|
|
|
|
|
ЧАЙФ, часть 2 (разные издания) ЧАЙФ
Этот парень запоминается сразу: коренастый мужичок с упрямо поджатыми губами и нахально длинным носом. На него обратили внимание даже те, кто вовсе не интересуется рок-музыкой, когда он запел с телеэкрана:
Где вы, где, чья работа была в 30-х стрелять в спины наших отцов?
Я хочу знать - что для вас совесть сейчас?..
Достаете ли вы свои боевые награды?
Блестят ли они в дни наших великих парадов?
Казалось бы, тема, затронутая лидером свердловской рок-группы ЧАЙФ Владимиром Шахриным, уже не раз обсуждалась журнальной и газетной публицистикой, и музыкальная ее интерпретация грозит упростить наболевший вопрос до зациклившегося скандирования. Впрочем, рокеры и не претендуют конкурировать с историками и обществоведами, они предлагают свой жизненный опыт, а вот его глубина и страстность как раз и определяют большой интерес к данной группе.
"Наш гимн жестче, но, быть может, светлей,
За каждой строчкой мы видим конкретных людей", - поет Шахрин, и это вполне соответствует его убеждениям.
Истоки свердловского рока председатель городского рок-клуба Николай Грахов датирует 1980 годом, когда ансамбль авангардной музыки СОНАНС распался на две группы: хард-попсовый УРФИН ДЖЮС и ТРЕК, избравший стилистику новой волны. Пора массового узнавания рока подтвердила, что уральцы, ныне представленные пятьюдесятью коллективами, более чем конкурентоспособны - тому доказательством победное шествие по площадкам страны НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА. Сейчас мы знакомимся с группой существенно иного характера, но отнюдь не худшего качества.
...А ведь многим нрав Шахрина кажется неуживчивым. Судите сами: в свое время был депутатом Совета в крупнейшем Кировском районе Свердловска. Так он, видите ли, считает, что полномочий у депутатов мало, или, например, не знает, что своим дочерям отвечать, когда они просят объяснить сегодняшнее значение красующегося на доме лозунга - "Вся власть Советам!". Шахрин сам, как младенец, интересуется, к примеру, зачем нужен в исполкоме отдел культуры, если его работники заняты лишь надзирательством и запретительством творчества молодежи? А действительно, зачем? Хотя, конечно, можно быть "разумнее": удалось тебе как депутату помочь юношескому спортивному клубу - и ладушки, добился, чтобы мусорные баки убрали из-под окон жилого дома - ликуй.
Нет, он на следующих выборах вообще голосовать отказался. "Это, - замечает, - право каждого человека - голосовать или нет". "А я, - говорит, - формальных мероприятий с заранее заготовленными вплоть до поправок к резолюциям решениями насмотрелся. Так и кандидатов в депутаты у нас выбирали из тех, кому общественной работой заниматься и неохота, и некогда - значит, они не будут "возникать". Удобно такое положение тем, кто десятилетиями сидит в районе на руководящих должностях. Их я тоже лично знаю - не будут они работать - не умеют и не хотят. Молодежь, так ту просто ненавидят. Раз не перестроились, компетентных тружеников к делу не допустили, я в лицемерных играх участвовать не стану".
Позже поступок Шахрина назовут "уроком демократии". Но как-то двусмысленно прозвучит запоздалая похвала в устах бессменных чиновников. Какой и кому урок? Может быть, стремящимся учиться демократии? Мол, остерегайтесь, неприятностей будете иметь предостаточно. Или тем, кто всплески демократии еще мечтает душить и душить? Дескать, умейте предвидеть и нивелировать появление "незапланированных" правдолюбцев.
И ведь ничего не боится Шахрин. "Меня, - объясняет, - уже стращали - зашлем, век лопатой канавы будешь рыть. Так я привычный - строитель, техникум по этой специальности окончил, восемь лет на стройке работал. Вместе с нашим гитаристом Володей Бегуновым. Наш барабанщик Игорь Злобин - выпускник лесотехнического института - и на лесоповале не подведет. Басист Антон Нифантьев - он два года в музыкальном училище имени П. И. Чайковского занимался - тоже уралец, сдюжит".
