В прошлом выпуске "ЗД" подробно рассказала о ходе и итогах конкурса "Звуковая Дорожка-88". Проходил он, как говорят, на слуху и на виду многочисленных поклонников рок-музыки. На финальном концерте 26 июня в Зеленом театре ЦПКиО им. М. Горького был назван победитель - группа Московской рок-лаборатории ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК.
Состав группы: бас-гитарист и вокалист Анатолий Крупнов, гитаристы Михаил Светлов и Юрий Алексеев, барабанщик Николай Агафошкин.
Сегодня "ЗД" предлагает ближе познакомиться с музыкантами.
Ну как видеотрофей? - спросил я Толю Крупнова, имея в виду видеомагнитофон и телевизор - главный приз победителей конкурса "Звуковая Дорожка-88". - Что смотрите?
- Стоит себе спокойно. Ничего не смотрим. Времени нет.
"Какая жалость, - подумал я, - пропадает сенсационный сюжет. Ладно, поговорим о другом".
- Скажи, а почему ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК?
- Когда-то я прочитал повесть Ремарка "Черный обелиск". У каждого человека есть любимые произведения, те, которые потрясли его, которые созвучны его мироощущению или просто нравятся, но он не знает почему. От "Черного обелиска" я был в восторге. И когда решался вопрос о названии нашей группы, для меня сомнений не было - только ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК.
- Просто здорово. Если бы все группы следовали такому правилу, то рок-болельщики оказались бы самыми образованными по литературной части гражданами.
- Я понимаю твою иронию. Хотя, конечно, было бы радостно, если бы, полюбив ЮРАЙЯ ХИП, АЛИСУ или УРФИНА ДЖЮСА, поклонники заинтересовались их, так сказать, литературными истоками. Ведь не роком же единым...
- Толя, жутко каверзный вопрос. Твоя группа играет "хэви". Однако всеобщая истерия по металлу вроде как улеглась. Публика охладела. У тебя нет ощущения, что хард'н'хэви, по крайней мере у нас, оказался у "разбитого корыта"?
- Если вспомнить историю рока, и хард'н'хэви в частности, то она полностью вписывается в общие закономерности. Начало семидесятых - подъем. Потом - спад. Вновь подъем. Даже былые киты воспряли духом - ЮРАЙЯ ХИП, ДИП ПЕРПЛ... Хотя, может, им и не стоило этого делать. А сейчас у "тяжелой" музыки очередной циклический кризис, сильнее всех, кстати, ударивший по нам. Из-за того, что "хэви" у нас в зародышевом состоянии (три года - разве это возраст?), слабенький еще, неокрепший, несамостоятельный...
- Что же будет?
- Будет все прекрасно! За двадцать лет своей истории "тяжелая" музыка превратилась в целое направление, даже в самостоятельную теорию в роке. Каких только разновидностей в ней не появилось! А теперь назови мне хоть одну чисто хардовую, без примесей, или, скажем, трэшевую группу...
- ШАХ...
- Ну, есть экземпляры. Но я говорю об общей тенденции. Начинается жуткое смешение стилей, и в результате двадцатилетние количественные накопления приобретут рано или поздно новое качество. Наша новая, третья по счету программа - "Серый святой" - тоже эксперимент в этом направлении. Все в одну кучу: и хард, и блэк, и трэш...
- В общем, хард'н'хэви мы пока не хороним?
- Нет.
Толю Крупнова, бас-гитариста, вокалиста и основателя ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА, впервые я увидел в конце 1986 года в Перовском райкоме комсомола. Была тогда в комсомоле модная идея - создавать так называемые фонды молодежной инициативы. Создавали его и комсомольские активисты Перовского района.
К ним в райком и пришли делегаты от ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА. Группу выгоняли с репетиционной базы. Хранящейся там аппаратуре грозило оказаться под открытым небом. Комсомольцы тогда помогли, чем могли.
