АРИЯ, часть 1 (разные издания)


АРИЯ: "Хотим вызвать светлые чувства"

На публикуемые в "АиФ" статьи о рок-музыке приходит много откликов. Но как ее противники, так и сторонники просят нас, чтобы свою точку зрения на тот или иной жанр современной музыки, на присущие ей идеи и формы высказали сами музыканты. В письмах читателей часто называются конкретные группы и имена. Сегодня мы предлагаем беседу нашего корреспондента Н. Солдатенкова с руководителем группы АРИЯ В. Векштейном.

Начнем с письма Олега Якушина из Москвы. Он пишет: "Я - поклонник "тяжелого металлического" рока, стараюсь как можно больше узнать о нем. Однако все то, что пишут об этом стиле, сводится примерно к следующему: чудовищно, отвратительно, безобразно. А недавно я побывал на концерте АРИИ и убедился, что в "хэви-метал" можно петь не только о мертвецах и убийцах, но и о мире, дружбе, о перестройке, наконец. Разве я не прав?"

- Конечно же, прав. "Хэви-метал рок" зачастую упрекают в реакционности, но виноват не жанр, а те люди, которые стоят за ним, сами музыканты. Ведь в любом жанре можно найти много отрицательного.
В репертуаре АРИИ немало песен политического, социального характера, мы стараемся в своем творчестве затронуть проблемы, волнующие молодежь, да и не только ее, - войны и мира, места человека на Земле в обществе, в жизни. Но затронуть проблему - мало, надо ее еще и донести до слушателей, заставить поверить. Для этого необходим прежде всего контакт с молодежью, умение говорить с ней на ее же языке. Это не значит наспех подстраиваться под молодежь, отдавая дань той или иной моде. Нет, наше убеждение в том, что все нужно делать искренне, не фальшивить.

- Чем, на ваш взгляд, "хэви-метал" привлекает молодежь?
- Я думаю, во-первых, своей энергией. Это жесткая музыка, она вселяет в человека силу, уверенность в себе. Во-вторых, смысловым содержанием песен. Тут нет, как, допустим, порой в эстраде, умилительных любовных переживаний, слащавых, неискренних, превратившихся в штампы. Молодые сегодня очень тонко чувствуют фальшь и не верят в такие песни. Думается неверно говорить и о том, что "хэви-метал" как музыка очень ограничена. Естественно, что каждый жанр имеет свои корни, свои каноны, по которым он развивается. И невозможно сравнивать джаз-рок с "металлом", потому что у джаз-рока совсем другая музыкальная структура, более расширенная гармонически. Повторяю, каждый жанр имеет свои особенности, присущие только ему.

- Значит, вы считаете, что критика "металла" несостоятельна?
- Чаще всего это не критика, а субъективное мнение любителей других жанров. Заранее известно, что человек, который любит джаз, будет утверждать, что эта музыка глубже "металла". А ведь это совершенно противоположные друг другу вещи - и по эмоциональному воздействию, и по восприятию. Так что разговор о "хэви-метал", как и о любой другой музыке, должны вести люди, хорошо знающие его. Разговор о творчестве той или иной группы, о ее достижениях или неудачах. А не о том, хорошая эта музыка или плохая вообще.

- Кстати, о воздействии "хэви-метал" на человека. Много раз писалось, что оно - отрицательное: возбуждает низменные инстинкты и прочее.
- Да, есть группы на Западе, которые поют о дьявольщине, о расколе мира и т. д., играют и ведут себя на сцене соответствующе. Но не надо же все обобщать. Мы выросли и живем в Советской стране, в наших композициях отражаются наша жизнь, жизнь многих других советских людей, их надежды и тревоги.
Музыка же - и не обязательно "металл" - может оказывать огромное эмоциональное воздействие. Я видел, как на вечерах органной музыки в консерватории люди плакали от восторга, вскакивали с мест.

