюдков") не дотягивает, но мила.
6. "Грустная Песня". Был бы Ревяка толстым негром с плантаций Луизианы - сделал бы из этого роскошный блюзец, структура текста идеальная. Но поскольку он - белый студент из Новосибирска, то получилась баллада.
7. "Хищник" мутен по содержанию, с эзоповым языком Ревяка оказался не в ладах и даже обличительные нотки в голосе не проясняют авторскую позицию: хищник, конечно, бяка (да и покровитель его - Гермес, как известно, бог воров и торговцев), но ловящие его начальники симпатичны еще меньше.
8. "Я Усну... (Весенний Блюз)" - вовсе не блюз, а балладка, бесхитростное обращение к любимой с перспективой совместного светлого будущего с кучей рокеров-детей в придачу. Школьная такая лирика.
9. "Ёк-Макарёк" в данном варианте совершенно бестолков и халявен в начале (снова сильно пахнет алкоголем), потом вдруг перерастает в отличную хитовую песню с чудесной строчкой "Там, где пятерней прилег полустанок". Если б она была известна чуть больше, то затмила бы и "Сансару", и даже "Надо Было" или "Электротехнический Институт", хотя до монументальных полотен вроде "Честного Слова", конечно, не дотянула бы.
10. "Мы с Тобой" - намек на дальнейшие эволюции нашего Моррисона-Леля, хотя патетика подачи и реалии русского быта не сильно маскируют типичные для двадцати с хвостиком лет размышления о близости смерти и бренности всего сущего.
Зачем я все это так подробно расписываю? Да для тех, кто этого раньше не слышал и, возможно, не услышит никогда, для кого Ревякин - раскинувший руки пророк с гениальной фотографии Бабенко, полутороглазый поец и норовистый сибиряк в центре зла. Да нет, ребята, и он когда-то был мальчиком в феньках и драной джинсе. А кто не был - из нынешних-то пророков?
Екатерина БОРИСОВА
"Fuzz" №3'1998
РЕВЯКИН И СОРАТНИКИ - "Обряд"
Moroz Records
А кто сказал, что красота должна быть осмысленной? Мне всегда хотелось считать Ревякина иностранцем, поющем на полузнакомом языке; настроившись таким образом, сознание не спотыкалось ни о псевдославянский новояз выворотней-заворотней, ни о поразительные словосочетания типа "хмурить горлом усталые лбы" или "лопнуло вымя оберегать хлеба", а ухо ласкал красивый выразительный голос в обрамлении фолк-ритм-энд-блюзов.
Но, видимо, не случайно классический и заслуженно любимый массами КАЛИНОВ МОСТ был временно модифицирован в образование РЕВЯКИН И СОРАТНИКИ (еще, кроме ПОЛКОВНИКА И ОДНОПОЛЧАН, можно прогнозировать появление коллективов ЕГОР И КАРАТЕЛИ, КИНЧЕВ И АРМЕЙЦЫ или БГ И НЕБОЖИТЕЛИ) - подразумевалось, что будет что-то новое, отличное от КМ. Действительно, поменялись музыканты (кроме идейно выдержанного Смоленцева), добавились экзотические инструменты хомуз, пэн, кена и шоор (я ж говорю, иностранцы!), за счет коих звук местами явно и приятно смещается в сторону этническую, хоть и стилизованную, но отменно красивую; много акустики и сложной по рисунку перкуссии. Не беда, что из себя не выпрыгнешь, и СОРАТНИКИ нет-нет да и забываются, впадая в мостовскую традицию ("Горе-Витязь", "Без Глаз Пробирались", средние части "Птиц В Облаках" и "Очей В Землю"...) - это, товарищи, правильно! Песни (для тех, кто не слышал СОРАТНИКОВ на концертах) в основном новы, внятны - с поправкой на умение Ревяки быть внятным в принципе, - но грешат заходами во что-то типа концептуализма: миниатюры-речитативы ("Сам", "Дай Ладонь Мне", "Птицы В Облаках") как-то автору не даются. Еще имеется мутноватое (зато интонационно достоверное) посвящение БГ ("Броня"), произведение о тяжелой судьбе наркомана ("Крыса-Игла") и... ну, в общем, Ревякин - он и с СОРАТНИКАМИ Ревякин, никаких особых неожиданностей в альбоме нет; кроме старой вещи "Ветер Южный", восхитительно и гениально стилизованной под "деревенщину" полузабытой эстрадной певицей Татьяной Анциферовой. Подлинный шедевр, дивный саундтрек к любому фильму "а ля рюс", да просто вещь в себе: ведь кто сказал, что красота должна быть осмысленной?
