Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 4 (разные издания)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1910
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 07 Мар 2015, 23:31 - НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 4 (разные издания) Ответить с цитатой

Рок-БуТусовка

О фанах (можно "фэнах") сказано немало, но тема эта поистине бесконечна. Любовь и страдания, озарения и жертвы сопровождают фанов на их тернистом пути. Мне посчастливилось встречаться с юношами, героически пожертвовавшими будущей профессией ради кумиров. Да, выводя аэрозолью-краской божественные AC/DC на унылой кирпичной стене унылого городишки (куда были заброшены на практику), учащиеся техникума были схвачены милицией, жестоко осмеяны местной прессой и с треском изгнаны из индустриально-педагогического техникума. Интересно, так же ли с ними бы обошлись, выводи они "Миру - мир" или "Мир. Труд. Май"! А также интересно, были ли когда-нибудь изловлены милицией те, кто выводит гораздо менее пристойные буквы! А еще, возможно, именно о таких мастерах - не только мастерах, но и настоящих фэнах - и тоскует нынешняя "хабза"!

Тем не менее, энергию лучше всего направить в мирное русло. Например, Сергей Петренко из Баку, несмотря на то, что увлекается роком и даже играет в рок-группе и, более того, пишет рок-композиции! - несмотря на все это вместе взятое, окончил восемь классов на "отлично" и изучил английский! Своим примером он начисто опровергает бытующее у далеких от настоящей музыки людей мнение о том, что все рок-фаны - наркоманы, двоечники и бездари.

А для тех, кто не дает покоя своим кумирам, Оля Анклям из Асбеста предлагает свой вариант любви - "про себя".


Гуд бай, Америка!..

Солнечные лучики весело играют в ее растрепанных рыжих волосах. Зеленые глаза устало смотрят на разрисованную крышку парты. Ей давно уже не хочется вникать в суть большого и известного романа. Ручка как бы сама собой пишет на парте две буквы - N. Р.

Гуд бай, Америка, о-о...
Где не был никогда...

Вновь слышит она знакомый голос, видит каждое движение его губ, его рук, его глаз, видит, как на усталом лице блестят капельки. Постепенно со сцены уходят музыканты, стихает музыка, и только звук саксофона, как последний крик, звучит и обрывается в звенящей тишине зала, и вместе с этим звуком что-то вновь обрывается в глубине души.

Я хочу быть с тобой,
Я так хочу быть с тобой...

Она тоже хочет быть с ним - с солистом любимого N. Р., со Славой...

Я так хочу быть с тобой,
И я буду с тобой.

Наконец-то звонок на перемену.

- Рыжик, сейчас какой урок?
- Не знаю,- устало отвечает она и кладет так и не тронутые учебники и тетрадь в сумку. Шум, скрип дверей и веселая болтовня одноклассников возвращают ее к действительности, и вот она уже сама что-то рассказывает и весело, искренне хохочет со всеми...

Прошел год. Позади экзамен, выпускной вечер. Она почти не изменилась. Прохладное летнее утро. Ветерок ласково треплет рыжие волосы, разметавшиеся на голубой подушке. Сегодня ей снится все тот же сон - она уже проснулась, лежит с открытыми глазами и ждет то, о чем она столько мечтала. Тихо открывается дверь в комнату, и огромный букет роз падает к ней прямо в кровать.

- С добрым утром, Рыжик,- говорит он (Слава!) с мягкой и нежной улыбкой. Тонкий розовый свет наполняет комнату, в которой они вдвоем, и ей кажется, что нет никого на свете прекраснее Его...

Шальной лучик попытался заглянуть в ее глаза, заставил проснуться. Она села - на кровати все еще лежал букет роз. Но... еще мгновение, и все исчезло. Она с надеждой подняла глаза, но комната была пуста, дверь закрыта и лишь на стене фотография N. Р. И вновь в тишине мира, ее мира, зазвучал одинокий саксофон, подводя итог еще не начатому дню, еще не прожитой жизни.

Гуд бай, Америка...

Ольга АНКЛЯМ, 18 лет, г. Асбест
"Парус" №9'1990



Спой, НАУ

После двух лет молчания выпустил новый альбом НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Работа была практически закончена уже в июле, но музыканты решили дописать еще несколько песен, в результате чего альбом "Наугад" получился нестандартным - больше 60 минут. В группе обновлен состав - там уже нет Д. Умецкого. Тексты по-прежнему пишет И. Кормильцев. Музыку - В. Бутусов.

Культуре ленинградского рока было отпущено десятилетие торжества - 80-е годы. Оно началось примерно тогда, когда юный Виктор Цой, застенчиво улыбнувшись, сказал нам свое знаменитое: "Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!" Вышел из "андеграунда" Гребенщиков. Их популярность росла, а затем, в 86-87-м годах, разразилась снежной лавиной всеобщего признания. Все поняли, что это всерьез. И вот тогда появилась на Ленинградском небосклоне эта странная свердловская группа - НАУТИЛУС. И поразила нас.

Образный мир Гребенщикова озарен лунным светом, сказочно таинствен, странен, акварельно-прозрачен. У Цоя - космичен, покрыт чернотой ночи, ярко контрастен, прекрасен и пугающ. Мир НАУТИЛУСА - распадающийся на части. Мир кривых зеркал и перекошенных лиц, "черных канав" - темных закоулков подсознания:

Я ищу глаза, но чувствую взгляд
(Где выше голов находится зад)
За красным восходом - розовый закат...