- Концерты АРИИ тоже проходят бурно.
- Бывает, но мы не видим здесь ничего плохого. По-моему, рок-концерт и должен проходить эмоционально. Если это не так, то, значит, нет контакта со слушателями, значит - провал. Сегодня молодые приходят на концерт не только послушать музыку, но и как бы участвовать в нем. Публика, ее реакция на музыку - неотъемлемая часть сегодняшних рок-концертов.

- А как вы относитесь к аудитории АРИИ, большая часть которой - "металлисты"?
- Не согласен. Подавляющее большинство поклонников АРИИ - отнюдь не "металлисты". Хотя это и молодые люди. Но сейчас мы стараемся раздвинуть возрастные рамки, хотим, чтобы нас слушали и люди постарше.
Что же касается "металлистов", то было бы неверным считать, что музыка "хэви-метал" налагает на ребят какой-то отпечаток непорядочности, неполноценности и т. д. Есть, конечно, исключения, но их - единицы.

- У АРИИ и других "металлических" групп много довольно необычного для нашей сцены: одежда музыкантов, позы, прически...
- Все это - атрибутика жанра. К тому же, мы стремимся, чтобы каждый музыкант АРИИ имел свой образ на сцене, чтобы каждый нес определенную смысловую нагрузку. Кстати, отсюда и название группы: каждая композиция - это мини-спектакль. А раз это спектакль, то должны быть и актеры.

- Некоторые упрекают АРИЮ в том, что она копирует ЭКСЕПТ.
- Нет, это не так. Хотя, конечно, некоторая похожесть, может быть, и существует, но это происходит оттого, что мы работаем в одном жанре. Но ни о каком копировании нет и речи, да и не можем мы быть похожи, ведь АРИЯ поет совсем о другом. Замечу в заключение, что даже трудно предположить, сколько можно сделать в "хэви-метал", причем затронуть не низменные, а самые светлые чувства, героические и патриотические. Ведь у каждого подростка есть душа. Надо только найти путь к ней.

"Аргументы и Факты" №1'1988


Ария без оперы

До чего же все быстро меняется. Вот еще недавно напишешь положительную статью о "хэви-метл" - чуть ли не поступок совершишь! А сейчас так бедных "металлистов" заездили средства массовой информации, что дальше уж некуда. Да и "металлических" групп развелось - и не со-счи-та-ешь...

Помню, года три назад дебютировала в столичном ДК МАИ неизвестная группа с камерным названием АРИЯ. Народ собрался, пяток пионеров "металлизма" пришел... В воздухе носился неуловимый запах скандала. Выходят ребята на сцену - в красивых костюмах, волосатые и... ка-а-ак дали жару. Словом, зал "завелся" на полную катушку. Шокировали, слов нет. Понравилось? Трудно сказать, но что-то новое, свежее, самоуверенное в этой музыке было. Энергия захлестывала зал, и в музыке чувствовался "стержень"... Помню озабоченные лица комсомольских работников и милиционеров, разговоры после концерта. Один из именитых рокеров тогда сказал мне тоном мэтра: АРИЯ - это мертворожденный ребенок. С такой музыкой у нас выступать (имелись в виду загранпоездки, записи на "Мелодии" и ЦТ - Е. Ф.) невозможно. Пусть, конечно, порезвятся, а потом сам увидишь..."

И АРИЯ порезвилась. Блестящие выступления на "Рок-Панорамах-86, 87", на фестивалях в Вильнюсе, Новороссийске и других городах. Постоянные гастроли и неизменные аншлаги, первые места в хит-парадах молодежных газет...

Впрочем, поначалу газеты дали по АРИИ залп критических материалов, написанных в "лучших традициях": что это за песни, если у музыкантов такие волосы; что это за тексты, если исполнители выходят на сцену в кроссовках... И, конечно, "сатанинские ритмы", "удушающие дымы"...

