Снова в СССР (рецензия на книгу А. Троицкого)


Артемий Троицкий - "Back in the USSR"

(с) СПб, "Амфора", 2007
7000 экз. - 263 с.


30 с лишним лет назад автор этой книги снискал себе громкую славу пропагандиста "идеологически вредоносной" зарубежной поп-музыки в нашей стране, а в начале 80-х переключился на столь же "небезобидный" отечественный рок.

В те годы такая репутация не сулила ничего хорошего: в 1984 году Артемий Троицкий попал в печально знаменитые "черные списки", надолго лишившись доступа на СМИ. Лишь с началом перестройки возобновил свою просветительскую деятельность и занялся популяризацией советского рока на Западе.

Книга А. Троицкого об истории рок-музыки в СССР под разными названиями вышла в Англии, США, Италии и других странах, а спустя несколько лет увидела свет и на Родине - сначала в журнальном варианте, а затем в виде книги "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е" (М.: Искусство, 1990). Представляемая книга была переиздана через 20 лет после ее первого выхода в 1987 году в лондонском издательстве "Omnibus Press". Ей было возвращено оригинальное название и первоначальное оформление обложки. В книгу включены авторские предисловия к советскому и английскому изданиям, предисловие английского издателя, отзывы, публиковавшиеся в лондонских газетах. Сам текст почти не претерпел изменений, если не считать небольших сентиментальных довесков и крохотной главки о российском роке девяностых и двухтысячных годов.

Автор раскрывает природу и социокультурные предпосылки рок-музыки за рубежом и в нашей стране и исчерпывающе объясняет, почему в западном роке первичен ритм, а в советском - текст. Несколько глав отводится истории неформальных молодежных движений - от стиляг до хиппи, сыгравших безусловную роль в зарождении рока в нашей стране (достаточно вспомнить одного из первых стиляг - саксофониста Алексея Козлова, основателя джаз-рок-группы АРСЕНАЛ).

Артемий Кивович был не только наблюдателем, но и активным участником многих описываемых событий, что позволило ему представить более или менее полную картину советского рока. В книге крупным планом даны творческие портреты Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Виктора Цоя, Александра Башлачёва, Петра Мамонова, Василия Шумова и многих других мэтров жанра, чьи композиции заслужили статус классики. Большой интерес представляет хроника концертов и фестивалей, в проведении которых Троицкий принимал непосредственное участие. Не вдаваясь в подробности, автор описывает организованную властями антироковую кампанию 1983-1984 гг.

В книге акцентируется особое внимание на феномене эстонского рока. В этой прибалтийской республике рок-музыка никогда не запрещалась. Регулярно проводились фестивали, эстонское отделение фирмы "Мелодия" выпускало пластинки своих групп. Примерно такая же ситуация сложилась и в соседней Латвии. Нынче для нас прибалтийский рок - terra incognita. Однако очевидно, что эстонские и латвийские музыканты, всегда серьезно подходившие к музыке, по профессиональному уровню намного превосходили своих российских коллег.

Троицкий приходит к печальному выводу о неоднозначности влияния, которое оказали на советский рок перестройка и гласность: с одной стороны, рок-музыка в стране была легализована и стала активно вовлекаться в отечественный шоу-бизнес, который тогда делал первые робкие шаги. С другой - с наступлением гласности пресловутое социальное начало в роке утратило свою актуальность: петь стало практически не о чем. Многие газетные публикации оказывались намного интереснее рок-текстов.

Любителей рок-музыки безусловно заинтересует приложение к книге. Большая часть приведенных в дискографии этапных для советского рока (с точки зрения автора) пластинок и магнитоальбомов сегодня переиздана на лазерных звуконосителях, другая часть попала в разряд коллекционных раритетов. Фильмография включает в себя список советских и зарубежных фильмов, либо повествующих о советском роке, либо снятых с участием рок-музыкантов.

Книга не лишена досадных неточностей и ошибок. Пластинка "Диско-Альянс" латвийской инструментальной рок-группы ЗОДИАК содержит не 10 композиций, а 7. Имя руководителя группы ТРУБНЫЙ ЗОВ Баринова - Валерий (а не начинающееся на букву А.). Лидер группы ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА Олег Скрипка - баянист, а не аккордеонист. Согласитесь, есть разница. Ведущая калининградская реггей-группа конца 80-х - начала 90-х гг. носит название КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА (а не "защиты"). "ЗЗЗ" - не журнал, а газета формата "Собеседника", к тому же издававшаяся не в Куйбышеве, а в Таллинне. Чудовищно искажены названия групп - белорусской МРОЯ и украинской ДІТИ НА ТРАВІ (соответственно - МРОЭ и ДЕТИ НА ТРАВЭ).

Часто Артемий Кивович впадает в субъективизм, оставляя за скобками творчество персонажей, которые ему не интересны, - в лучшем случае ограничиваясь лишь упоминанием названий. Читая книгу, можно понять, кто из музыкантов вызывает у него симпатии, а кто - оставляет равнодушным. "Пожизненное заключение", посвященное рок-музыке последних 15 лет, выглядит поверхностным и вымученным. Троицкий вполне справедливо констатирует потерю отечественным роком своего identity. В целом же, судя по манере изложения, материал представляется ему малоинтересным. В качестве наиболее значимых представителей рокапопса называются Земфира, МУМИЙ ТРОЛЛЬ, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ и СПЛИН; что до рока - автор упоминает свои любимые группы: TEQUILAJAZZZ, МЕГАПОЛИС и НОГУ СВЕЛО!.

Указанные недостатки не умаляют значения этой книги. Готовя ее, автор проделал титаническую работу по сбору музыкального и фактологического материала и поиску архивных фотографий. Хочется надеяться, что меломаны нового поколения с интересом ознакомятся с историей советского рока в изложении авторитетного музыкального критика, а любители музыки старшего поколения совершат путешествие "назад в СССР", взглянут на лица своих кумиров и вспомнят молодость, а кто-то пустит скупую ностальгическую слезу.

Геннадий ШОСТАК
"Заря" (Брест) №15(13956), 9.02.2008


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 19 октября 2012, 01:01
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАртемий Троицкий - "Poplex"Геннадий Шостак18.05.2010
СтатьиВысадка диверсанта (А. К. Троицкий в Сарове, ноябрь 2002)Старый Пионэр24.12.2002
СтатьиАртемий Троицкий: "Основная задача современной музыкальной журналистики - компетентная Интернет-навигация"Татьяна Ежова06.11.2012
Архив"Московский Комсомолец" 19.06.1992 (М. Пушкина, Д. Шавырин, А. Троицкий)Старый Пионэр08.02.2008
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 14.02.1990 (А. Троицкий)Старый Пионэр17.04.2008
Архив"Московский Комсомолец" 27.01.1989 (А. Троицкий)Старый Пионэр29.04.2008
Архив"Московский Комсомолец" 10.02.1989 (Д. Шавырин vs А. Троицкий)Старый Пионэр30.04.2008
Архив"Аргументы и Факты", сентябрь 1994 (интервью с А. Троицким)Екатерина Борисова05.08.2013
Архив"Смена" №12(1490), июнь 1989 (А. Троицкий о советском роке на Западе)Екатерина Борисова27.10.2014
Архив"Парус" №03'1990 (А. Троицкий, УЛІС, МИСТЕР ТВИСТЕР, РЕФЛЕКС)Екатерина Борисова30.05.2016

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.009