"Мелодия" №03'1988 (ЛРК, А. Градский, МРЛ)


Визитная карточка Рок-клуба

Было время, когда в стране существовал единственный рок-клуб. В самом начале восьмидесятых по инициативе Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества (ЛМДСТ) возникло первое неформальное объединение музыкантов-любителей, которое позже стало известно как Ленинградский Рок-клуб.

Днем рождения Ленинградского Рок-клуба считается 7 марта 1981 года. В этот день в помещении ЛМДСТ на улице Рубинштейна, дом 13, состоялся первый рок-концерт. Поиски форм работы, структуры клуба продолжались еще долго. Ленинградцы начинали с нуля, были первопроходцами, им было сложнее, чем другим клубам, возникшим позже. Отличным организатором зарекомендовал себя Николай Михайлов, в прошлом бас-гитарист группы ПИКНИК, а впоследствии первый - и до сих пор бессменный - президент Совета Рок-клуба. К маю 1983 года объединение ленинградских рок-музыкантов окрепло настолько, что взялось провести свой первый фестиваль. Эти ежегодные весенние форумы стали главным событием в жизни клуба и, пожалуй, наиболее представительными рок-фестивалями в стране. Особенно, на мой взгляд, удались фестивали 1984 и 1986 годов.

Некоторые группы со временем уходили из рок-клуба, пополняя ряды профессиональных исполнителей. Так случилось с СЕКРЕТОМ, ПИКНИКОМ, ДИЛИЖАНСОМ. Однако было бы неверно рассматривать Рок-клуб как кузницу кадров для концертных организаций, его авторитет и престиж в глазах рок-музыкантов выше, чем, например, у филармонии.

Рок-клуб - это духовное объединение, настоящий центр рок-музыки. Поэтому многие популярнейшие ленинградские группы - АКВАРИУМ, КИНО, ДДТ, и другие - остаются верны своему клубу, несмотря на весьма выгодные предложения со стороны.

Звукозаписью в Рок-клубе поначалу не занимались совсем, отсутствовала необходимая аппаратура. Записывались группы, в основном, в полусамодеятельной студии, созданной Андреем Тропилло в одном из ленинградских Домов пионеров. Любопытно, что первая работа этой студии - знаменитый "Синий Альбом" АКВАРИУМА - появилась на свет одновременно с открытием Рок-клуба. В дальнейшем были записаны и приобрели широчайшую популярность десятки магнитных альбомов ленинградских рок-групп, но лишь в начале 1987 года вышла первая пластинка АКВАРИУМА. За нею последовали миньоны АЛИСЫ и КИНО. Это совсем немного, если учесть, что в Ленинградском Рок-клубе порядка семидесяти групп, значительная часть которых заслуживает внимания.

Сборный альбом "Ленинградский Рок-клуб" представляет девять групп, следующих самым разным направлениям и жанрам рок-музыки. Для большинства исполнителей это дебют на "Мелодии" и первый выход на широкого слушателя. Поэтому стоит, наверно, рассказать вкратце о каждом.

АВИА. В 1985 году из коллектива распавшихся СТРАННЫХ ИГР возникло трио - Николай Гусев (клавишные, вокал), Алексей Рахов (саксофон), Александр Кондрашкин (ударные). Год спустя к ним присоединился актер, мим и хореограф Антон Адосинский со своей агитационно-физкультурной группой. Сейчас АВИА - один из самых оригинальных и зрелищных ансамблей в стране. Группа возродила традиции советского революционного искусства двадцатых годов, в первую очередь "Синей блузы", органично соединив их с современной рок-эстетикой. Музыкальная стихия АВИА - полистилистика: рок, джаз, марши, танго сливаются в одну ироничную звуковую картину. А инструментальный номер "Шла Машина Грузовая", представленный в альбоме, очень напоминает мне киномузыку шестидесятых годов, например пьесы Андрея Петрова к фильму "Берегись автомобиля".