Говорят, что музыка - дорога в бесконечное. Поэзия - езда в незнаемое. Когда Бутусов спел (выкрикнул, выдохнул) в "Казанове" слово "кровь" - помните? - то на мгновение разверзлась перед нами темная бездна, бездна страшного и прекрасного в своей иррациональности чувства. От этого захватывало дух.

Самой светлой их песней стала "Я Хочу Быть С Тобой". Ее пела вся страна. Но и здесь:

Я ломал стекло, как шоколад в руке,
Я резал эти пальцы за то, что они
Не могут прикоснуться к тебе...


Этот мир нарушенного баланса добра и зла возник на спаде, на излете волны ленинградского рока.

Исполнителям перевалило за тридцать. Слушателям - за двадцать. Подросло новое поколение - для них нужно петь о другом и по-другому. Да и жизнь изменилась.

Все чаще за границей Гребенщиков. Этого человека ни при каких обстоятельствах не стоит хоронить заживо, но... Вот его собственные слова: "Я мог спокойно умереть уже в 1978 году, потому что все исполнил". Не слышно стало сверкнувшего в середине 80-х Кинчева. Замолчал Шевчук.

И только Виктор Цой казался неподвластным времени... С его смертью закончились 80-е годы в истории русской рок-поэзии...

Но вот НАУТИЛУС выпускает свой новый альбом. Уже сейчас понятно - у него будет необычная роль. Только вот какая именно? Чем станут эти песни? Восклицательным знаком, завершающим эпоху? Жалкой, фальшивой нотой, блеклым отзвуком прошлого? Или, быть может, нас ждет нечто новое, и мы скажем: в рок-музыке начались 90-е годы? Вот-вот альбом "Наугад" появится на студиях звукозаписи.

Илья АЛЕКСЕЕВ
"Собеседник" №42, октябрь 1990



Куда пропал НАУ

"Куда пропал наш любимый НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС? Мы так любили его песни "Я Хочу Быть С Тобой", "Бриллиантовые Дороги", "Казанова", но вдруг узнали, что НАУТИЛУС распался! Прошло больше года, и, по одним слухам, музыканты совсем покинули сцену, по другим - собрали каждый свои группы, по третьим - НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС снова выступает, но только в маленьких клубах... Как же на самом деле?"
В. Сергачев, К. Измайлов, всего 16 подписей, г. Киев


"Наутилус" - так называлась подводная лодка, появившаяся в романе Жюля Верна. На ней по морям и океанам плавал мужественный и добрый Капитан Немо, который спасал попадавших в беду, ставил удивительные научные опыты, а в конце романа затопил "Наутилус", и никто не смог отыскать его следы...

Конечно, вряд ли стоит искать аналогии между книгой и недавними событиями в роке (хотя почитать Жюля Верна будет интересно всем!), но так же неожиданно исчез и свердловский НАУТИЛУС, и так же горевали о нем те, кто его любил. Лидер признанно лучшей группы 1987-1988 годов Вячеслав Бутусов объявил, что музыканты расстаются. Причина? Околомузыкальные дельцы изнурили НП бесконечными концертами, времени на реализацию идей, сочинение песен, запись альбомов не оставалось, и музыканты решили начать все заново. И Вячеслав Бутусов с Дмитрием Умецким, которые еще в 1978 году начинали маршрут НАУТИЛУСА, надолго скрылись на подмосковной даче приятеля, где без спешки и нервотрепки можно было не спеша поработать над новыми песнями, новой концепцией и подумать о сценарии полнометражного художественного фильма, на который они получили заказ от одной из студий. Вместе с клавишником и басистом Александром Пантыкиным (экс-СОНАНС, УРФИН ДЖЮС, КАБИНЕТ) и при участии поэта, автора популярных песен НАУТИЛУСА - Ильи Кормильцева они записали демонстрационную фонограмму, но, посовещавшись, решили, что это пока "не то". Пантыкин вернулся в Свердловск, где образовал собственный ПРОЕКТ АЛЕКСАНДРА ПАНТЫКИНА, или ПАП, а остальные трое перебрались в Ленинград, получив несколько заказов на музыку для театра и кино. Попутно продолжили работу над сценарием фильма и готовили новую программу, первым промежуточным итогом которой стало то, что Умецкий вернулся в Москву, а Бутусов собрал новый, уже "ленинградский" состав НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, в который вошли: недавний гитарист ТЕЛЕВИЗОРА Александр Беляев, басист из ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА Игорь Копылов и ударник Игорь Джавад-Заде (экс-АРСЕНАЛ). Этот состав записал "для служебного пользования" демонстрационную фонограмму. А в 1990 году состоялся и сценический дебют обновленного НП - несколько концертов в Западном Берлине. Весной музыканты решились предстать и перед соотечественниками: выступали в разных городах, в частности, в Донецке и Свердловске, избегая, в отличие от прошлых времен, концертов на стадионах. И сама музыка НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА сильно поменялась - теперь он, отказавшись от электроники, играет романтический гитарный рок, которому чужды хитовость и коммерческие приемы в аранжировках.

Так же абсолютно не похоже на предыдущую легенду и то, чем занимается третий фронтмен НАУТИЛУСА - саксофонист и клавишник Алексей Могилевский. Еще в годы работы в НП, исполнявшем песни Бутусова и Умецкого, он создал собственный проект для реализации своих творческих идей. Проект имел, наверное, самое длинное среди советских групп название - АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ВОЗВРАЩЕНИЮ ЗАБЛУДШЕЙ МОЛОДЕЖИ НА СТЕЗЮ ДОБРОДЕТЕЛИ - и собирался достаточно редко - для записи очередного интересного материала. С распадом, а скорее - переформированием НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, АССОЦИАЦИЯ обрела материальные черты и наконец начала регулярно выступать. Кроме Могилевского, ставшего ведущим вокалистом и фронтменом, в группу вошли басист Вадим Шавкунов, гитарист Николай Петров, а также два других недавних участника НП - клавишник Виктор Комаров и ударник Владимир Назимов.