P.S. Господа дизайнеры! Ну, зачем красить буклет в такие кислотные цвета? Глаза сломаешь тексты разбирать!
М. М. НОКС
"Fuzz" №5'1998
КАЛИНОВ МОСТ - "Надо Было"
Moroz Records
Концерт - времен исторических и овеянных славой: 12 апреля 1987 года, Новосибирск, рок-фестиваль. Билеты уже нарасхват, легенды о КМ уже разносятся по столицам Кинчевым и Башлачёвым. Впереди - через пять месяцев - Подольск, фурор и слава. Компакт следует брать в руки с трепетом. Тем более, что он, как и все в "Moroz"-овской серии, безбожно красив.
Концерт - тяжелый, нудный и халявный. Может быть, бурно реагировавшие очевидцы воспринимали его иначе, но на записи слышны: сорванный голос Ревякина, разъезжающаяся ритм-секция, общая невнятица и нескладуха, натужное, какое-то изнасилованное исполнение. Даже самые боевые вещи унылы и бессильны, даже легкомысленная "Сансара" играется чудовищно медленно и вяло, и немного оживляют пейзаж только исполненные "на бис" "Девка Красная" и "Кроха". Завершается все нелепым рок-н-роллом "Ты Думаешь, Мама", который извиняет только его явная древность (даже относительно тех лет).
Единственная неожиданность - указание на то, что, оказывается, к сочинению песни "Надо Было" приложила руку Янка Дягилева. КМ раскрывает карты - так, помнится, недавно выяснилось, что "Девочку Летом" в основном сочинил Дж. Дж. Кейл. И на том спасибо.
М. М. НОКС
"Fuzz" №6'1998
Нехороший "квартирник"
Разговор с Дмитрием Ревякиным
13 декабря в квартире Булгакова на Садовой (знаменитой "нехорошей квартире') прошел импровизированный акустический концерт Дмитрия Ревякина - в просторечье "квартирник". Эзотерико-магические опусы ДР. отлично сочетались с таинственным и диковатым антуражем обиталища Воланда и К°. Программа отыграна была прекрасно - на радость всем поклонникам Дмитрия, набившим квартиру до отказа и создавшим своеобразную давку. После выступления Дмитрии ответил на некоторые вопросы корреспондента "Завтра"...
Корр.: Как появилась идея играть в столь необычном месте?
Дмитрий Ревякин: Нас пригласили выступить здесь, а мы обычно не отказываем тем, кто нас приглашает. А что место необычное, так это ничего, мы и сами люди необычные.
Корр.: Почему было решено вновь собрать КАЛИНОВ МОСТ в "золотом" составе?
Д.Р.: Да не знаю. Все не только от меня зависело. Захотел я выступить как КАЛИНОВ МОСТ, ребята тоже были не против. Я думаю, это будет происходить еще не раз.
Корр.: В ближайшие дни должен выйти твой новый альбом под названием "Оружие", что вы хотели вложить в него?
Д.Р.: Были песни: "Родная", "Кольца Алые", "Рудники Свободы", "Пропадать Молвой" и т. д., их мы в него и вложили. Еще хочу сказать, что не стоит трактовать название альбома буквально, слово "оружие" состоит из двух корней: "орати" (древнерусское "пахать плугом") и "жиче" (жить, жизнь), нужно это знать и тогда все становится ясно.
Корр.: Умышленно ли были упрощены тексты и музыка в новом альбоме?