АЛИСА была не самой заметной группой Рок-клуба до 1984 года, пока к ней не присоединился московский вокалист и поэт Костя Кинчев. Сценический магнетизм Кинчева, открытый социальный пафос его песен мгновенно снискал группе и ее новому лидеру огромную популярность. Основатель АЛИСЫ Вячеслав Задерий покинул коллектив и теперь руководит другой группой НАТЕ!. Музыкальный стиль АЛИСЫ - интенсивный, драматичный рок - привлекает самых разных слушателей от "металлистов" до поклонников "новой волны". По опросам, проведенным ТАСС, миньон группы Кинчева был самым популярным в конце 1987 года.

АУКЦИОН стал одной из сенсаций IV ленинградского рок-фестиваля (1986). У группы забавное костюмированное шоу, в котором выделяются два персонажа: нелепо-угловатый, издерганный Олег Гаркуша и самоуверенный, поющий хорошо поставленным голосом Александр Рогожников. Последний, к сожалению, в прошлом году ушел из АУКЦИОНА и поет теперь в ФОРУМЕ. Замечательный концертный эпизод с участием Гаркуши и АУКЦИОНА запечатлен в фильме ленинградских документалистов "Рок".

ДЖУНГЛИ - единственная на сегодняшний день чисто инструментальная группа в Рок-клубе. Андрей Отряскин, лидер ДЖУНГЛЕЙ - несомненно лучший и наиболее оригинально мыслящий из молодых советских джаз-роковых гитаристов. Он избегает всех клише фьюжн и салонного джаза, играет остро и непредсказуемо. Великолепна и ритм-секция - Игорь Тихомиров (бас-гитара) и Александр Кондрашкин (ударные). В музыке ДЖУНГЛЕЙ абсолютно органично соединены свободная стихия "нового джаза" и неподдельное роковое чувство. В последних композициях группы, в частности в "Пляске", заметно влияние народной музыки. Дебютировали ДЖУНГЛИ в 1984 году и с тех пор выступали на многих рок- и джаз-фестивалях, в том числе в Польше и Финляндии.

Группа ЗООПАРК существует с 1981 года. Это детище Михаила Науменко - в прошлом рок-барда и партнера Б. Гребенщикова. Творческий почерк группы очень стабилен и совершенно не подвержен капризам моды. Музыка точно соответствует классическим канонам блюза и рок-н-ролла, а тексты Науменко всегда остроумны, просты, конкретны в деталях и посвящены тому, что можно было бы охарактеризовать "морально-бытовыми проблемами современной городской молодежи". По-видимому, в доброй ироничности песен ЗООПАРКА есть что-то особо привлекательное. Науменко - один из немногих наших рок-авторов, чьи песни постоянно интерпретируют другие группы, в частности АКВАРИУМ и СЕКРЕТ.

ИГРЫ - вторая половина расколовшихся в 1985 году СТРАННЫХ ИГР. В центре группы - тандем гитаристов и вокалистов Виктора и Григория Соллогубов. Уйдя от визуальной эксцентрики, характерной для СТРАННЫХ ИГР и получившей развитие у АВИА, ИГРЫ делают ставку на четкий роковый ритм, мощный гитарный аккомпанемент. На этом инструментальном фоне (его можно было бы определить как пост-панковый) очень своеобразно звучит двухголосие Соллогубов, подчас напоминающее даже старинное русское хоровое пение. Недавно ИГРЫ с успехом выступили в Польше.

Группа ПРИСУТСТВИЕ - одна из немногих, представляющих тяжелый рок в Ленинградском Рок-клубе. В отличие от большинства ансамблей хард- и хэви-, ПРИСУТСТВИЕ поет не о рыцарях, драконах и пилигримах, а вводит в тексты наболевшие злободневные проблемы. В прошлом году из группы ушел вокалист Игорь Семенов (теперь у него свой коллектив), но, надо надеяться, ветвь социального тяжелого рока будет расти.