В конце 1989 года группа выпустила очередной альбом - "Клетка Для Маленьких", который подтвердил наметившуюся тенденцию к поп-джазу и поп-року, многие песни несли заметный отпечаток музыки Стинга, хотя сама программа и не оставила впечатления чего-то цельного... Не остались без работы и другие музыканты НП, теперь пошедшие каждый своим путем. Звукооператор, а позднее и гитарист В. Елизаров и клавишник Алексей Хоменко создали "Студию НП", которая реализует не только свои собственные проекты, но и занимается продюсированием свердловских групп (ЧАЙ-Ф, НАСТЯ, АГАТА КРИСТИ, САМА ПО СЕБЕ); в ней, кстати, и был записан последний альбом АССОЦИАЦИИ - "Клетка Для Маленьких"...

Кроме того, Хоменко теперь играет на клавишах у Александра Новикова, который недавно снова начал выступать и уже выпустил два магнитоальбома.

Альберт Потапкин, бывший ударник НП, теперь выступает в самой популярной из свердловских групп - АГАТЕ КРИСТИ, а прекрасный гитарист Игорь ("Егор") Белкин, игравший в свое время в УРФИНЕ ДЖЮСЕ и ТРЕКЕ, срочно ангажированный в НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС в середине 1988 года, вернулся в НАСТЮ, названную так в честь ее лидера, вокалистки Насти Полевой - "первой леди свердловского рока". Словом, все в порядке: все живы, все работают, все выступают.

А. БУРАКСЕЕВ
"Вожатый" №10'1990



НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС - двойников не будет

Причина, вынудившая меня откликнуться на публикацию в 42-м номере любимых "Аргументов и Фактов", в рубрике "Новости, скандалы и рок-н-ролл", должна, конечно, показаться несколько странной. Не только на первый взгляд. Время сейчас не такое, чтобы перья ломать из-за рок-н-ролла. Да еще и, как поговаривают, мертвого. Но живы занятые им.

Одним из таковых является и Дмитрий Умецкий, упоминаемый "АиФ" в связи с тем, что он, "как сообщил менеджер Н. П., похоже, собирается отвоевывать свои права на название через судебные органы".

Хотя из текста не совсем понятно, о каком названии идет речь, можно предположить, что все же о НАУТИЛУСЕ ПОМПИЛИУСЕ.

Несмотря на уже неоднократные журналистские попытки изобразить Дмитрия Умецкого этаким советским Роджером Уотерсом, подобные домыслы были и, к сожалению, остаются новостями прежде всего для самого Димы. Еще с начала февраля сего года, когда он вторично и, судя по всему, навсегда расстался с Вячеславом Бутусовым. Слава продолжил работу в группе с "классическим" названием, все права на которое принадлежат, кстати, московскому Центру НТТМ "Эврика". Дима же занялся новым проектом, чье имя до поры не афишируется. Умолчу о нем и я, тщеславно отметив, что его окончательный вариант был принят Димой в моей версии. И, уж поверьте на слово, там и намека нет на НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. В его раковину творчество Дмитрия Умецкого давно не умещается.

О справедливости такого утверждения наши меломаны смогут судить сами в ближайшее время. Ведь у Дмитрия Умецкого уже есть коллектив единомышленников.

Н. БЕРЕЗИН, ведущий редактор "Музыкального Олимпа" (ТАСС - для "КП")
"Комсомольская Правда", 1990



С НАУТИЛУСОМ в клетках

Вы едва не сходили с ума, и вам казалось, что душа вместе с музыкой стремилась ввысь, рвалась и стонала. А он стоит неподвижно: Я хочу быть с тобой, - и руки сами поднимаются к голове, чтобы обхватить и сжать ее. Хочется побежать, закричать, а он стоит, не шелохнувшись. Кажется, он познал что-то высшее, а мы бессильны перед его знанием так же, как перед его статичностью. Вячеслав Бутусов, - совсем недавно вокруг него стонали концертные залы и стадионы.

НАУ умер? Мы не слышали траурных маршей. НАУ жив? Мы не слышали их голосов.

Их было трое, авторов песен и жизни НАУТИЛУСА: Бутусов, Умецкий и Кормильцев.

Не думайте, что это так просто - сочинять песни. Не так легко увидеть мир таким, каков он есть, и в то же время по-своему. Они видели и слышали. Стояли прочно, и толпа не в силах была сдвинуть их с пьедестала всесоюзной славы.

Вы можете любить ЛАСКОВЫЙ МАЙ или наслаждаться ЧЕРНЫМ КОФЕ. Можно верить и в отсутствие веры. Но вы, несомненно, оцените свердловских "наутилусов". Они заслуживают не только внимания.

Я хочу быть всего лишь. Без знаков препинания пишутся стихи Ильей Кормильцевым. Они не хотят спотыкаться. На сегодняшний день И. Кормильцев - едва ли не самое яркое явление в советской рок-поэзии. Рядом с ним только Борис Гребенщиков и Виктор Цой. Злой и мудрый созерцатель, он - как оценщик в ломбарде жизни: покажите ему свою душу, и он срифмует ее в странные длинные строчки без запятых и кавычек. Это не политика - сарказм. Это не любовь - эротика. Всего лишь изображение чувств.