Д.Р.: Конечно, ничего умышленно мы не делали. Мы уже десять лет поем одну и ту же песню, А критики раскладывают нас по полочкам. Сложнее тексты или проще, тяжелее музыка или легче - мы об этом не думаем.
Корр.: Не скажешь несколько слов по поводу твоей недавно вышедшей книги стихов?
Д.Р.: Действительно, вышла книга, называется "Гнев совы". Вошли в нее стихи, по тем или иным причинам не ставшие песнями. Вот вроде и вся информация, остальное можно понять, прочитав книгу.
Корр.: Следишь ли ты за состоянием на нашей рок-сцене? Можешь ли выделить кого-то?
Д.Р.: По-моему, все в порядке на нашей рок-сцене. Трудно кого-то выделить. Мне кажется, рано говорить о них как о чем-то неординарном.
Корр.: А на эстраде?
Д.Р.: На эстраде Тани Буланова нравится.
Корр.: Как сибиряк, как ты относишься к Москве и Ленинграду, в которых тебе приходится постоянно выступать?
Д.Р.: Москва - город мистический. На всех он влияет по-разному, кому-то дает энергию, у кого-то отбирает. Разное может быть. Питер же город страшный. Неспроста же он погубил столько людей.
Корр.: Сейчас в стране достаточно сложная ситуация, ты как художник, как своего рода шаман, скажи: каким видишь наше будущее?
Д.Р.: У нас постоянно кризис. Дальше все так и будет продолжаться, лишь одна фаза кризиса придет на смену другой. Такова наша Родина - Россия.
Вопросы задавал Олег ПУЛЕМЕТОВ
"Завтра" №51(264), декабрь 1998
КАЛИНОВ МОСТ - "Оружие"
SoLyd Records
Для меня КАЛИНОВ МОСТ делится на три периода. Первый, времен "Честного Слова" и "Порога Сорока", до сих пор вызывает горячее восхищение. Второй - "Выворотень", "Дарза" и несколько других - уважение без пристального внимания. Третий - "Пояс Ульчи", "Обряд", переиздания всяческого наследия - осторожное любопытство, перемежающееся иногда разочарованием и досадой. А вот "Оружие" приворожило. Возможно, потому что музыкой оно обращено к началу МОСТА: не содержанием, а звуком, психоделически-калифорнийской гитарой Васи Смоленцева, ароматом не только обязательных THE DOORS, но и, скажем, LOVE - калифорнийское солнышко, золотое времечко... Очень красиво (а бывает ли КМ некрасив?), чуть ностальгично, близко и понятно.
Удивительна тематическая цельность, полностью соответствующая названию - от первой "Сны Сбываются" (сборы в поход, "батя, дай совет, мать, не провожай") до последней "Птицей Белой" (где промелькнуло неслыханное в лексиконе Ревякина слово "божественный"). Другое дело, что от острых и гневных социальных текстов начала КМ Ревякин - взрослея и мудрея, быть может, - вполне отошел: битва со злом обязательна, но зло уже не воплощается в конкретных образах, но приобретает масштаб понятийный. Зло - оно и есть Зло, с ним надо не разговоры говорить, а драться. Насмерть. И отчаянная удаль, и спокойный, чуть отрешенный последний взгляд, которым прощаешься с родным домом, и собранность и строгость слов и жестов - это всё перед ней, перед последней битвой. И подведение итогов, и прощание. "Родная" - реквием по Янке (по признанию самого Ревякина) - "на семи холмах кто тебя согрел, кто тебя любил - недолюбил?"; покаяние, "рядом ты была, берегла крыла - было невдомек, я не доглядел" - может быть, еще и прощание с юношеской любовью, Инной Желанной? "Кто поставит крест на могилы нам? - инок да шаман". Инна да Егор? Придумываю, наверное, но кто запретит?