ТАМБУРИН - бесспорно, самая тихая группа Рок-клуба. Руководитель, Владимир Леви (в прошлом играл в ансамблях ФЛАМИНГО, ПОСЛЕДНИЙ ШАНС и даже ВИА ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ) - автор блестящих мелодий и изысканный профессиональный гитарист. Направление фолк-рок, к которому принадлежит ТАМБУРИН, никогда не имело у нас большого успеха, а в последнее время стало и вовсе редким. Тем больше уважения вызывает многолетняя верность Леви своей камерной музе. Ведь ТАМБУРИН - один из тех немногих ансамблей (наряду с АКВАРИУМОМ и ЗООПАРКОМ), которые сохранились со времен I Ленинградского рок-фестиваля.

ТЕЛЕВИЗОР. В 1984 году они впервые проломили бумажный телеэкран на сцене Рок-клуба, и с тех пор невозможно представить себе ленинградский рок без этой вечно бунтующей группы. Лидер ТЕЛЕВИЗОРА Михаил Борзыкин - один из наиболее талантливых и, одновременно, наиболее спорных рок-авторов нового поколения. Как поэт он испытал несомненное влияние метафоричного Гребенщикова. Но социальный заряд своих песен он направил на критику обывательской психологии, бюрократической казенщины. "С Вами Говорит Телевизор" - ранняя песня группы. Новый состав ТЕЛЕВИЗОРА, выступающий с 1986 года, недавно записал альбом "Отечество Иллюзий", который, хочется верить, тоже выйдет в грамзаписи.

Пластинка "Ленинградский Рок-клуб" - очень разная по звучанию и настроению. Но все ее части складываются в единое целое, в то, что можно назвать "ленинградской школой рока". Первое впечатление, конечно, поверхностно, нельзя судить о творчестве группы по одной песне. Но слушатель будет заинтригован, а это гарантия того, что знакомство будет продолжено.

А. ТРОИЦКИЙ


Мечта о России

Фирма "Мелодия" подготовила к выпуску сюиту А. Градского "Ностальгия" на стихи В. Набокова. Эта работа завершает более чем десятилетний труд певца и композитора над вокальными циклами, записанными в разное время и появившимися в грамзаписи в течение последних нескольких лет. Это и "Размышления Шута" (С60 26447 004) - сюита на стихи Р. Бернса, У. Шекспира, А. Вознесенского, А. Градского, записанная в 1971-1974 годах, и "Сатиры" Саши Черного (С60 25479 003), появившиеся в 1980 году, и "Сама Жизнь" (С60 21435 000) - песни на стихи П. Элюара - 1981, и сюита "Русские Песни" (С60 14621 006) - 1976-1979, и "Звезда Полей" (С60 24579 004), созданная в 1982 году на стихи Н. Рубцова, и "Утопия А. Г." (С60 26445 009) - сюита на стихи П. Беранже, П. Шелли, Р. Бернса - 1979, и "Флейта И Рояль" (С60 27091 005) - вокальная сюита на стихи В. Маяковского и Б. Пастернака, 1983. "Ностальгия" - последнее по времени создания и выпуску произведение, подводящее итог большому периоду творчества композитора. Интервью нашего корреспондента П. КИРСАНОВА с Александром Градским посвящено истории создания сюиты, творческим и эстетическим проблемам современной музыки.

- Вокальная сюита "Ностальгия" - это первая интерпретация произведений Владимира Набокова в советском искусстве. Знакомство с наследием Набокова только начинается. Лишь в конце 1986 года в журнале "Москва" (№12) было опубликовано первое крупное произведение писателя - роман "Защита Лужина". Отдельные стихотворения, эссе печатались и в других изданиях, но говорить об известности Набокова широкому кругу читателей пока еще рано. Не боялись ли вы разочаровать слушателей, чей интерес к имени поэта подогрет бурными дискуссиями, обсуждениями, а сами стихи, далекие от злободневности, политики, вовсе несенсационны?
- Когда я начинал работу над "Ностальгией", то не предполагал, что она когда-нибудь появится в грамзаписи, дойдет до слушателей. В 1983-1984 годах, в период записи сюиты, о Набокове не вспоминали, с его стихами и прозой был мало кто знаком. Как и другие свои сочинения, я не предполагал ее тиражировать, это была творческая работа, бесперспективная, если хотите, в коммерческом отношении. Лично для меня музыка к стихам Набокова, исполнение сюиты - логические продолжения работы над другими циклами, поиск самовыражения.

