Старый Пионэр Site Admin
Зарегистрирован: 24.10.2003 Сообщения: 2869 Откуда: Арзамас-75
|
06 Июл 2005, 14:52 - ЗОДЧИЕ (разные издания) |
|
|
Музыкальные чертежи
Хотя в репертуаре музыкального коллектива ЗОДЧИЕ нет громких шлягеров, а в составе - громких имен, творчество группы вызывает искренний интерес у поклонников самых разных музыкальных стилей.
Зрители аплодировали, смеялись, скандировали - в общем, вели себя так, как и обычно на рок-концерте. Но вот солист группы Валерий Сюткин объявил: "...Этот эксперимент пройдет в один из вечеров 1986 года, объявленного ООН Годом мира, - все люди доброй воли выйдут на улицы со светящимися предметами в руках. Их мирные сигналы зарегистрируют спутники, чтобы сторонники войны поняли, как их ничтожно мало". А потом была песня, и семь огоньков зажглись на темной сцене. И тут же десятки вспыхнули в ответ в затихшем зале.
...Их называли пародийной группой, и это было неправильно. Шоу-группа - тоже неточно. И даже стандартное "рок-группа" им не подходит. Потому что, кроме рок-н-роллов, пародий и музыкальных микроспектаклей, ЗОДЧИЕ могут исполнить менуэт, бразильскую самбу, балладу или старую добрую "Не кочегары мы, не плотники...". Стили, ритмы, сюжеты будут меняться в бешеном темпе, без пауз на аплодисменты и объявления следующего номера программы. А потом, когда закончится очередной концерт и зрители разойдутся по домам, руководитель группы Юрий Давыдов с самым искренним любопытством спросит:
- Ну, как?
- Здорово, - отвечу я, - но непонятно: какой музыкальный стиль вы предпочитаете?
- Лично я предпочитаю настоящую, красивую, сильную мелодию. Непременное условие концерта - он должен быть разнообразным. Но чтобы избежать примитивного музыкального разнобоя, нужно это разнообразие оправдывать. Это же естественно: одна тема понятнее звучит на "языке" кантри, другая требует рок-н-ролла, третья нуждается в стилизации. Хотя просто хорошая песня ничего не требует, кроме... хорошего исполнения. Когда наш солист Юрий Лоза исполняет балладу "На Плоту", все электромузыкальные инструменты тактично отступают на второй план. Остается лишь его хрипловатый голос и маленький "плот" - пятно света на сцене. А вообще-то тем для разговора с залом - по-настоящему интересных - хоть отбавляй. Их сама жизнь подсказывает.
- Безусловно, тема диктует стиль исполнения, так же как ситуация - стиль поведения. Но не приведет ли такой стилевой марафон к потере своего собственного стиля? Как удается ЗОДЧИМ сохранять индивидуальность?
- А вы считаете, что творческое лицо можно сохранить, цепляясь за какое-то раз и навсегда выбранное музыкальное направление? Сейчас не то время, когда само слово "рок" обеспечивало безоговорочный успех. Любители эстрадной музыки требуют открытий. Или, по крайней мере, изобретений. Именно они могут создать творческое лицо.
Я вспомнил, как еще несколько лет назад мы восхищались группой ИНТЕГРАЛ. Качеством их инструментов, их костюмами, их профессионализмом. Профессионализм остался. А ИНТЕГРАЛ в глазах его бывших поклонников превратился в дорогую игрушку. Может быть, даже излишне дорогую. А как поражал нас ансамбль ДИАЛОГ сложнейшим арт-роком, серьезнейшим отношением к своим композициям и их литературной первооснове, устойчивостью на изменчивой волне сиюминутной моды. ДИАЛОГ по-прежнему проповедует арт-рок, исполняя его гораздо лучше прежнего. Но число поклонников группы резко пошло на убыль. Так размышляя, я хотел уже согласиться с Юрием; но пришли на память и выступления многочисленных коллективов, стремящихся во что бы то ни стало развлечь слушателей. Давыдов выслушал меня и сказал:
- Конечно, если программа сводится лишь к методу резкого музыкального "переключения", не поможет и самое виртуозное владение инструментами. Другое дело, когда разнообразие вызвано смысловой необходимостью, идеей номера. Тогда получается самая настоящая игра. В которой участвует весь зал.