Не знаю, зачем Ревяке Стоунхендж, магия родной земли гораздо весомее и явственнее в его песнях. Эти песни требуют простора и далекого горизонта, степной травы под ногами, непролазных чащ; руке нужно место для замаха, ноге - для шага, голосу - для эха. На Плещеевом озере, говорят, есть горюч-камень, который движется и исполняет желания - знать только, как подойти. Мрачное, полусуицидальное прозрение молодого Ревякина уступило очередь спокойной готовности встретить смерть не из безысходности, но в битве за свет. Ну, а там уж как повезет - или вернуться после победы домой к любимым, или белой птицей смотреть на них с безоблачных летних небес. Но победа неизбежна. Так суждено.
Можно еще раскатать длиннейшую телегу об эзотерике, явно присутствующей в "Оружии", о диалектике "инь" и "ян", переданных через языческие образы, о фрейдизме, о взаимодействии христианской мифологической системы с дохристианской, о Городе-Зле и Природе-Добре, но... не буду. Это всё есть, копайте. Альбом очень живой - стоит ли препарировать?
Екатерина БОРИСОВА
"Осколки" (СПб) №13'1999
КАЛИНОВ МОСТ - "Улетай"
Real
Перевалив (если верить источникам, в ноябре 1999 года) 15-летний рубеж и пройдя образцовый путь рок-н-ролльного бэнда (провинция/столица/успех/разногласия/распад/сольные проекты/триумфальное возвращение в золотом составе/устойчивая слава классиков), КАЛИНОВ МОСТ неизбежно должен был разразиться "The Best"-ом. Таковым релиз, правда, не назван, что разумно - КМ есть из чего выбирать, и можно составить пару-тройку подборок не хуже. Но и эта дивно хороша и не менее дивно отмастерена: и свежайшие студийные, и живые достижения ("Родная" и "Пропадать Молвой" с "Оружия", непонятно-куда-бонусы-99 "Сберегла" и "Отношения"), и концертные записи аж 1987 года ("Пойдем Со Мной" и "Честное Слово" - в последней голосовые лажи с лихвой искупаются инструментальной мощью) звучат одинаково качественно. Всё (кроме сомнительных "Отношений", напоминающих пародию на ранние и не лучшие творения БГ) чертовски красиво и ласкает слух; скорее ритм-энд-блюз, чем фолк-рок, скорее Калифорния, чем Сибирь, скорее Вудсток, чем Подольск. И вполне вероятно, что впервые услышавшие КМ иностранные граждане будут воспринимать "Улетай" с тем же трепетным восторгом, как мы когда-то LOVE и FAIRPORT CONVENTION. Оно того стоит. Приятного знакомства. А родные и географически близкие и так знают наизусть.
М. М. НОКС
"Fuzz" № 1-2(76-77), январь-февраль 2000
КАЛИНОВ МОСТ - "Катунь"
WWW
Название соответствует месту действия - записан концерт, состоявшийся 10 июля 1999 в рамках известного фестиваля в Горном Алтае. Судя по фото, там было очень красиво. Судя по записи, там все недурно провели время. Очень "концертный" концерт - сплошь почти хиты; боевики перемежаются медляками в выверенной пропорции 3/1. Милое дело. Уверенная работа музыкантов, свирепый рык Ревякина (какая глыба, однако, какой матерый человечище! В студийных записях он изящнее и светлее, а тут - чистый медведь), приветственный гомон публики. Всяка первобытность одолевает: хочется то ли запалить костер посредь квартиры, то ли взять CD и воспроизводящее устройство в охапку и рвануть куда-нибудь в Забайкалье или на тот же Алтай. Для пущей аутентичности.
М. М. НОКС
"Fuzz" № 1-2(76-77), январь-февраль 2000
КАЛИНОВ МОСТ - "Катунь"
WWW
Прослушавшие этот альбом до конца, вероятно, смогут испытать чувство огромного облегчения. Нет, вы не подумайте, просто это - терапевтическая пластинка. Страхи, накачанные во внутричеловеческое пространство современным мертвяще-искусственным искусством, будут безжалостно дезактивированы очистительными импульсами звонких излучений дивного сибирского постдепрессионизма. Дмитрий Ревякин в очередной раз прямо на глазах у офигевшей публики уселся и совершил творческий акт. Триумфальное возвращение КАЛИНОВА МОСТА в золотом составе (за исключением басиста, в роли которого здесь выступает Евгений Барышев) состоялось и было зафиксировано полноценным лайвом.