Как они могли подглядеть за нами? Кто показал им эту девочку, для которой экранный герой дороже всех, живущих рядом? Это ее мысли и ее любовь: Ален Делон не пьет одеколон. Ален Делон говорит по-французски.

Их "Скованные" стали антигимном нашей страны. Эта песня звучала на улицах Риги 1 мая 1989 года - она была лейтмотивом исчезающего праздника в уходящей республике. В тот же год создатели НП были награждены премией Ленинского комсомола. В тот же год был записан последний концерт "Человек Без Имени" и снят фильм с тем же названием в творческом объединении "Ладья" киностудии им. Горького.

А сейчас скоро уже год, как кораблик-наутилус причалил к своему берегу. Прежнего неповторимого НАУ больше не будет.

И, может быть, правильней так - сорваться, едва достигнув вершины, чтобы не испытывать долгого, мучительного, но неизбежного спуска. Как ушел, не попрощавшись, Цой. Это в высшей степени по-русски. Это Владимир Высоцкий. Это Александр Башлачёв.

Царствие небесное, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС...

Л. ЗАВЬЯЛОВА
Фото А. КУДРЯВЦЕВА

"Молодость" №2, 24.01.1991



"С новым вирусом в клетках..."

Два с половиной года назад, в ответ на небольшой "Анонс" с предложением задать вопросы рок-группе НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, "Уральский Следопыт" был буквально завален письмами. Ведь, как справедливо констатировал один из читателей, НАУТИЛУС "для большинства рок-публики" был "скрыт покровом неизвестности". Покров этот, надеемся, несколько уменьшился тогда благодаря коллективному интервью "Никто нас не разлучит...", напечатанному в №12 за 1988 год. Но прошло время, и вот в редакционной почте - снова горячие просьбы, почти мольбы: "Расскажите, что с НАУ?" И это - несмотря на то, что пишут теперь о суперзвезде советского рока (уже - заходящей?..) вроде бы достаточно самые различные издания. Значит, живет в сердцах слушателей любовь не только к песням ЛАСКОВОГО МАЯ, а и к далеко не развлекательному творчеству, и остается доверие именно к следопытскому слову. Спасибо!
Сегодня, стремясь оправдать это доверие, предлагаем вашему вниманию текст состоявшейся по нашей просьбе беседы одного из первых менеджеров группы журналиста Александра Калужского с бессменным автором текстов НАУ Ильей Кормильцевым.


Некогда мой таллиннский коллега удачно сравнил НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС с латиноамериканской республикой, где власть переходит от одной группировки к другой по нескольку раз на дню, кардинально меняя ситуацию в целом. Как один из многочисленных бывших участников группы свидетельствую - это очень похоже на правду, и предупреждаю: необходимо иметь в виду эту динамику развития событий, когда станете читать интервью с человеком, прошедшим сквозь все "чистки" и "культурные революции" в истории "республики" - ибо история продолжается. В марте 1990 года Вячеслав Бутусов и его товарищи показали свердловчанам свою новую программу, которую потом обкатывали в различных городах Украины, Белоруссии и Прибалтики. Промелькнуло несколько клипов по ЦТ...

- Есть задумка сделать полуторачасовой документальный фильм, который бы охватывал всю историю группы в целом, где были бы клипы, кадры со старых и новых выступлений - своеобразное подведение итогов...

- Пора подводить итоги?
- ...да, таким шикарным мемориальным выпуском, посвященным 1000-летию освобождения Руси от таково-сяковского ига...

- А за русские рубежи выезжали?
- Команда летом ездила в Германию и Штаты, на "Нью мьюзик семинар". Все это было больше в туристическом плане. Задачи чего-то добиться, куда-то пробиться, где-то победить не ставилось - просто люди ездили и изучали мир за счет спонсоров.

- Строчка Умецкого "где я не буду никогда", таким образом, пророческой не оказалась?
- Почему, Умецкого с ними действительно не было. Меня, кстати, тоже. Когда же спрашивают Бутусова - как вы теперь поете эту песню, когда вы там были? - Бутусов отвечает, что мы там так были, как будто там и не были. По рассказам ребят, адаптация к Америке происходила очень сложно. Вообще сложно адаптироваться, если в кармане ни цента в буквальном смысле слова. Вокруг этого было множество невероятных приключений, но все обошлось, и осенью группа вновь гастролировала. Сейчас НАУТИЛУС ищет возможность записаться. С декабря 1989 года, когда сложился новый состав, он, во-первых, долго притирался, во-вторых, искал, пробовал разные варианты записи: Бутусов считает все записи нового материала пока крайне неудачными, и хотя он пошел - по-моему, из финансовых соображений - на выпуск кассетного альбома под названием "Наугад", на его взгляд, настоящая пластинка с этим составом не записана, как, впрочем, не была записана таковая и с прежним составом. Записываться будут, может, в Западном Берлине, может, где-то еще - планы здесь пока еще достаточно неопределенные.

- Что войдет на эту "лиссабонскую" пластинку?
- Насколько я понимаю, Слава включит туда песни, реализованные уже после распада прежнего состава, и, возможно, ряд старых вещей, не нашедших в свое время студийного решения. Кроме того, почти все музыканты параллельно заняты своими проектами: Белкин продолжает работать с НАСТЕЙ, Гога играет еще в ПЕТЛЕ НЕСТЕРОВА, Джавад в московской студийной хард-роковой группе с Гаиной... В целом, группа себя плохо не чувствует, но уверенности нет, потому что времена сложные, идет смена ценностей, отношений...