- И все же грань хорошего вкуса, на которой вы балансируете, очень тонка. Что помогает вам избежать ошибок?
- Нам здорово помогает... несовпадение вкусов членов коллектива. Мы очень разные люди. Юра Лоза - полномочный представитель подростков, которых принято называть трудными. Валера Сюткин начинал в студенческом клубе МИФИ и стремится из каждого концерта сделать настоящий капустник. Я - типичный представитель ВИА семидесятых годов...
- То есть?
- В нашем классе было два ансамбля. И еще шесть - в школе. И все довольно популярны. А сколько их было в районе, в Москве, в стране?! Большинство самодеятельных ВИА подражали всем новомодным течениям и все-таки играли так одинаково, так плохо и на таких плохих инструментах, что их музыка просто сливалась в однообразный звуковой фон. Исчезали они, надо сказать, так же быстро, как и появлялись. Из того времени я и вынес свое довольно специфическое отношение к популярности, к подражательству и к новомодным течениям. Но отказаться от всего этого было не так-то просто. Мне всегда удивительно везло. Однажды, случайно познакомился с директором ДК электрозавода имени Куйбышева. В ДК случайно оказался комплект "Биг", который по тогдашним меркам технической оснащенности ВИА казался чем-то вроде космической аппаратуры. К нему - фантастическая случайность! - нас и допустили. Уровень обязывал: пришлось работать с полной отдачей. Потом вошли во вкус: то, что принимали раньше за черновую работу, стало удивительно интересным делом. Может, потому и распадались самодеятельные ВИА, что вкуса к работе не имели? Он ведь иной раз и отсутствие признания способен восполнить. Впрочем, признание у нас в ту пору было. А для самодеятельности даже широкое: четыре раза за границу выезжали. Но наша музыка по-прежнему что-то мучительно напоминала: может, ПЕСНЯРОВ, или БИТЛЗ, или ПИНК ФЛОЙД, или... Скорее всего, всех вместе. Впрочем, подтрунивать над собою юным не собираюсь. Как могли, мы изучали музыкальную культуру. Всерьез нами никто не занимался, никто не помогал. Мы вынуждены были воспитывать себя сами. По-моему, если группа пользуется у молодежи популярностью (а значит, и доверием), она не просто имеет право, а обязана ставить перед аудиторией острые вопросы. которые так или иначе задает себе каждый. Ставить неожиданно и конкретно - по законам жанра. Поэтому от отдельных номеров мы переходим к целенаправленной эстрадно-музыкальной программе.
Андрей ВАСИЛЬЕВ
"Смена" №16(1422), август 1986
Куда пропали ЗОДЧИЕ?
В редакцию "МК" поступило довольно большое количество писем от обеспокоенных поклонников группы ЗОДЧИЕ, в которых они просят ответить на один-единственный вопрос: "Куда пропал их любимый ансамбль?"
Отвечает руководитель ЗОДЧИХ Юрии Давыдов:
- Спешу успокоить всех, кто интересуется нашим творчеством, - мы никуда не пропали. Все живы-здоровы, по-прежнему дружны и продолжаем трудиться в поте лица на ниве рок-музыки.
Дело в том, что наше относительно долгое отсутствие на концертных площадках столицы было вызвано исключительно творческими планами стратегического характера. А именно: слишком много любителей рок-музыки принимали (и, увы, принимают) нас только как шуточно-пародийную группу. Между тем это лишь одна сторона нашего творчества.
Сейчас ЗОДЧИЕ подготовили цикл новых композиций совсем иного плана, премьера которого планировалась на a href="http://www.nneformat.ru/archive/?id=7916">"Рок-Панораме-87" и Днях рок-музыки в Театре эстрады. По ряду технических причин эти праздники рока были перенесены на более поздние сроки...
Нашу новую программу москвичи смогут увидеть в самом начале сезона.