Касательно музыки. Сие художественное сооружение представляет собой компиляцию новых песен, явно уходящих в вудстокский ритм-н-блюз, разбавленных старыми, пришедшими из глубин древнерусской тоски. Притом, есть ощущение, что песни активно между собой взаимодействуют - пересекаются, скрещиваются, перетекают друг в дружку и т.п. Есть, правда, некое подозрение, что получился не совсем концертник, - скорее этакий музыкальный психоделик... Да ладно, не опасайтесь! В смысле - передозировок.
Юля РАБКИНА
"Свистопляс" №2'2000
КАЛИНОВ МОСТ
1. "Катунь"
Говорят, это было лучшее выступление КАЛИНОВА МОСТА того года.
Говорят, группа играла вдохновеннее, чем когда-либо, четыре раза выходила на бис - большая редкость и щедрость неслыханная.
Видимо, много причин было выпускать live, но главное одно: эта запись наиболее ярко показала, насколько изменился МОСТ после своего воссоединения в 1997 году. Отрешенные пантеистические зарисовки начала 90-х ушли в прошлое. Да и не дается Ревякину исполнение своих же собственных вещей того периода. "Набекрень Голова" - лучшая на "Выворотне" - худшая на "Катуни". Сменился саунд: тяжелая ритм-секция, давящая гитара, отрывистость, почти рык в голосе вместо напевности. Давно мы такого не слышали. Десять лет тому назад так игрались песни, не самые лучшие варианты которых вошли в сборник "Вольница". "Оружие" дало новую программу из той же серии. Именно "оружейные" композиции - лучшие в этой записи. До обидного мало их: "Рудники Свободы", "Не Вернуться", "Иного Не Надо", "Пропадать Молвой", "Родная" - всё. А еще роскошное, словно из 1989-го, исполнение "Пойдем Со Мной".
Были песни с "Обряда" (часто обработанные до полной неузнаваемости) и "Улетай" со всеми привычными ревякинскими "петухами" и удивленным "Спасибо" в конце, а "Девочка Летом" - достойное обрамление "боевого" блока.
Лучший концерт в прошлом сезоне... Кто хочет с этим поспорить?
2. "Иерусалим"
КАЛИНОВ МОСТ на макси-сингле. Россия становится цивилизованной? Принимает известные во всем мире правила игры?
Тем не менее, это не просто рекламный ход, предваряющий появление нового альбома. "Иерусалим" - осколок времени, кусок прошлого, случайно попавший в настоящее. Христианская тематика, слышимая в названии, полностью отсутствует в тексте. Абсолютно языческое мировоззрение, типичное для Ревякина, хоть он и писал эту песню в поддержку реставрации храма Христа Спасителя. Невыпяченное симфоническое звучание дает ровное звуковое поле, выводя голос на первый план. "Иерусалим" - второй пик Дмитрия Ревякина, первый - на "Катуни". Две стороны одного, объединенные общим релизом в единое целое.
"Сберегла" - гармоническое продолжение заглавной песни. Здесь больше воздуха по сравнению с оригинальной версией с альбома "Пояс Ульчи", меньше "пыли земной", текст обнажен до предела. "Ключи", слегка отрешенные, пожито-проговоренные, завершают звуковую часть сингла. Ревякин все чаще напоминает нам о том, что он - серьезный поэт.
Грустно лишь то, что теперь один "Иерусалим" становится "программной песней" - стало легче выделять удачи и неудачи. Войди он в любой из альбомов КАЛИНОВА МОСТА начала 90-х, он стал бы лучшим среди равных. Сейчас равных ему нет.