- Наследие Набокова оценивается по-разному: с одной стороны, признается двуязычный "феномен писателя", его стилистические и художественные открытия, с другой - немало говорится и о рационализме его произведений, лишенных духа народности, далеких от традиций русской классики. Что вас привлекло в его поэзии?
- В 1976 году мне впервые дали прочесть роман "Приглашение на казнь", и с тех пор я уже не расставался с произведениями Набокова. Прочел я практически все, что было им написано, Набоков стал для меня одним из немногих писателей, которых я перечитываю постоянно. Только Булгакова читаю с таким же вниманием, наверно потому, что вот уже четыре года пишу оперу "Мастер и Маргарита". Но наследие Набокова требует не только знакомства, но и изучения. Для меня его стихи и романы - это прежде всего духовная связь с культурой России прошлого века, с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Начиная с романа "Машенька", написанного еще в 1926 году, память о России в творчестве Набокова отчетливо окрашена ностальгической интонацией, которая становится главным стержнем всего его творчества. Излюбленные набоковские образы природы - "Россия запахов, оттенков, звуков, огромных облаков над сенокосом..." - все это я пытался передать в пении, музыке.

- Существуют ли какие-нибудь принципиальные отличия "Ностальгии" от других ваших вокальных сюит, циклов?
- Принципиальных, наверно, нет. Но в "Ностальгии", может быть, впервые я попытался соединить несоединимое - различные стили, разную по характеру музыку. Если в сюите, например, на стихи П. Элюара, музыка выдержана в едином "французском духе", трактована однозначно, то в сюите на стихи Набокова использованы и цыганский романс, и русская классика, и элементы рок-музыки (риффовая структура, игра ударных). Подобная полистилистика не противоречила набоковским стихам. Он оставлял за собой, перефразируя Пушкина, право "в горах Америки моей вздыхать о северной России".
"Ностальгия" - единственное произведение, которое я до сих пор слушаю с удовольствием, остальные уже утратили для меня прелесть новизны.


Московская Рок-лаборатория: проблемы и поиски

В едином Научно-методическом центре при Главном управлении культуры вот уже несколько лет работает московская Рок-лаборатория. Из нее вышли такие популярные ныне рок-группы, как БРАВО, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, БРИГАДА С и другие. Сегодня в составе лаборатории больше 80 коллективов, многие из которых пока неизвестны широкой публике. О том, как идет работа с начинающими музыкантами и с теми, кто уже получил профессиональный статус, какие организационные и художественные задачи стоят перед этой творческой организацией, вы узнаете из интервью нашего корреспондента З. СТАСОВА с директором московской Рок-лаборатории - Ольгой Николаевной Опрятной.

- Рок-лаборатория функционирует уже около трех лет, а о ее деятельности мало что известно. Лишь названия популярных коллективов, принадлежащих лаборатории, таких, как НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, ЗВУКИ МУ, АЛЬЯНС, ВА-БАНК, ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ и других, напоминают о ее существовании. Не могли бы вы, Ольга Николаевна, рассказать о целях создания Рок-лаборатории, о тех задачах, которые она ставит перед собой?
- Днем рождения московской Рок-лаборатории мы считаем 23 октября 1985 года, хотя официально были зарегистрированы как организация лишь в декабре 1986 года. Спустя год, 26 октября (1986) мы отмечали первую годовщину своего существования в известном среди любителей рок-музыки кафе "Метелица" на Калининском проспекте. Здесь еще в шестидесятые годы собирались поклонники рока со всей страны. В тот памятный вечер в кафе встретились "ветераны" московского рока - МАШИНА ВРЕМЕНИ, Стас Намин, Крис Кельми, кое-кто еще, - и начинающие рокеры, те, кто должен был продолжать традиции. У молодых было преимущество перед "стариками": у московского рока наконец-то появился свой дом, музыканты получили возможность не только собираться вместе, но и репетировать, выступать, общаться. Это мы считаем главным своим достижением.
Вначале мы принимали в лабораторию всех желающих. Потом пришлось отбирать. Как правило, мы прослушиваем кассету с записью лучшей по мнению вступающих в лабораторию песни. Если это вызывает интерес, то устраиваем прослушивание в зале. Прием в лабораторию не гарантирует группе успех. Она может репетировать и полгода, и год. А затем подготовленную программу проверяет на публике. В случае провала коллектив обычно распадается. Музыканты разбредаются по другим группам, а лидер набирает себе новый состав, работает над другой программой. Так может продолжаться довольно долго, пока хватит запаса энергии, идей. Главное, на мой взгляд, что это естественный процесс образования, развития и даже распада, без нажима и давления.