"Московский Комсомолец" 25.06.1987
Искать и находить
Первые ЗОДЧИЕ появились в самодеятельности МАДИ в конце 70-х благодаря усилиям бас-гитариста Юрия Давыдова, нынешнего руководителя группы, представляющей Рязанскую областную филармонию. Увы, из тех, первых ЗОДЧИХ остались только двое: скрипач Андрей Родин и сам Юрий Давыдов. В разное время к ним примкнули Юрий Лоза, гитарист и вокалист из ИНТЕГРАЛА, барабанщик Геннадий Гордеев, в прошлом работавший в ШЕСТЕРО МОЛОДЫХ, гитарист Андрей Артюхов и вокалист Валерий Сюткин, оба из группы ТЕЛЕФОН, и наконец клавишник Александр Белоносов, много лет игравший в самодеятельных группах и завершивший формирование ЗОДЧИХ весной 1986 года.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что их лидер - Юрий Лоза. И это не только потому, что у него за плечами уже 13 лет профессиональной работы на сцене и он широко известен у молодежи как автор и исполнитель нашумевшего в свое время цикла песен, записанного группой ПРИМУС (в переводе с латинского - "Первый") (сколько было споров и критики вокруг этой записи!). Дело в другом. Юра твердо знает, что коллектив теперь на правильном пути, что наконец все они находят взаимопонимание друг у друга, уверены в той музыке, которую исполняют.
Юра вспоминает о своем первом публичном выступлении четвероклассника в школьном хоре: "Тогда я от волнения потерял сознание, - говорит он, улыбаясь, - ну а позже были попытки создать свою группу при Казахском университете, занятия в училище на отделении духовых и ударных инструментов, 5 лет работы в ИНТЕГРАЛЕ, ставшем лауреатом фестиваля популярной музыки "Тбилиси-80".
Теперь, по словам Юры, у них появился "генератор идей" в лице Сюткина. Действительно, их последние выступления полны сатиры, юмора, шуток, очень зрелищны. Видимо, это заслуга Валерия Сюткина. В песне "Манекены" они высмеивают пошлость и мещанство жалкого обывателя, оценивающего людей по вещам, песня "10 Тысяч Рублей" - острая сатира на мошенничество.
Я спросил Лозу о том, как он сам определил бы стиль, в котором играет группа. "Пожалуй, у этого направления нет какого-то определенного названия. Наша музыка похожа на большое лоскутное одеяло, сшитое из разных кусков ткани. Но оно все равно получается теплым и греет..."
А. АЕДОНИЦКИЙ
"Комсомольская Правда" 30.08.1987
Что "строят" ЗОДЧИЕ?
Отвечая на вопрос читателей о том, куда пропала группа ЗОДЧИЕ, "ЗД" уже писала, что ЗОДЧИЕ работают над новыми композициями. Сейчас уже готов цикл песен. Он носит пока условное название "Стеклянный Дом". К концу года ЗОДЧИЕ собираются на основе этого цикла сделать альбом.
- У многих любителей рока сложилось мнение, что ЗОДЧИЕ - этакая шоу-группа, исполняющая сатирические вещи, пародии, одним словом, "развлекаловку". "Стеклянный Дом", как нам представляется, должен стать альтернативой этому мнению.
Так отзывается о новой работе ЗОДЧИХ Юрий Давыдов, руководитель группы.
- Значит, группа меняет свой сценический образ?
- Да, но не только образ. По сути, с альбома, который мы готовим, группа рождается заново.
Человек в городе - так сами ЗОДЧИЕ определяют тему нового цикла. Названия песен соответствующие: "Экология", "Дитя Урбанизма", "Человек На Диване".
"Справа-слева, слева-справа - грязь!" - отрывисто и резко звучит голос Валерия Сюткина. Песней "Экология" начинается цикл "Стеклянный Дом". Нет, конечно, "лицо" группы не изменилось настолько, чтобы можно было говорить о перерождении ЗОДЧИХ. И сатира по-прежнему присутствует в их новых композициях. Но она стала глубже, масштабнее, чем, скажем, в известных мини-спектаклях "Путешествия по кунсткамере".
Мы говорим с Валерием Сюткиным в перерыве между выступлениями в подмосковном городе Пушкино.