L. (Людмила РЕБРИНА)
"RockFor" (Москва) №3, зима 1999 - весна 2000
КАЛИНОВ МОСТ - "Иерусалим" (сингл)
WWW
Все-таки какое запредельное занятие может придумать себе человек... К примеру, не просто проникнуть в прошлое, но и остаться там навсегда. Заселить необитаемое время. КАЛИНОВ МОСТ всегда представлял особый интерес для этнографов, жаль только, что этнографы не всегда представляли себе, что такое КАЛИНОВ МОСТ. Теперь, когда событийные потоки уже оформились и слава славянских гуру приобрела реально-материальные очертания, есть возможность исправить данное досадное упущение. Тем более, что КАЛИНОВ МОСТ разрешился синглом в лучших своих традициях. Кроме уже успешно прошагавшего по радиоэфирам и хит-парадам страны "Иерусалима", вы найдете здесь очередную версию композиции "Сберегла" и былину "Ключи". Последняя представляет собой десятиминутное сказание, перемежающееся эхом позапрошлых песен. Так красиво, что дух захватывает... Лучшая позиция, глядя на все на это - не махать крылами, не вмешиваться, а лишь скользить по восходящим потокам звуков, чуть шевеля окраинным оперением. Непонятно? Перезагрузись. Послушай еще раз. И не спеши с выводами - ведь времени здесь нет...
Юля РАБКИНА
"Свистопляс" №2'2000
"Калинов мост"
Антао
Толстенькая книжка под редакцией О. Суровой, вышедшая к 15-летию группы "как подарок самим музыкантам и нашим поклонникам", содержит, кроме пространного предисловия, тексты всех песен и полную на тот момент альбомографию группы, редкие фото, рецензии, статьи и интервью из прессы - в подборе последних упор делался на "наиболее вдумчивые и честные попытки разобраться в феномене КАЛИНОВА МОСТА". То есть объективности не ждите. Хотя даже в пристрастном повествовании и неофит, только открывающий для себя КМ, и придирчивый искатель исторической истины сможет найти кучу интересных подробностей. Особенно в этом смысле хороши рассказы музыкантов о создании и записи каждого из альбомов - со всеми приметами времени, деталями быта и хитросплетениями взаимоотношений. А еще есть несколько приложений, наиболее полезное и проработанное из коих - словарь поэтического языка Ревякина, наконец-то проливающий свет на происхождение слов "оябрызгань", "интухэ", "венч", "провезень" и т. д.
К недостаткам книги стоит отнести, во-первых, небрежную редактуру (полная беда с тире/дефисами и чушь типа "пил дешевые виски"), а во-вторых, на редкость куцый и субъективный словарь личных имен, непонятно, по какому принципу составленный. Подробные главки о Кинчеве, БГ, Шевчуке и даже Питере Гэбриеле (к МОСТУ имеющих отношение косвенное) - и ничего, например, о Валерии Мурзине, Ринате Вахидове, Алексее Калябине, Алексее Маркове, непосредственно участвовавших в жизни группы. Не помешали бы и биографические справки о музыкантах всех основных составов КМ. Вот такая столовая ложка дегтя в бочонке ароматного меда. Подождем переиздания?
Е. БОРИСОВА
"Fuzz" №10'2002
КАЛИНОВ МОСТ
клуб "Точка", 30 июля
Группа КАЛИНОВ МОСТ - это народный рок. Синтез хорошего классического рока, народных мотивов и блюза. Именно эта музыка помогла группе пятнадцать лет назад завоевать популярность и относительную финансовую независимость, которая и позволила музыкантам спокойно заниматься творчеством на малой родине - в Новосибирске. За два десятка лет состав группы сменился практически полностью - от прежнего КАЛИНОВА МОСТА остался лишь солист Дмитрий Ревякин. Да и тексты стали еще более вдумчивыми, а музыка - тяжелее и меланхоличнее. В отличие от суматошной Москвы и чуть менее суетного Питера, сибирские морозы настраивают на философский лад. На этот раз музыканты привезут в столицу новые песни и композиции с последнего альбома "Руда".