Затем начался рок-лабораторный период в творчестве, продолжающийся до сих пор. ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК в кратчайшие сроки выдвинулся в лидирующий список московских любительских рок-групп, подтвердив, что талант не скроешь даже за плохонькой аппаратурой.
Часто концерты омрачались отвратительным звуком, ужасной акустикой неприспособленных залов. И все же среди многих групп, всплывших на гребне металлической волны, ОБЕЛИСК был из тех, кто пришел в этот жанр, следуя искренней преданности ему. Можно, конечно, по косточкам разобрать любое, даже самое гениальное творение. Тем более что "Звуковую Дорожку" постоянно упрекают в отсутствии "здоровой критики" по адресу отечественных рокеров. Но, знаете, как-то рука иной раз не поднимается, видя, в каких нечеловеческих условиях эти самые рокеры творят. Можно ли их упрекать за огрехи, глубинные причины которых кроются часто в обстоятельствах, не зависящих от воли творцов?
У ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА на подходе уже третья программа, но пока не приходится говорить не только о пластинках, но даже о мало-мальски приемлемых магнитофонных записях. А ведь поговорить есть о чем. Первые произведения ОБЕЛИСКА - "Троянский Конь", "Полночь", "Абадонна" - имели большой отклик у публики. Вторая программа - "Цветы зла" была наполнена очень симпатичными ассоциативными картинками, возникшими из соединения магии металлического звука и поэтических образов французского классика Шарля Бодлера. Нынешняя программа - "Серый святой" тоже весьма любопытна. Помимо упомянутых музыкальных новаций на конечную цель будут работать не только тексты Крупнова, но также поэзия голландца Эмиля Верхарна и нашего соотечественника Иосифа Бродского.
Интеллектуальный заряд творчества ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА бесспорен. Хорошая поэзия рождает хорошую музыку, а хорошая музыка требует подобающей поэзии. Может, в этом и заключена причина того, что в не простой для хард'н'хэви ситуации группа ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК совершенно неожиданно для многих, но справедливо победила в конкурсе "Звуковая Дорожка-88".
"Московский Комсомолец" 29.07.1988
ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК
Да, давненько мы не писали о ЧЕРНОМ ОБЕЛИСКЕ. Но настало время реабилитироваться. ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК пережил кризисный период и уже около полугода стремительно движется вперед. Для начала Толик Крупнов с приятелями записали магнитофонный альбом "Стена", но в итоге все осталось только на ленте, время уходило, материал старел. По последней информации, несколько вещей с этой фонограммы вскоре должны быть реализованы в качестве макси-сингла. Это все, что нам останется от первого периода возрожденного ОБЕЛИСКА.
Сразу после этого началась работа над новым альбомом, к созданию которого Крупнов приступил, руководствуясь несколько другими принципами, нежели обычно. Тяжесть как основа потеряла для лидера ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА свою привлекательность, и его заменило этакое злое веселье. Первоначально все было записано на английском языке для "ихнего" рынка, но сейчас ОБЕЛИСК вовсю работает над русскими версиями своих песен. Судя по всему, этот диск должен произвести фурор на отечественной металлической сцене. Во всяком случае, Крупнов торопится.
"Есть такое нехорошее предчувствие, что скоро начнется новый бардак и все может рухнуть. Мне бы хотелось все-таки выпустить этот альбом, поэтому работа идет полным ходом. Упустить время нельзя".
Кто будет реализовывать альбом?
"Скорее всего, "Alien records". На днях мы с Борисом Зосимовым обсуждаем детали контракта".
В конце 1991 года ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК попал в полосу перемен - Василий Билошицкий, пришедший в группу из Э. С. Т., в Э. С. Т. же и ушел, оставив ОБЕЛИСК без гитариста.
Произошло это не совсем вовремя. Группе необходимо было готовиться к выступлению на "Монстрах рока" в Воронеже. Срочно начались поиски нового гитариста. Три первые кандидатуры не прошли.