- Разумеется, тема экологии уже изрядно "распахана" советским роком - вспомним хотя бы ЗЕМЛЯН, ДДТ. Но от этого она не становится менее злободневной. Мне кажется, что она только начинает масштабно разрабатываться. Думаю, у нас есть что сказать, и сказать по-своему.
В "Стеклянном Доме" все же явно проступает новый имидж ЗОДЧИХ, еще не четко оформленный, но - другой. Их музыка уплотнилась, в ней даже появились отголоски "металла". Вокал Сюткина стал агрессивнее.
"Храните тело в бетонных стенах,
Прячьте головы в перекрытия -
Кто застрахован от соседа плохого,
От серых сплетен и случайных событий".
Но вот - камерная песня "Смычок И Струны". Агрессивность сменяется горечью: в "краю подземных переходов" и "гранитных пляжей" звучит скрипка, и - "сердцу скрипки было больно".
- Валерий, мрачность и резкость - это и есть ваше новое "лицо"?
- Вероятно, некоторые песни цикла кому-то и покажутся чересчур резкими, даже озлобленными. Но ведь есть же в них и выход из мрака. Как говорится, свет в конце туннеля.
Выход из тьмы урбанизма, "диванной" жизни городского человека, из антиэкологической грязи цивилизации предлагается в центральной песне цикла, которая и дала ему название - "Стеклянный Дом".
- Сказано верно. Для многих ЗОДЧИЕ - это Юрий Лоза со своими песнями, а все остальное - "хохмы". Под хохмами подразумевают нашу "кунсткамеру". Такой имидж нас не устраивает, нужно идти дальше, иначе для ЗОДЧИХ наступят времена застоя. Кстати, Юра Лоза в создании "Стеклянного Дома" не участвует, он все больше "уходит" в авторскую песню.
- Не жаль расставаться с "кунсткамерой", Валерий? Ведь ты ее бессменный "директор".
- А мы с ней не расстаемся. Старые, отслужившие свой срок "экспонаты" будут уходить из репертуара, но наверняка появятся новые "уродцы". "Диковинных" явлений в нашей жизни еще предостаточно.
Автор музыки и текстов четырех песен нового цикла: "Экология", "Дитя Урбанизма", "Человек На Диване", "Стеклянный Дом" - Валерий Сюткин. Композиция "Смычок И Струны" написана на стихи И. Анненского. Авторы песни "Юла" - Юрий Давыдов и Сергей Патрушев. "Стеклянный Дом" продолжает "достраиваться" до альбома. У ЗОДЧИХ есть договоренность с фирмой "Мелодия" о том, чтобы в феврале следующего года записать диск.
"Мой дом, стеклянный дом,
Открыт для всех людей".
Эти слова В. Сюткина звучат как приглашение познакомиться с новой работой ЗОДЧИХ. Если фирма "Мелодия" сдержит свое обещание, любители рока в скором времени смогут воспользоваться приглашением.
Сергей БОГАТНОУ
P. S. 18 октября во время гастролей в Киеве состоится последний концерт группы вместе с Юрием Лозой. Больше Лоза в ЗОДЧИХ выступать не будет.
"Московский Комсомолец" 16.10.1987
Что построили, ЗОДЧИЕ?
С руководителем группы ЗОДЧИЕ Юрием Давыдовым мы встретились у памятника А. С. Пушкину после предварительного телефонного разговора и через несколько минут уже беседовали в небольшой комнате старой московской квартиры.
- Юрий, как известно, в твоем коллективе произошли изменения состава, а вскоре на "Мелодии" вы стали готовить первый альбом. Как взаимосвязаны эти события?
- Все очень просто. Мы вводили в программу новичков, переделывали многое, поэтому меньше гастролей, меньше концертов. Следовательно, у нас впервые за последние годы появилось наконец время для нормальной работы в студии. Разумеется, и на самой фирме "Мелодия" произошли заметные перемены. Лет пять назад, может быть, даже три года назад никто о таком альбоме и разговаривать бы не стал.
- Ваша работа получила название "Мусор Из Избы"...