- Во время концертов в Свердловске реакция публики на новую программу была неоднозначной. Как реагирует на нее зритель в других городах, не видевших НАУТИЛУС прежде?
- Во-первых, большинство городов, где проходили недавние гастроли, были отобраны именно по этому признаку, хотя и не все. Во-вторых, прием везде был удивительно хорошим. Я говорю "удивительно", потому что мне самому новая программа не нравится очень во многих чертах, на ней я откровенно скучаю; но люди реагировали очень активно. Может, уже действует имя. Может, началось какое-то другое восприятие... Раньше, какое бы имя ни было, наша публика требовала, чтобы ты "давал гари", а без "гари" - никакое имя не помогало...

- У советской публики так популярно имя Гарри?
- Йес! (смеется). Впрочем, каждый концерт - это отдельный разговор. Например, крайне удачные концерты в Вильнюсе (где ПОМПИЛИУС выступал в "триумфальном 87-м - А. К.), возможно, следует объяснять политическими событиями: начало гастролей совпало с началом блокады. Для литовцев тогда приезд советской группы был все равно, что ведро бензина из России привезли... Но тут еще вот что: новая музыка НАУТИЛУСА явно привязана к существующему сейчас в Западной Европе стандарту. Старая музыка, со всеми ее достоинствами в недостатками, не была привязана ни к чему, кроме собственного хотения: хочу так или хочу вот так. Сейчас же стало все стандартизовано, но в Россия такую музыку не слишком любят, а на Западе такой музыки слишком много. Так вот, деградировавшие маленькие страны Восточной Европы, похоже, как раз видят основную прелесть жизни в том, чтобы делать все так же, как делают "старшие братья". Раньше у них был "Старший брат" в Москве - они делали все, как делала Москва; теперь он в Бонне или Вашингтоне - они подражают ему. Поэтому, если кто-то соответствует тамошнему стандарту, то это хорошо - этакий обязательный минимум оксидентального... (смеется). В любом случае, никакой "оголтелости" на концертах не наблюдалось. Да и места все больше спокойные, благополучные, что ли: в той же Белоруссии заходишь в магазин и видишь три сорта мяса, самое дорогое - за рупь восемьдесят... А они комплексуют, спрашивают: "Как это вы приехали в центр застоя, Белоруссию, из такого демократического Екатеринбурга, из такого прогрессивного Санкт-Петербурга?!". Слава отвечал, что в Питере, по крайней мере, стало очень чисто на улицах, потому что людям просто совсем нечем сорить. Все тамошние демократы сразу обижаются. Они еще пребывают где-то в 86-м году, то есть они еще борются с кем-то, а не с самими собой.

- Я слышал, в Питере группа живет в интересном доме некой коммуной?
- Коммуны там никакой нет, в противном случае, любое рабочее общежитие - это тоже коммуна. Есть двухэтажный железобетонный коттедж, который приобрела студия НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, на окраине города, в этакой полудеревне. Там проживают - постоянно или в периоды записи, репетиций - все иногородние участники группы, поскольку в составе лишь два ленинградца. Такая неформальная гостиница, куда приходит человек с чемоданом, занимает свой угол, спускается пить чай, коньяк... Никакой коммуны, в славном смысле этого слова, нет и в помине.

- Кто следит за порядком?
- Специальный администратор. Он же занимается топкой, приобретением продуктов. Это гораздо удобнее и дешевле, чем всякий раз бронировать гостиницу - меньше головных болей.

- НАУТИЛУС постоянно трансформируется: сейчас пятеро на сцене, ты - шестой, седьмой за пультом, восьмой у печки - какое количество людей объединяет сейчас это имя?
- НАУТИЛУС - это, в первую очередь, всегда Бутусов, был Бутусовым и Бутусовым остается. Остальные люди направляют "бутусовскую воду" в тот или иной канал.

- Вода принимает форму сосуда?
- До какой-то степени, пока, замерзнув, она не превратится в лед и не расколет этот сосуд. При всех сменах состава основа сохраняется, поскольку именно присутствие Славы делает НАУТИЛУС НАУТИЛУСОМ. В целом, постоянно задействовано 10-15 человек, не считая тусовки. В Свердловске это энергетическое облако было более многочисленным. Тусовка была значительно круче, насыщенней, в ней было меньше людей случайных, больше - связанных одними корнями, одной почвой... Мне кажется, что Слава так долго сражался за свое одиночество, что скоро он его, похоже, получит - не знаю, переживет ли, вынесет ли, когда оно на него свалится?

- Книга стихов, которую ты мне сегодня подарил, помимо наутилусовских текстов и бутусовских рисунков, содержит много других занятных вещей. Где ее можно будет купить, скажем, в Свердловске?
- В рок-клубе...