"Я пробовал несколько человек, которые сразу пришли в голову. Думал взять обратно Михаила Светлова, встретились, поиграли на отвлеченные темы. Ничего не получилось".
Четвертым оказался Игорь Жирнов из ДЖОКЕРА. После прослушивания вопрос был решен положительно. За две недели до фестиваля начались репетиции.
"Пока у меня одни положительные эмоции. Думаю, у Игоря тоже. Он прекрасно подошел к ОБЕЛИСКУ. До него я пробовал говорить с несколькими музыкантами, без музыкальных проб. И обламывался сразу. Но на этот раз все прошло прекрасно. К Воронежу мы подготовили пять новых вещей и кое-какие старые боевики".
Альбом ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА будет называться "Еще Один День" и он должен выйти уже в ближайшие месяцы.
"Zarraza" №6'1992
ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК - "Еще Один День"
Толику с командой в очередной раз удалось поразить привычную ко всему тяжёлую общественность. При первом же прослушивании альбома убивает наповал мощь и наполненность звучания. Чистота записи доведена до предела, на что музыкантам пришлось потратить немало времени. Нельзя не отметить профессионализм их продюсера Е. Чайко. Определённо, такого качества звука в Союзе не достигал ещё никто. При сравнении с 91-й МЕТАЛЛИКОЙ этот альбом по саунду ни в чём ей не уступает.
Снова проявив экспрессивность своей натуры, Крупнов (не желая спекулировать на популярности "Стены" - предыдущей работы ОБЕЛИСКА) представляет на суд слушателей принципиально новую работу (песня "Игрок" (альбом "Стена") единственная как бы предваряет появление этой пластинки).
Совершенно различные по духу композиции (Крупнов предпочитает называть их песнями) точно составляют картину, отражённую в названии альбома "Еще Один День". Их сложно отнести к какому-либо одному стилю. Просто металлом это уже не назовёшь. Сквозь сольно-ритмические проходы, так называемый "блуждающий бас" явно напоминает о тонких джаз-роковых джунглях. В общем, музыка довольно тяжёлая и одновременно весёлая, энергичная. Местами чувствуется присутствие облагороженной панкухи. Как всегда на высоте ритм-секция. Алексис кладёт чёткий, нота в ноту, чёс в унисон с парящими короткими очередями басом и громоподобной дробью бочек Володи Ермакова. Альбом был записан уже с новым соло-гитаристом, тем не менее, соло всё равно звучит по-обелисковски свежо и мелодично.
О текстах песен говорить незачем, их надо слушать. Они довольно типичны для Крупнова и очень личностны (хотя и затрагивают вполне конкретные темы), так что каждый волен воспринимать их по-своему.
Надо сказать, что эта пластинка придётся по душе не только тем, кто "предпочитает потяжелее", но и просто любителям хорошей музыки.
"Zarraza" №7'1992
Говорит Анатолий Крупнов (ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК)
- Толик, как давно к тебе пришло решение сделать татуировки?
- Все это было решено очень давно. Мешало единственное, мне не очень нравилось то, что я видел у других. Но Крикун (мастер тату из КТР - ред.) сделал то, что меня полностью устроило.
- Ты ценишь тату чисто как произведение искусства, или это ближе к определенной идеологии?
- Меня не прикалывают монументальные произведения во всю спину типа "Три богатыря". В них есть что-то лубочное. В моих тату присутствует большой элемент символики. Они все имеют конкретный смысл.
- Тату в глазах обывателя - это чисто зековский ритуал. Что ты скажешь на этот счет?
- Зеки делают себе татуировки, в которых отражается часть их жизни, которую не вычеркнуть. У меня то же самое.
"Московский Комсомолец" 02.10.1992
"Еще Один День"
(с) ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК/Alien Records
Дождались, поздравляю! Вирус фанка, поразивший западную хэви-музыку, добрался наконец-то и до наших берегов. И хотя массовой эпидемии скорее всего не предвидится, отдельные случаи заболевания имеют место.