- Да, верно... Мы немного изменили известное выражение. За время застоя в стране накопилось столько хлама, что сором назвать это никак не поворачивается язык.
- Альбом составили десять композиций - своеобразных музыкальных пародий...
- Лично я не очень люблю определение "пародия". Почему-то часто его воспринимают слушком узко. Может быть, лучше так: иронические или сатирические композиции... Хотя, признаюсь честно, мы особенно сильно не задумывались над тем, как называется тот стиль, в котором работает группа. Пусть музыкальные критики ломают голову, выясняя это. Мы же пишем песни, стараясь, чтобы они были, образно говоря, с двойным дном. Возьмем, к примеру, песню "Демонстрация", открывающую пластинку. Можно рассматривать эту композицию как пародию на псевдопатриотическую песню. А можно прочитать ее еще глубже. Ведь в "Демонстрации" опытный слушатель найдет немало сатирических ударов по негативным явлениям нашей общественной жизни. Мы смеемся не столько над прошлым, сколько над тем, что мешает нам жить сегодня. В песню включена фонограмма с голосом "лидера" застойных лет. Готовя ее, мы перекопали массу пластинок, чтобы добиться нужного сатирического эффекта, т. е. показать никчемность иных горе-лидеров, которые любят болтать, призывать к делу, используя "нестареющие" брежневские фразы.
- Юрий, по-моему, не все слушатели поймут ваши намеки...
- Вероятно... Но мы верим, что диск обретет своих поклонников. При внимательном взгляде на наши песни каждый "расшифрует" то, что мы хотели сказать.
- Как к творчеству ЗОДЧИХ относятся самые молодые меломаны? Они примут ваш альбом?
- Определенно сказать не могу, ведь у молодежи вкусы самые разнообразные. Но я спокойно отношусь к тому, что нынешнее поколение увлечено песнями Димы Маликова, Жени Белоусова, Юры Шатунова, а нас слушает мало. В конце концов, у них свои кумиры, свои проблемы.
- Но вернемся к альбому... Кто принимал участие в записи?
- Кроме меня работали Андрей Родин, Андрей Артюхов, Геннадий Гордеев, а также, как я уже говорил, музыканты, пришедшие в группу недавно. Это - клавишник Егор Иродов, вокалист Александр Мартынов. Совместная запись помогла им войти в коллектив, показать, на что они способны. Звукорежиссер альбома - Андрей Ветр. Он - мастер своего дела!
- А кто из поэтов участвовал в работе?
- Почти половина композиций написана на стихи московского поэта Игоря Иртеньева, его видение нам близко. Мы бы хотели и в дальнейшем продолжать сотрудничество с ним. Авторы текстов остальных песен - это А. Якубов, В. Сюткин, А. Боронин, Л. Липницкий, В. Шарков, Ю. Давыдов. Если мы уж коснулись вопроса об авторстве, скажу заодно и о тех, кто написал музыку. Две композиции - "Девушка В Белом" и "Часовой" сделали мы с Валерой Сюткиным, на диске есть еще одна его песня - "Металлист Петров". По песне написали Л. Липницкий и О. Богуславский. Все остальные на моей совести...
- Завершая наш разговор, хочу задать несколько традиционных вопросов об истории группы: как она появилась? Почему такое название? Какие воспоминания остались о том времени?
- В следующем году ЗОДЧИЕ отметят свое десятилетие на профессиональной эстраде. А возникла группа чуть раньше, получив свое название по известной поэме "Зодчие" Дмитрия Кедрина. Композиция по этому замечательному произведению была своеобразной визитной карточкой коллектива тех лет. Начинали мы свою карьеру в Тюменской филармонии. Тогда нельзя было работать на профессиональной сцене, "абстрагировавшись" от реальности. Конечно, приходилось иногда, преодолевая тошноту, делать какие-то необходимые "произведения". Ныне горько и стыдно это вспоминать, но это - наша история, история страны... В нашем альбоме звучат отголоски прошлого - мы не забыли его. "Мусору" застойных времен - нет места в нашем доме. Мусор - из избы!
Беседу вел Валерий КРЫКОВ, журналист
"Мелодия" №4'1989 |
|