Думается, кроме преамбулы, интервью это требует небольшого комментария, поскольку читатель может кое-что недопонять из разговора двух профессионалов, который мы передаем без изменений. Белкин - гитарист Егор Белкин, после небольшого перерыва вновь вернувшийся в НАУ (см. "Уральский Следопыт" №8, 1990 г. "О чем танцуется на цыпочках..."); Гога - Игорь Копылов, бас-гитарист; Джавад - Игорь Джавад-Заде, барабанщик; все - участники нового состава команды. Один из "основоположников" - Дмитрий Умецкий, по нашим данным, в него теперь не входит, а наоборот - конфликтует с В. Бутусовым. Жаль... Валерий Гаина - лидер известной группы КРУИЗ; ну, а "давать гари" - непереводимый, похоже, сленговый оборот, в "рок-среде" обозначающий что-то вроде "зажечь дурным пламенем".
Нужно добавить также, что за время подготовки этого номера в печать с группой действительно могут произойти самые непредвиденные перемены, поэтому за долговечность полученной нами информации поручиться крайне сложно. Увы, скорее всего не будет уже в Свердловском рок-клубе и книжки "Скованные одной цепью" (Москва, 1990 г., издание журнала "Советская эстрада и цирк"), о которой шла речь - судя по имеющемуся спросу. Но наверняка - во всяком случае, очень, очень хотелось бы верить этому - сохранится дух неподвластного ни сиюминутным модам, ни междуусобным страстям новаторского творчества, с которым всегда ассоциировались имена НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и Илья Кормильцев. Подтверждением этому пусть будет подборка стихов Ильи из его книги.


Комментарий А. ПОНИЗОВКИНА

Свежее утро

свежее утро
разбудит нас порывами ветра
отбросит навечно
ненужные окна и двери
сорвет с нас одежды
и ржавые знаки различья
и только тогда
позволит нам выйти из дома

свежее утро
сметет наши урны и тюрьмы
погонит вдоль улиц
кучи хамского хлама
свежим утром
многое станет лишним
и трудно будет вспомнить
с кем шла битва

но свежее утро не может
тянуться вечно
свежее утро
не может тянуться вечно

свежим утром
мы выйдем из каждого дома
разобрать старый мусор
расчистить унылую землю
и слабому сердцу
многого станет жалко
и каждый спрячет
что-то себе на память

ведь свежее утро
не может тянуться вечно
свежее утро
не может тянуться вечно

Иван Человеков

Иван Человеков был простой человек
и просто смотрел на свет
и "да" его было - настоящее "да"
а "нет" - настоящее "нет"
и он знал что с ним будет
с восьми до пяти и что будет после пяти
и если на пути становилась гора
он не пытался ее обойти
Иван Человеков возвращался домой
на площадке где мусоропровод
он увидел как из люка таращится смерть
и понял что завтра умрет
он взял свой блокнот и написал ей прийти
завтра ровно в двенадцать часов
он терпеть не мог несделаннх дел
и попусту сказанных слов

я знаю эту женщину:
одни ее зовут - свобода
другим она - просто судьба
и если для первых - она раба
вторым она - святая судья
я знаю эту женщину...
я знаю эту женщину...

Иван Человеков гладко выбрил лицо
надел лучший галстук и ждет
спокойный и светлый и струсила смерть
и забыла где он живет
он долго ждал но потом он устал
попусту ждать и ушел
и встречая смерть он не здоровался с ней
как со всеми кто его проколол

я знаю эту женщину:
одни ее зовут - свобода
другим она - просто судьба
и если для первых - она раба
вторым она - святая судья
и первые пытаются взять ее в плен
и заставить стирать им носки
но вторые знают что тлен это тлен
и живут без особой тоски

Мне снился Христос

мне снилось что Христос воскрес
и жив как я и ты
идет неся незримый вес
а на руках - бинты
идет по вымершим дворам
тоскливых городов
и слово мыслит молвить нам
но не находит слов

мне снилось - он мне позвонил
когда искал приют
и безразлично обронил
что здесь его убьют
мне снилось что он пил вино
в подъезде со шпаной
и били до смерти его
цепочкою стальной

звучал его последний смех
переходящий в стон
мне снилось - я один из тех
с кем пил в подъезде он
проснулся я и закурил
и встал перед окном
и был весь опустевший мир -
один сиротский дом

Александр КАЛУЖСКИЙ
Фото Ильдара ЗИГАНШИНА

"Уральский Следопыт" №3'1991



С НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ все в порядке! Правда, теперь ансамбль - это только Вячеслав Бутусов и Илья Кормильцев (кстати, вышла книга его стихов "Скованные одной цепью", куда вошли не только тексты песен). У Дмитрия Умецкого - свой собственный проект. А НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС в новом составе записал альбом "Наугад".

Вит АПЛАТОВ
"Пионер" №4'1991



NAUTILUS POMPILIUS - "Разлука", "Родившийся В Эту Ночь"
"Эрио", 1991
"Русский Диск", 1991


Реалии русского рока - альбомы, записанные с интервалом в четыре года, отлиты в виниле практически одновременно. Это дает прекрасную возможность сравнить НАУТИЛУС старый и новый. Несколько раз прослушав оба диска, приходишь к парадоксальному выводу - а ведь большой разницы между ними нет. Место помпезных клавиш заняли, правда, строгие гитары, но эта замена может отпугнуть разве что слезливых девочек. Тем более, что и гитары-то уже не очень и строги. На "Родившихся" музыкальную палитру расцвечивают флейта и виолончель, и не станет ли это, пока еще слабое подкрашивание, началом возвращения на старую орбиту, к старому многоцветно-красивому звуку? Ведь неважно, чем заменить "Ямаху" - симфоническим оркестром, джаз-бендом или квинтетом бандуристов - большой разницы не будет. Основа - музыка и голос Бутусова, слова Кормильцева - останется прежней.

На концертах НАУТИЛУС опять стал исполнять "Последнее Письмо". Итак, возвращаемся? Ведь в Америке Слава уже побывал.