- В чем заключается помощь лаборатории?
- У многих начинающих коллективов нет репетиционных баз, инструментов, возможности устраивать концерты. Все это мы берем на себя, если принимаем группу в состав лаборатории. Кроме того, лаборатория - это и место работы, где музыканты могут быть официально оформлены по трудовой книжке.
Руководство лаборатории состоит всего из трех человек, куда кроме меня, входят А. Агеев - администратор, и В. Алисов - технический руководитель. Все творческие вопросы решает художественный совет из десяти человек, который обновляется каждый год. В него коллегиально на общем собрании выбирают музыкантов из различных групп. Был период, когда в лаборатории был один лидер - художественный руководитель, он задавал тон, его вкусы определяли приоритет одного коллектива над другим, выбор программ, авторов и т. д. Отказавшись от лидера, мы избежали вкусовщины как при приеме в лабораторию, так и при тарификации музыкантов.
С момента вступления до присвоения категории может пройти и два-три месяца, а может и год. Это зависит и от самих групп, и от их успеха у публики. Как только им есть с чем выйти к слушателям, мы объединяем их в одном концерте с уже известными коллективами. Это дает возможность молодым играть на хорошей аппаратуре, страхует их в какой-то степени от провала, Следующий этап - наши отчетные годовые концерты и фестивали молодых коллективов. Победителем фестиваля московский Рок-лаборатории "Надежды-88", проходившем в ДК имени Горбунова 27-28 февраля, среди металлических групп стала ЭСТ (ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНАЯ ТЕРАПИЯ), обойдя более опытных ДИВ, ДЕТОНАТОР, АЗИМУТ, во второй день успешно выступили АРТ-КОНЦЕРТ И. Леня, группа Д. Голубева, АНТРАКТ, М-ДЕПО. Все они как бы заработали проходной балл у придирчивых московских слушателей, уже избалованных рок-музыкой, и могут теперь принимать участие в различных концертах.
Мы планируем сделать целевой набор в Музыкальное училище им. Гнесиных, на эстрадное отделение. В прошлом году нам это не удалось, не хватило времени на подготовку. Думаю, в этом году все же будет такой набор.

- Как вы относитесь к тем группам, которые выросли в Рок-лаборатории, добились популярности, а затем перешли в более престижные концертные организации? Не измена ли это коллективистскому духу рок-братства?
- Мы не считаем это позором или несовместимым с неписаным кодексом чести лаборатории. Это было бы с нашей стороны ложно понятым местным патриотизмом. Любая группа, даже тарифицированная, получает в лаборатории мизерную зарплату. Все работают на энтузиазме, практически без хорошей аппаратуры. В лаборатории всего одна усилительная концертная установка "Метроном-100", которую просто разрывают на части. И если ЧЕРНЫЙ КОФЕ перешел в филармонию на более благоприятных условиях, или БРИГАДА С выступает в Музыкальном центре Стаса Намина и не знает проблем с аппаратурой, то это можно только приветствовать. Не всегда, правда, материальные выгоды обеспечивают творческий скачок. По-моему, БРАВО с Жанной Агузаровой были намного интереснее в лаборатории, чем на профессиональной сцене. Они все более становятся эстрадно-развлекательным, но, возможно, я сужу субъективно.
Недавно нас покинула группа ЦЕНТР, а АЛЬЯНС и ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ, несмотря на выгодные предложения, решили пока остаться в лаборатории по творческим соображениям. Членство в лаборатории должно быть добровольным, это главный принцип.