АРИЯ сегодня - одна из самых популярных групп, исполняющих "хэви-метл". На фирме "Мелодия" после многомесячного ожидания наконец-то вышел первый долгоиграющий диск группы. Посмотрим, в каком количестве он поступит в продажу... Впрочем, записи АРИИ уже сейчас есть у многих любителей "металла": три магнитофонных альбома группы - "Мания Величия" (85 г.), "С Кем Ты?" (86 г.). "Герой Асфальта" (87 г.) - гуляют по стране, вербуя в поклонники группы все новых и новых слушателей.

Со временем менялись стиль и состав АРИИ, песни становились сложнее, тексты - глубже. В нынешней АРИИ - сильные профессиональные музыканты: Владимир Холстинин (гитара), Виталий Дубинин (бас-гитара), Сергей Маврин (гитара), Максим Удалов (ударные) и Валерий Кипелов (вокал). Автор стихов самых известных боевиков группы - московская поэтесса Маргарита Пушкина. Руководит АРИЕЙ Виктор Векштейн.

Любопытно, что в последнее время группа работает в неизменном тандеме с еще одной "металлической" командой, выступавшей до недавнего времени под названием РАУНД. Однако в данном случае суть не в названии. В этой группе солирует Антонина Жмакова - пожалуй, самая яркая и самая интересная представительница прекрасного пола в "тяжелом" роке...

Я неоднократно был свидетелем, как многотысячный зал, словно один человек, подхватывал припевы таких антивоенных песен АРИИ как "Баллада О Древнерусском Воине", "Воля И Разум". Потому что главное в творчестве АРИИ - искренность и бескомпромиссность. Впрочем, как и во всем настоящем "металле"...

Евгений ФЕДОРОВ
фото Евгения МАТВЕЕВА

"Смена" №23(1477), декабрь 1988



АРИЯ

Одними из первых в нашей стране музыканты АРИИ начали исполнять с профессиональной сцены "металлический рок". Причем на таком уровне, что в официальных инстанциях вопросов не возникало.

Создана АРИЯ Виктором Векштейном в 1986 году. "Хэви-метал - жесткая музыка, она вселяет в человека силу, уверенность в себе, - говорит Векштейн. - В наших композициях - наша жизнь повседневность, сегодняшние надежды и тревоги". В том же году АРИЯ получила боевое крещение на фестивале "Литуаника". В международной программе "Мелодии Друзей-87", которая по традиции проходила в Вильнюсе, Риге, Ленинграде и Москве, музыкантам было поручено представлять Советский Союз, и они с поручением справились успешно. Выступления АРИИ сопровождаются аншлагами даже после того, как часть музыкантов ушла из группы. Нынешний состав выглядит так: Владимир Холстинин (гитара), Сергеи Маврин (гитара), Виталий Дубинин (вокал, бас-гитара), Валерий Кипелов (вокал), Максим Удалов (ударные).

Магнитоальбомы: "Мания Величия" (1986), "С Кем Ты?" (1986), "Герой Асфальта" (1987).

"Парус" №12'1988


АРИЯ едина!

Чecтнo признаться, "Звуковая Дорожка" перед АРИЕЙ в долгу. Уже больше четырех лет этот популярный московский коллектив работает в полную силу (о чем, кстати, свидетельствует и хит-парад "ЗД"), а на наших страницах так и не появилось ни одной статьи. В начале февраля группа АРИЯ приняла участие в концертах, устроенных "ЗД", и появилась, наконец, прекрасная возможность искупить свою вину. В наших архивах за прошедшие четыре года скопилось огромное количество информации, уместить всю ее в размер газетной публикации будет, наверное, нереально. Поэтому при подготовке этой статьи автор исходил из такого положения - как можно подробнее осветить историю группы и дать суждения участников группы по наиболее горячим ее моментам. В связи с этим Владимир Холстинин и Виталий Дубинин дали "ЗД" обширное интервью, фрагменты из которого и будут использованы ниже.