Все музыканты ЧАЙФА и раньше играли в различных рок-группах. Нынешний же состав и стилистика сложились к началу 1987 года. Поначалу их творчество вполне вмещалось в рамки дворово-молодежной тематики, преподнесенной в обрамлении "старого, доброго рок-н-ролла". ЧАЙФ формировался как ироничное дополнение, смеющаяся сторона двуликой театральной маски рядом с патетически-трагедийным НАУТИЛУСОМ. (Подобным "дуэтом" в Ленинграде выступали ранние Гребенщиков и Науменко.) Но, кроме иронии, были и вечные вопросы, и музыканты пытались на них отвечать.
Красиво - это Мона Лиза.
Нормально - работа по душе.
Некрасиво - когда ты снизу.
Совсем безобразно - когда "уши в лапше".
Однако в агрессивную утвердительность песни "Это" вдруг вклинивается удивленная интонация автора, не претендовавшего сделать открытие, желавшего лишь определиться в жизни и неожиданно осознающего, "что все это на грани запрета".
Еще год назад почти каждая поэтическая строка Шахрина заканчивалась точкой, звучала уверенно. Сегодня появились многоточия, сомнения. Появилась ирония и скепсис от встреч с железобетонной стойкостью тех, кому выгодно, держась за свои теплые служебные кресла, заваривать на новый лад, но опять "лапшу на уши". Ощущение, что "они возвращаются", напоминает растерянность влюбленной парочки, "застуканной" взрослыми, как в песне ЧАЙФА "Странное Утро".
"Из зрителей и слушателей рока со временем вырастет новое поколение, где будет больше порядочных людей", - уверен Шахрин. Его песни становятся более строгими, скорбными, но и более теплыми. Рок собирает и согревает единомышленников. Ирония ЧАЙФА едка и целенаправленна. Такой болью за сограждан пронизаны песни ЧАЙФА, что даже в самых "развеселых" из них, среди частушечной разухабистости, не упустишь глубинного смысла.
Музыку ребята из ЧАЙФА сочиняют все вместе, направление определяют с юмором - "пост-бит недопанк". Какие уж там "заграничные" панки - своих проблем хватает! И по тому, как музыканты умеют дополнять друг друга в разговоре, понимаешь: коллективная импровизация - перспективный путь для ЧАЙФА.
Так же, с первых слов, можно догадаться, что общение с ЧАЙФОМ окажется интересным. Взять хотя бы конферансные фразы, что артисты бросают в зал. У ведущих молодежных программ быстро выработался стереотип - утрировать свою осведомленность в юношеском жаргоне. "Тусовка в кайф?" - явно заигрывая со зрителями и жутко довольные собой, выкрикивают конферансье. Ничего подобного не дождешься от ЧАЙФА. Они обращаются к огромной стадионной аудитории так, будто общаются дома с ближайшими друзьями: "А что, ребята, нормально сидим?"
Отличный профессиональный уровень свердловчан оригинально подтвердила вольность, допущенная москвичами с названием группы: они начали писать его ЧАЙФ, прознав, что так именуется один из лучших в мире сортов чая.
Нина ТИХОНОВА
Фото Евгения МАТВЕЕВА
"Смена" №2(1480), январь 1989
Группа ЧАЙФ
В стороне от столичных дебатов рок-движения с официозной культурой творческую и человеческую состоятельность рок-н-ролла продолжает доказывать провинция. В частности, одна из лидирующих групп Свердловского рок-клуба под странным названием ЧАЙФ.
Что значит ЧАЙФ? Да ничего. Смешное словечко, располагающее не крючкотворствовать, а дело делать просто, с юмором, с упорством, которое иногда кажется туповатой наивностью. А может быть, в упорной привязанности к обычной и в то же время так нужной нам теперь нравственности как раз и проявляется мудрость?