Д. ЛЕМОВ
"Рок-Хроника" (Свердловск) №05(08)'1991



Бремя ответственности НАУТИЛУСА

Ноябрь оказался богатым на новые альбомы старых групп. Отгремел в СКК Шевчук, сразил всех неожиданной вестью о возрождении АКВАРИУМА Гребенщиков, загадочно улыбнулся Бутусов своей полумистической "Чужой Землей". Презентация проходила в Москве и Питере, совпав с 10-летним юбилеем НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА.

Вспомним события четырех-пятилетней давности. Появление НАУ на питерской сцене было сродни яркой неожиданной вспышке. Группа в единый миг стала звездой, а завороженные поклонники пели хиты НАУТИЛУСА "Гуд Бай, Америка", "Взгляд С Экрана". Ну а "Круговая Порука" по праву считается рок-гимном тоталитарной эпохи... Весь 1988 год продолжалось победное шествие НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА по стране. Но вдруг группа исчезла со всех концертных площадок. Что произошло тогда?

- Тот взлет был слишком неожиданным для нас. Мне кажется, что я не был готов к этому. Возникло желание сделать остановку. Повлияло и то, что мы называем возрастом, изменением шкалы ценностей, - так ответил на мой вопрос Слава во время нашей недолгой беседы за кулисами БКЗ "Октябрьский".

Изменилась не только шкала ценностей, изменился сам облик, сценическое существование группы. НАУ по-прежнему предпочитают энергичную гитарную музыку, но прежний жесткий облик (галифе, сапоги) романтизировался. Появились длинные волосы, спокойнее стал взгляд...

- Мы пришли к выводу, что ранний период - павлинизации, боевой раскраски, эпатажа - прошел. С возрастом хочется быть естественнее, проще. Мы стали куда менее напряженными и "надутыми" чем 3-4 года назад.

Слегка отдающие "шлягерностью" мелодии уступили место может быть менее прилипчивым, но более интересным песням ("Черные Птицы", "Джульетта"...), тексты стали напоминать мистические баллады, поэзию декаданса. Черный цвет костюмов, черный задник сцены... постоянное присутствие чертовщины ("Не покидай меня, даже если ты - чистый бес", "Ведьма или ангел, птица или зверь, вернись - я оставлю окно открытым"...). Это новое поэтическое кредо?...

На сей раз мой вопрос был адресован автору текстов НП Илье Кормильцеву, который прилетел из Екатеринбурга специально на презентационные концерты.

- Бесовщина у нас всегда была, возможно, выраженная другими словами. Песни НАУ были о соблазнах, искушениях. Чтобы знать, что есть белое, надо хотя бы один раз видеть черное. Творческий человек всегда находится в искушениях. И каждый творец одновременно напоминает как Господа - создает то, чего до него не было, так и Сатану, который претендует на то, что сделает лучше...

- Кто же вас больше вдохновляет?
- Откуда идет искушение - ясно. Вдохновение же все-таки светлая сила. От Бога, - так уже ответил Слава.

- Рок всегда считался музыкой протеста. Протестуете ли вы против чего-нибудь сейчас?
- Жизнь - она сама по себе протест смерти. Мы все, как парашютисты, выброшенные без парашютов - летим и знаем, что разобьемся. Можно делать вид, что летишь, а можно протестовать против такого положения вещей, уходя в творчество, внутренний мир (Илья).
- Если раньше одной из главных проблем была "подпольность" рока, и мы играли наперекор запретам, то сегодня понимаешь, насколько мала и ничтожна была эта беда... Теперь другие проблемы, более глобальные, заставляют нас петь... например, о недостижимости гармонии существования (Слава)...

- Что для вас самое страшное сегодня?
- Бремя ответственности (Слава).

Не так давно они, казалось, уверенно шли к своей популярности.

Но сознательно отказавшись от нее, стремятся теперь к спокойному раздумию и осмыслению того, что происходит в наших душах. "Чужая Земля" - новый этап этого мировосприятия, пришедшийся на 10-летиегроуппы. Так что с юбилеем вас, ребята, и, говоря в стиле самого Бутусова на концертах в "Октябрьском": "Да здравствует НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС! Ура!"

Настя ДМИТРИЕВА
Фото Дмитрия ЛЕВИЦКОГО

"Rock Fuzz" №8'1992



НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС - "Чужая Земля"
Мелодия - Русский Диск

Это может показаться странным, но на конверте пластинки не упоминаются ни музыканты, принимавшие участие в записи альбома, ни авторы композиций. Место нашлось только для спонсорских лейблов. Возможно, это признак того, что НАУТИЛУС, некогда представлявший из себя команду ярких индивидуальностей, уже можно называть не иначе как "Бутусов и Ко".

Что касается музыки, то она, как и состав группы, претерпела существенные изменения. HAУ образца 1992 года - это четыре гитары и ударные. Сентиментальные соло на саксофоне и мягкие звуки клавишных исчезли начисто. Однако такое "обрезание" пошло нынешнему НАУТИЛУСУ только на пользу. Если раньше композиции группы были больше похожи на концертные экзерсисы и пространные импровизации, то сейчас появилась лаконичность и необходимая для студийных работ плотность звучания. Ностальгично-романтические песенки с кабацким привкусом, популярные в начале перестройки, сменились достаточно жесткими, ритмичными, в меру сентиментальными композициями. Безусловно, "Чужая Земля", "На Берегу", "Монгольская Степь" и акустическая баллада "Прогулки По Воде" могли бы стать хитами. Но сейчас на отечественном музыкальном рынке сложилась иная конъюнктура, и на высокие места в хит-парадах Бутусову и сотоварищам, видимо, рассчитывать уже приходится с большим трудом.