"Комсомольская Правда" 30.07.2004
КАЛИНОВ МОСТ - "Антология"
Real
Все альбомы легендарных фолк-рокеров, начиная с первого (эпонимного), ранее официально не издававшегося, и заканчивая "SWA", с заходами в концертные записи, сольники Ревякина и его побочные проекты. Тексты к буклетам написали ведущие российские музкритики. Учитывая все это, а также золоченые обрезы, антологию можно с гордостью ставить на полку рядом с собраниями сочинений писателей-классиков. Соседство оправдано.
"Fuzz" №10'2006
КАЛИНОВ МОСТ - "SWA"
Real
Вечные ценности
Когда битых 5 лет ждешь от группы очередного альбома, непременно предъявляешь к нему завышенные требования. И опасаешься, что ожидания могут не оправдаться. Тем более что играемый на концертах новый материал казался порой довольно-таки млявым и снотворным, да и реплики Ревякина о том, что песни-де в основном о первой любви и семейных ценностях (вплоть до неприкрытого призыва плодиться и размножаться, весьма скомпрометированного наблюдаемыми ныне социально-политическими тенденциями), не внушали оптимизма. Поэтому не слишком удивительно, что "SWA" уже был кое-где обозван диском перепродюсированным и излишне прилизанным в плане аранжировочных решений, а сравнения с записями начала 90-х делались непременно в их пользу. Однако с точки зрения эволюции - как человеческой, так и творческой - сопоставлять релизы, разнесенные во времени на 15 лет, не стоит: совершенно справедливый постулат "глупец тот, кто в юности не был радикалом, а в зрелости не стал консерватором" работает в полной мере и здесь. Откуда у артиста, уже перешагнувшего порог сорока, возьмутся юношеская порывистость в оценках и непричесанность в музыке? И то, и другое можно, разумеется, имитировать на потребу несовершеннолетним поклонникам, обожающим выкрикивать хором броские слоганы, - но и контингент почитателей КАЛИНОВА МОСТА в основном не таков, и сам Ревякин в склонности к дешевому популизму не замечен. Потому и записал со старыми соратниками абсолютно взрослую, сдержанную пластинку, более всего отсылающую даже не к фолку (хотя "Урожай Молока" привлекает, прежде всего, некоей эпической обрядовостью звучания), а к общемировому мейнстриму: несуетливому, задумчивому, профессионально сыгранному и записанному, и, при всей цветистости отдельных аранжировок, весьма экономному в выразительных средствах. Здесь нет инструментальной избыточности и эмоциональных пиков, характерных для "классического" МОСТА, и даже привычная ритм-энд-блюзовая раскачка ("Конь-Огонь", "Сны") совершается неторопливо, исподволь. Из-за этой неспешности альбом местами балансирует на грани затянутости, - но, с другой стороны, а куда бежим-то? Почему бы не притормозить, не отвлечься от надоевшей суеты и не послушать спокойно? К этому располагают и тексты - в основном любовная лирика, созданная очень простыми средствами, почти без фирменных ревякинских славянизмов-неологизмов, и порой даже напоминающая песни ВОСКРЕСЕНИЯ, в том числе и отсутствием, к счастью, прямого морализаторства. Любовь, дружба, расставания и встречи, красота природы - темы столь же избитые, сколь и важные; разница лишь в таланте сочинителя. Тем более что композиции КАЛИНОВА МОСТА при желании можно слушать, и не вдумываясь в их смысл, - они, как правило, достаточно красивы для того, чтобы быть просто музыкой, где голос - всего лишь дополнительный инструмент, формирующий определенное настроение. И слушатель, даже вовсе не знающий русского языка, все равно поймет, что эти песни - о вечном. А уж о каком именно аспекте вечности идет речь, можно решить самостоятельно, - в зависимости от потребностей души.
P. S. В "дорогом" подарочном издании присутствует бонус-диск с теми же песнями (минус "Звезды Натании", "Как Хотел Тебя (Обидеть)" и "Урожай Молока" в других, зачастую более сырых версиях. Для слушателей, ставящих разнообразие выше цельности, вероятно.