Лидер ЧАЙФА Владимир Шахрин окончил строительный техникум, восемь лет работал на стройке, был избран депутатом Кировского района Свердловска. Но это было в ту пору, когда о демократии и гласности еще только мечтали, и Шахрин возмутился бесправием депутата. На следующих выборах он не только баллотироваться, но и голосовать отказался. Единственным способом выразиться для его поколения стал рок-н-ролл.
В ЧАЙФЕ состав подобран не только по музыкальной квалификации, но и по принципу "рабочей косточки". Гитарист Владимир Бегунов тоже строитель, подался было в милиционеры, но потом предпочел среду обитания рока по другую сторону заградительного барьера. Бас-гитарист Антон Нифантьев и новый барабанщик Валерий Северин тоже люди, знающие цену изнурительному труду. В основе музыки группы - духовное единство исполнителей, а техника приходит по ходу репетиций. И ведь получается!
Сюжеты песен Владимир Шахрин черпает из повседневности. Как-то стоял в магазинной очереди со своими двумя дочками, ввязался в спор, и появилась его знаменитая песня.
Где вы, где, чья работа была
В 30-х стрелять в спины наших отцов?
Я хочу знать, что для вас совесть сейчас?
Казалось бы, тема едва ли не опошлена бесконечным облизыванием в прессе, да и на сцене. Однако у Шахрина все оправдывает личностная документальность. Он не претендует делать открытия, а пытается определиться в жизни, как необходимо это всякий раз индивидуально, и чувством, и мыслью каждому поколению.
И легко ли душе, когда нынче, если не продажная тварь, то "дура, дура, дура - белая ворона", - иронизирует ЧАЙФ. И белая ворона стала эмблемой Свердловского рок-клуба.
ЧАЙФ задается, казалось бы, наивными, но на поверку выходит вечными вопросами, не ограничиваясь песенными декларациями. Ну, кому из артистов приходило в голову проверять, куда идут деньги, заработанные на концертах с благотворительными целями? А Шахрин с мужицкой обстоятельностью докапывается, что по пути к адресатам благотворительные сборы застревают в учрежденческих инстанциях.
Музыканты ЧАЙФА пока не богаты, но они не устают проводить акции милосердия. На отчисления ЧАЙФА тридцать свердловских детдомовцев посетили в прошлом году Ленинград, а еще десять съездили туристами в ГДР. Капли в море? Но, расширяя предприятие, ЧАЙФ открывает движение "Рок чистой воды" под эгидой Детского фонда и организаций по защите здоровой экологии. К свердловским рокерам присоединяются ребята из Горького, Тольятти, Ярославля, Ленинграда. С благотворительной миссией по Волге отправился теплоход "Рок чистой воды".
Вы скажете, все это уже было. В США с 1965 года по Гудзону тоже плавал пароход "Чистая вода", заложивший основы нынешней международной организации "Гринпис". Отечественные рокеры не возражают сотрудничать с американцами, но хорошо, когда это делается не только ради коммерческой рекламы, а для конкретной помощи многострадальным землям Родины.
Театральный режиссер Алексей Попов как-то говаривал, что положительного героя нельзя сыграть, им надо быть. Так же рассуждали свердловские рокеры, когда перевернулись на лодке в родной речке Исети и пленка задуманного ими и снимаемого кинофильма, попав в маслянистые волны, проявилась не хуже, чем в химикате.
На двенадцатой звуковой странице - в исполнении группы ЧАЙФ песни "Вольный Ветер" и "Ободранный Кот".
Нина ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения
Фото Алексея ЛИДОВА
"Кругозор" №10'1990
Цивильный попс на фоне рок-души
На днях новую программу, основанную на материале свежего альбома "Пусть Все Будет Так, Как Ты Захочешь" презентовали участники ЧАЙ ФА, группы, которую вполне справедливо называют одним из самых кассовых рок-коллективов. За несколько месяцев до выхода нового альбома менеджеры ЧАЙ ФА выбросили на рынок сингл с четырьмя песнями, которые уже наверняка успели услышать все обладатели радиоприемников, что, видимо, и послужило наилучшей рекламой как самого альбома, так и состоявшейся на легендарной сцене филевской "Горбухи" презентации. Вопреки модной практике богемных тусовок, на сей раз случился длиннющий живой концерт. В зале не было ни одного свободного места.