Внезапно поменявший музыкальную концепцию ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК выпустил насквозь трэш-фанковый альбом "Еще Один День". Отлично потрудилась вся четверка: поющий басист и главный вдохновитель Анатолий Крупнов; гитарист Игорь Жирнов, сменивший колпак ДЖОКЕРА на гранит ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА; другой гитарист Юрий Алексеев и барабанщик Владимир Ермаков.
Темы альбома проносятся буквально на одном дыхании, клокоча злобой и безудержным весельем, горькой иронией и еще Бог знает чем, что можно найти в песнях Крупнова и компании. Лирика - одна из наиболее сильных сторон творчества ОБЕЛИСКА. В полной мере это проявляется на самой, пожалуй, мрачной и гнетущей, самой длинной композиции "Война", открывающей вторую сторону.
Эмоциональное воздействие велико...
"Московский Комсомолец" 04.12.1992
Он слишком поздно завязал...
Памяти Анатолия Крупнова
Меньше месяца не дожив до своего 32-летия, ушел разносторонне одаренный человек - музыкант и актер Анатолий Крупнов. Для всех он был просто Толиком, несмотря на то, что его ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК работал на одной сцене с ACCEPT, FAITH NO MORE, сопровождал SEPULTURA в их российском турне... Два года Толик играл в ШАХЕ, его бас звучит на диске "Beware", получившем четыре звездочки из шести в металхаммеровской рецензии. Играл в театре, в пьесе "Контрабас" у Сергея Зуева. Снялся в фильме Андрея И "Научная Секция Пилотов ". Участвовал в совместном проекте с группой ВАН МОО. Для сборника, посвященного памяти Владимира Высоцкого, исполнил его песню "Про То, Что Случилось В Африке". Внес заметный вклад в творчество НЕПРИКАСАЕМЫХ. Это то, что либо уже известно, либо можно прочитать в его многочисленных интервью, услышать (теперь уже только в записи) по радио, увидеть по телевизору...
Рассказать об Анатолии Крупнове я попросил Александра Юрасова. Директор ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА), который был знаком с Крупновым 10 лет.
Он никогда ни о ком не отзывался плохо. Терпел боль, не жаловался...
Нетерпим был в мелочах. У него были "свои" вещи, предметы. Каждая вещь была выбрана с любовью - он их любил, но не берег... У него были 4 бас-гитары, и нельзя сказать, что очень уж ухоженными они выглядели, - не раз предлагали ему их продать, купить что-то другое... Ни в какую!
Он на эти четыре баса показывал и говорил: "Вон мои человеки стоят..." Но прежде всего музыкантом был. Музыкант в нем все перевешивал. И вещи, композиции рассматривал с точки зрения настроения, а не стиля. А сам как играл!.. Узнаваем был по манере: немного "сзади" играл, отставая как бы. Его часть ритм-секции была "с характером", но он всегда "работал на партнера".
Толик окончил восьмилетку по классу скрипки. С сестрой они вместе учились и играли дома, разойдясь по разным комнатам. На пианино играли по очереди: кто первый закончит - шел гулять.
Наиболее близким человеком для него была Алина, его жена: за 6 лет они узнали друг друга до мельчайших оттенков характера. Был, кстати, очень сложным человеком для родных и близких - не прощал мелочей, невнимания, требовал по максимуму с них. Для посторонних же - отличный человек!
Был очень щепетилен, у него никогда не было "звездной болезни" и излишней пафосности. Сколько раз, когда они с Алиной уходили из какого-нибудь заведения, она ждала его по полчаса в шубе у выхода и уже начинала беспокоиться, а он в это время совершал "круг почета", прощаясь со всеми. Никого не забывал. Не мог он уйти молча, внезапно, "по-английски"... Ему в любое время можно было позвонить: "Мне фигово..." - "Приезжай!" Всегда умел поддержать в трудную минуту, хотя сам в трудную минуту помощи не просил.