- Рок-лаборатория - хозрасчетная организация. Как вам удается содержать такое количество музыкантов, ведь не все же они выступают, приносят доход?
- Активно участвуют в концертах 15-20 групп. Из них наиболее популярные, с прочной репутацией и обкатанной программой - НЮАНС, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, АЛЬЯНС, ВА-БАНК, КРЕМАТОРИЙ, ЗВУКИ МУ, из металлических - ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК, ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ, ШАХ, АДАПТЕР, интересны и перспективны, на мой взгляд, - М-ДЕПО, ЭСТ, ТУПЫЕ, некоторые другие. Почти каждый месяц мы проводим концерты, где известные группы выступают вместе с новичками, тарифицированные музыканты с любителями. Это дает возможность установить среднюю цену на билеты. Ведь арендная плата даже за клубные помещения непомерна высока (приблизительно рубль за место). Кроме того, бывает, что ту или иную группу приглашают выступить персонально, и это тоже приносит доход. Нередки стали приглашения и из-за рубежа. НЮАНС недавно побывал в ЧССР, ВА-БАНК - в Финляндии. Валютные средства идут в основном на приобретение инструментов.

- На "Мелодии" готовятся уже три пластинки ваших групп, но это произошло как-то само собой, без вашего участия.
- Эти диски будут выпускаться по спецзаказу московской Рок-лаборатории. На оплату этих пластинок, которые, наверное, будут и в свободной продаже, уйдут все средства, которые мы в состоянии осилить в этом году. Можно, конечно, было сделать и сборные пластинки - лучших записей лаборатории, но у многих коллективов нет качественных записей, мы пока не в состоянии приобрести профессиональную звукозаписывающую аппаратуру. Записывают кто где может.
Недавно мы обзавелись аппаратом для тиражирования уже готовых фонограмм. В ближайшее время будем распространять записи лаборатории на обыкновенных катушках (компакт-кассет тоже нет). Преимущественно будем выполнять заказы рок-клубов, отчасти - и индивидуальные.

- В прошлом году вышел первый номер вашего журнала "СДВИГ", название которого расшифровывается как Свидетельство Длительной Выдержки и Героизма. Это пока единственное советское рок-издание. Открывают "СДВИГ" интересные статьи А. Липницкого и А. Троицкого, посвященные развитию отечественной рок-музыки. Будет ли возможность у широкого читателя ознакомиться с последующими номерами?
- Издание московской Рок-лаборатории создано на общественных началах. Его главный редактор - Владимир Марочкин - энтузиаст рок-журналистики. Ему удалось найти единомышленников, собрать материалы, статьи, фотографии. Это было непросто, так как все трудились долго и бесплатно. За год вышел только один номер. Студент Полиграфического института Дмитрий Щепин - наш художественный редактор. Благодаря его усилиям удалось отпечатать 80 экземпляров "СДВИГа", естественно без цветных иллюстраций и вкладышей. Лаборатория смогла только найти бумагу и добиться разрешения на выпуск подобного издания. Сейчас готовится второй номер.

- И последний вопрос. Ольга Николаевна, почему вы стали директором Рок-лаборатории?
- Трудно ответить однозначно. Ушла с более престижной, лучше оплачиваемой работы, на меня свалилось колоссальное количество проблем, о которых я даже не подозревала. Но теперь я не жалею.

Фото В. ЕДИНА, В. МАРОЧКИНА, Д. ЩЕПИНА

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 26 марта 2008, 18:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

АрхивАлександр Градский, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр28.02.2005
АрхивАлександр Градский, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр31.05.2006
Архив"Аргументы и Факты" №13, 4-10.04.1987 (А. Макаревич, А. Ситковецкий, А. Градский)Старый Пионэр27.05.2008

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.01