Если говорить исключительно об альбоме, то большая часть меломанов, привыкших расценивать музыку рок-идолов как своеобразную пищу для размышлений, вряд ли будет в восторге. Новые записи свидетельствуют скорее о том, что творческий пик у "чайфов" позади. Они, наверное, слишком хорошо поняли, в какой музыке нуждается теперь публика, и принялись активно разрабатывать ими же и открытую золотую жилу. Музыканты явно стремятся обрести статус "народной рок-группы", на концерты которой ходят и стар, и млад, и студенты, и пэтэушники, и колхозники, и бандю... простите, - "новые русские". Однако там, где начинается популизм (в музыке), желанию импровизировать и экспериментировать остается все меньше места. ЧАЙ ФУ уже сейчас явно не хватает свежих идей, и вытягивает их новую пластинку лишь неподдельная искренность, с которой музыканты исполняют свою музыку.
Что касается концерта в Филях, то он вышел на редкость гармоничным. Перед знаменитым уральским квартетом публику развлекал Сергей Галанин со своей СЕРЬГОЙ, чей дебютный альбом "Собачий Вальс" музыкальные критики приняли без особых восторгов, сойдясь во мнении, что материал сыроват. Однако это прискорбное обстоятельство не повлияло на боевой настрой участников группы. Они очень старались выглядеть уверенными в себе, и, похоже, у них это начинает потихоньку получаться. Рок-пророками им не быть, да, впрочем, они и не очень стремятся. Их музыка вполне подходит под определение - "цивилизованный поп". Спрос на исполнителей подобного рода сейчас довольно высокий, что позволяет расценивать СЕРЬГУ как один из самых перспективных рок-н-ролльных проектов. За сорок минут Галанин и К° довели публику до восторженной истерики, подготовив таким образом фэнов к выходу ЧАЙ ФА.
Выступление "душевных уральцев" началось с акустического отделения. На контрасте с энергичной СЕРЬГОЙ это выглядело немного вяло, хотя и жутко модно - unplugged все-таки. Дальнейшее лишь подтвердило репутацию ЧАЙ ФА как одной из самых лучших наших концертных команд, студийные достижения которой меркнут на фоне их сценического живого блеска. Тем радостней, что трехчасовое выступление группы ляжет в основу нового live-альбома.
Илья ЛЕГОСТАЕВ
"Московский Комсомолец" 04.02.1995
ЧАЙФ - "Симпатии"
Когда-то это должно было случиться и с ЧАЙФОМ. Музыканты, наконец, тоже выпустили сборник кавер-версий. И стало ясно, что петь Шахрин особо и не умеет... Нет, свои песни он поет классно, но как только добирается до чужих, не имеющих такого драйва и напора, получается или скучно, или пафосно, или мимо. Слушая, как ЧАЙФ поет песни НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, АКВАРИУМА и НАСТИ, можно сделать только один комплимент: "Своеобразно". Но злобствовать не хочется. Оттого, что именно на "Симпатиях" ЧАЙФ записал новый хит "Белая Лошадь", отлично принимаемый на концертах. Оттого, что слишком любишь "Не Спеши", "Ой-Йо", "Поплачь о Нем" и "Аргентина - Ямайка 5:0". И оттого, что после "Симпатий" снова тянет послушать песни АКВАРИУМА, КИНО и НАУТИЛУСА в оригинале.
Александр АЛЕКСЕЕВ
"Ровесник" №5'2000
<< Предыдущая часть
Автор: Старый Пионэр
опубликовано 08 октября 2008, 12:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайте Другие записи архива
|
|
|
|
|
| |
|