Екатерина БОРИСОВА
"Fuzz" №9, сентябрь 2006
КАЛИНОВ МОСТ - "SWA"
Real
Спору нет, мифическая почти что вселенная, сплетенная Дмитрием Ревякиным из старославянизмов, рун, апокрифов, усов и бород, очень впечатляет. Одно только толкование названия новой пластинки его группы выливается в увлекательную лингвистическую лекцию об огнеобразующем корне "сва". Да еще в который раз расстарались дизайнеры "Real Records": "SWA" на ощупь - практически древний манускрипт. Еще Дмитрий Ревякин, безусловно, выдающийся сочинитель текстов. Вот, например, композиция "Камчатка". Командование Российских пограничных войск уже давно было просто обязано наградить лидера КАЛИНОВА МОСТА какой-нибудь почетной грамотой. Сложно вспомнить другую песню, в которой пропагандистская идея была бы подана так эстетично. Куда там Леониду Агутину с его "Границей". "Камчатка" даже со строчкой "Солнце встанет в срок - спи, страна, спокойно" - все равно отличная поэзия.
Одно смущает. Формально "SWA" - новый альбом. Эти песни на CD еще не выходили. Но многие из них, включая "Камчатку", уже несколько лет крутятся на радио. "SWA" - собрание вещей, которые Дмитрий Ревякин сочинил в разные годы и в разных местах. Объединены они лишь условным временным отрезком "конец 90-х - начало 2000-х", а собранные под одной обложкой все равно не звучат как единое целое.
Борис БАРАБАНОВ
"Rolling Stone" №2, февраль 2007
КАЛИНОВ МОСТ - "Ледяной Походъ"
Navigator Records
Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен
О тематике этого альбома уже было достаточно разговоров - в "Fuzze" №12/2007, например, Ревякин сам рассказывал о ней читателям нашего журнала. На официальном сайте группы висит исчерпывающий пресс-релиз. Да и рецензий в разных изданиях уже выходило немало. Добавить ко всему этому можно лишь толику личных ощущений. Так вот, я думаю, что "Ледяной Походъ" - лучшая пластинка в поздней дискографии КАЛИНОВА МОСТА. С ней можно сопоставить (что, впрочем, постоянно и делается) разве что "Оружие" - но если для "Оружия" главным словом было "победа", то для "Похода" - "стоицизм". Это очень жесткий и пронзительно страшный альбом о ежесекундной готовности расстаться с жизнью, о слепом равнодушии смерти, которая не различает правых и виноватых. Правота, благородство, долг - они внутри тех людей, о которых сложены эти песни. Когда владеешь всем этим, умирать не то чтоб легко, нет - но умирать есть смысл. Потому что не зря. Потому что "за бога, царя и отечество" - это не только пошлые клише псевдобелогвардейских романсов и агиток разномастных реваншистов. Это описание подвига сотен и тысяч безымянных солдат, благодаря которым что-то очень вечное и правильное всё еще сохранилось в этом мире. И совершенно неважно, где кончился их земной путь - при обороне Севастополя или Сталинграда, в ледяных степях Забайкалья или в лесах Белоруссии, и кто именно был им царем и богом. "Не бывает атеистов в окопах под огнем" - спел однажды другой сибиряк, и это тоже правда. И умирает, в конце концов, только тело. А дух, воплощенный в словах, поступках, мыслях - остается. И, кстати, очень правильно, что лучшей песней этого альбома слушатели единодушно называют "Севастополь", где привычная в творчестве Ревякина многоэтажность словесных конструкций сознательно заменена стилизацией под примитивное, лубочное народное творчество (примитивизм не всегда уродлив, лубок не всегда смешон), и не менее правильно, что подробности аранжировок (весьма интересных) становятся заметны лишь при втором-третьем прослушивании. Потому что главное здесь - не форма, хотя к ней, как почти всегда, претензий нет. Вернее, не так: форма здесь оптимальным образом поставлена на службу содержанию. И результат прекрасен. Слушайте. "Ледяной Походъ" надо слушать.
Екатерина БОРИСОВА
"Fuzz" №5-6'2008
<< Предыдущая часть |
|