Илья ЛЕГОСТАЕВ
"Московский Комсомолец" 04.12.1992





Радует, что не попсой единой жив наш читатель. Помните, читатели со стажем, что когда-то в нашем хит-параде была песня "Я Хочу Быть С Тобой"? Так вот, у этой песни есть все возможности войти в хит-парад снова, но уже в исполнении дуэта Бутусов - Гребенщиков (очень интересный коллектив может получиться).

Вит АПЛАТОВ
"Пионер" №8-9'1993



Возвращение НАУТИЛУСА...
...а говорили, что "Титаник" утонул

Казалось, что великий и могучий НАУ окончательно канул в мутной поп-роковой пучине беспокойных вод океана шоу-бизнеса. Залег себе на дно у подножия какого-нибудь рифа, двигатели отказали, горючее кончилось, кислород на исходе, команда при смерти, радио отрубилось. Полная труба, короче. Фэны проливали слезы над прежними альбомами, настойчиво выражая свою любовь в их массовой скупке, в результате чего что "Разлука", что предсмертный "Отбой" (89) до последнего времени числятся во всех списках бестселлеров, а за их переиздание разворачиваются перманентные битвы между не монстрами еще, но уже субъектами звукозаписывающей индустрии.

Со своей стороны музыкологи, критики и эксперты все чаще упоминали заветные инициалы НП в прошедшем времени и с выражением чувств пиетета и ностальгии на лице возвышенно рассуждали об эпохальной контрибуции (вкладе) вышеозначенного коллектива в историю и эстетику российского поп-рока и особо отмечали, что подобного квалитета (качества) команд в оной сфере музыкальной культуры, отмеченной тотальным обезьяно-попугайничаньем (подражательством), в нашей действительности было меньше, чем пальцев одной руки. В данном контексте уверенно упоминались разве что МАШИНА ВРЕМЕНИ с АКВАРИУМОМ и при некоторых оговорках славной памяти МИРАЖ эпохи Маргариты Суханкиной. Последнее упомянуто, правда, не для слабонервных эстетов. Не подавитесь, пожалуйста...

И вдруг прошел слушок - всплывает! Где? Когда? Пипл в экстазе. Первым на связь вышел легендарный рок-поэт и один из отцов-основателей НАУ Илья Кормильцев. За пять дней до начала фестиваля лауреатов хит-парада "ЗД" в Кремле он сообщил "Звуковой Дорожке" сенсационную новость: в обновленном и очень приближенном к классическому составе НАУ начал первые репетиции новой программы в Санкт-Петербурге. На волне воодушевления возник уговор - если успеют довести до ума хотя бы пару-тройку вещей, то прибудут на праздник жизни "ЗД" в Москву. Но что можно было успеть за четыре неполных дня? Конечно, погорячились. Но уж очень хотелось...

В принципе, НАУ, даже потеряв на рубеже двух десятилетий прежнюю плавучесть, не оставлял попыток продолжить плавание, хотя и выглядели они, по большей части, маловразумительно. Между тем, оставшемуся в это время практически в одиночестве Вячеславу Бутусову удалось-таки запустить суперхит "Прогулки По Воде" (альбом "Чужая Земля"), который отметился на всех престижных местах во всех хит-парадах. Однако столь скромного результата для долгих четырех лет было явно недостаточно. В августе прошлого года Вячеслав Бутусов с участием нескольких музыкантов из АКВАРИУМА записал демо-версии будущего альбома и понял, что новый материал все-таки требует новых людей. Впрочем, понятие "новые" в данном случае подразумевало - в полном соответствии со стародавней мудростью: хорошо забытое старое. Очередной проект (подсознательно или сознательно?) реанимировал постулаты классического НАУТИЛУСА эпохи его великого легендарного похода 1987-89 гг. Поэтому вполне логично, что на горизонте возник один из участников этого "похода" - клавишник и саксофонист Алексей Могилевский. Сольный проект Могилевского АССОЦИАЦИЯ не снискал лавров успеха, и на почве "ностальгии" осенью в Екатеринбурге произошло слияние душ №2 двух былых компаньонов по звездному прошлому. В сочетании с вернувшимся еще в 91-м году после испытания Красной Армией и службой в АГАТЕ КРИСТИ ветераном НАУ барабанщиком Альбертом Потапкиным коллектив начал приобретать знакомые исторические очертания.

Колоритная палитра была завершена эффектным мазком под названием Вадим Самойлов. Известный гитарист из группы АГАТА КРИСТИ был приглашен на запись нового альбома НАУ и, как рассказал "ЗД" Илья Кормильцев, "по окончании записи оказал сопротивление при попытке выдворить его обратно и после торжественной клятвы в чужой постели - не забывать родную жену Агату - допущен в члены НАУ..."

Итак, до выхода нового альбома "Титаник" остались считанные недели. Как и прежде с музыкой Бутусова и текстами Кормильцева, это произведение амбициозно рассчитывает обозначить не просто возвращение к столь милому миллионам образу НАУ его золотой поры, но и повторить ее успех. Получится ли, покажет ближайшее будущее. "Звуковой Дорожке", так же, как и многим музболельщикам, искренне хочется, чтобы получилось. Поэтому естественно пожелать легендарной субмарине НАУТИЛУС семи футов под килем.

Сейчас же музыканты заняты напряженными репетициями с тем, чтобы уже в конце весны показать новую программу в трех столицах рока - Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Москве.

Артур ГАСПАРЯН
Фото Анатолия АЗАНОВА

"Московский Комсомолец" 06.04.1994



<< Предыдущая часть
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006