Очень честолюбив был. Если что-то делал, старался, чтобы лучше всех.
Что еще отличало - сидит, допустим, на студии, пора разъезжаться. Говорит: "Так, сегодня у меня троллейбусный день..." Это значит, что к себе на Юго-Запад он поедет, пере саживаясь с троллейбуса на троллейбус. "День маршрутного такси", трамвайные заморочки... Хотя есть деньги на машину! С ним интересно было гулять по Москве, а уж девушкам лучшего и пожелать трудно. Он хорошо знал историю Москвы (особенно - питейных заведений) и постоянно рассказывал что-нибудь интересное о тех местах, домах, мимо которых проходили.
Много чего у него было любимого... Напиток - 2/3 кофе, 1/3 водки - называл "Доброе утро, Толик!", без него, бывало, общаться не мог...
Толик был взрослый мальчик, и говорить о возможности окружающих удержать его от алкоголя и наркотиков - несерьезно. Но был, конечно же, использован весь спектр: ультиматумы, просьбы, угрозы... На гастролях я с ним жил в номере (я не пью вообще), и ему приходилось мириться с этим. Я не хочу переоценивать своей роли, но факт: когда он выпивал, просил "только Юрасову не говорить". Ему и врачи говорили: "Мы только твое орудие. Бросаешь ты, а мы только помощь". Толик был совершенно конкретный беспредел, он себя не щадил.
Героин употреблять он начал в марте 1996-го. Где-то написали бред о "нескольких годах" его зависимости от героина... Другое дело, что он умудрился столько его вкачать, сколько другим и за гораздо более долгую жизнь не приснится.
Диагноз в медицинском заключении о смерти - острая сердечная недостаточность. Год назад он завязал пить. Только пить, но он был такой беспредельный человек: и пил, и наркотики... В больницы по алкогольной линии он периодически ложился уже давно.
Батюшка на отпевании сказал, что Толик умер, как подобает христианину: за неделю до смерти он исповедался и причастился...
В 31 год был мудр по-настоящему, столько размышлял о жизни...
Находил общий язык со всеми; при всех своих талантах не чурался 14-15-летних фанатов. А мог сидеть, общаться с людьми, разбрасывающими пальцы, мог с интеллигентными людьми говорить... Везде он был своим.
Анатолий РЫКОВ
"Я - Молодой" №12'1997
Анатолий Крупнов - "Postальбом"
Real Records
Этой весной, в день рождения Анатолия Крупнова, появился еще один том его музыкального наследия. Как и пластинка "Чужие Песни И Несколько Своих", "Postальбом" доносит до нас реликтовые волны этого бесспорного таланта. Буквально по крупицам - фрагменты "рыб", когда-то наигранные друзьям на кухне, прописанные на студии партии бас-гитары - собраны и воссозданы последние песни. Они концептуально разбиты на два диска - композиции с первого Толя успел спеть сам. На втором за него допели друзья. И все же "Postальбом" не звучит как итог - скорее как точка пересечения творческих дорог автора. Извечная тоска и нерушимый оптимизм, резкость ощущений, предельность и искренность. Новый круг хождений по рвущимся жилам, когда всеми доступными музыкальными средствами констатируется нарастающая тревожность. Когда рев гитар, мясо ударных, истерика слова, сделавшие Крупнова кумиром конца 80-х, по-прежнему актуальны. Сорвавшиеся в вопль окончания, уэйтсовская охрипшая грусть песни "Yesterday Is Here", стихи Зинаиды Гиппиус ("Иди За Мной"), майковское настроение в "Белом Танце" - как новые грани в, казалось бы, уже известном. В каждом слоге слышен надрывный крик - крик услышанный, крик непонятый. Крик последней исповеди человека, ходившего по натянутым струнам и соскользнувшего вверх.
Лили ШЕРОЗИЯ
"Свистопляс" №2, июнь 2000
Автор: Старый Пионэр
опубликовано 18 июля 2006, 12:42