А теперь вернемся к истокам. Свое начало АРИЯ берет в популярном в прошлом десятилетии ВИА ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, бессменным руководителем которого был Виктор Яковлевич Векштейн. Однако времена меняются, и "жить" под старой вывеской становилось все труднее. Оригинальные ПОЮЩИЕ СЕРДЦА тысячу раз были переформированы, и к тому моменту, когда туда попали работать музыканты, создавшие АРИЮ, ПОЮЩИЕ СЕРДЦА представляли из себя плохо организованный коллектив, толком не знающий, чем заняться. Обильные слухи о создании на базе ПОЮЩИХ СЕРДЕЦ новой группы бродили по городу, и это привлекало туда настоящих рок-музыкантов, которые в те тяжелые времена не прочь были уйти под солидную "крышу" - положить свои трудовые книжки в одну из филармоний. В пестром сообществе В. Векштейна проходили такие музыканты, как гитарист Сергей Потемкин (позднее АЛЬФА), басист Виталий Дубинин, вокалист Николай Носков (сегодня ПАРК ГОРЬКОГО). Свежие силы странным образом сочетались с "пережиточной" духовой секцией и непонятным любовно-псевдопатриотическим репертуаром. Концертирование по "селам и весям" не способствовало созданию новой идеи, и поэтому не удивительно, что она появилась частным образом.

"Все начали мы с Аликом Грановским в 1985 году, - вспоминает Владимир Холстинин. - Это должна была быть фонограмма, не имеющая никакого сценического продолжения, просто студийный проект. Было, конечно, подсознательное желание все это вынести на сцену, но мы старались об этом не думать - перестройка еще не началась, и надеяться было не на кого. Закончили все песни к апрелю месяцу, и я устроился работать в Москонцерт, на место Потемкина. А за день до меня оттуда ушел Носков, и на его место взяли Кипелова. Валере наша идея понравилась, и он согласился нам помочь. В итоге пришли еще клавишник Кирилл Покровский и ударник Александр Львов. И к осени мы записали альбом "Мания Величия". И тут совершенно неожиданно Векштейн развил очень бурную деятельность и предложил все реализовать. Для этого мы взяли себе еще двух музыкантов: гитариста Андрея Большакова и ударника Игоря Молчанова".

Прервем ненадолго Владимира и дополним его рассказ некоторыми деталями. Дебютная фонограмма АРИИ (так группа стала называться с ноября 1985 года) была закончена в октябре месяце. Она содержала такие успешные номера, как "Тореро", "Волонтер", "Вокруг Света За 20 Минут" и другие. Музыканты, собравшиеся в АРИИ, отнюдь не были новичками и имели уже солидный сценический опыт. Грановский и Молчанов пришли из АЛЬФЫ, Большаков - из ЗИГЗАГА, Покровский - из московского НАУТИЛУСА. Владимир Холстинин начинал в группе ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ (1976-1981 гг.), а с февраля 1983 года с Сарычевым работал в АЛЬФЕ. Валерий Кипелов пел в любительских рок-группах с 1973 года, перед АРИЕЙ работал в ВИА ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ, откуда в феврале 1985 года и был приглашен в ПОЮЩИЕ СЕРДЦА.

"В таком составе мы дали свой дебютный концерт в ДК МАИ 5 февраля 1986 года на концерте "ЗД". Саша Львов некоторое время спустя работал в АРИИ вторым ударником, потом звукооператором, но в итоге ушел и сейчас играет в ПАРКЕ ГОРЬКОГО. Кстати, наш первый концерт в ДК МАИ организовывал как раз "Московский Комсомолец". Зал разделился на два лагеря, что меня очень обрадовало. Одни говорили, что все это не что иное, как преступление против искусства, другие утверждали, что это контрпропаганда и именно такая группа сейчас нужна. Скандал был огромный, и, на наше счастье, у нас оказалось очень много друзей, и они помогли нам выстоять. Дело дошло до того, что на "Рок-Панораме-86" разделились даже музыканты. Антиверсия была такова: вот из-за таких у нас и давят рок-музыку. Убрать их, и все будет в порядке. Появились совсем уж неожиданные проблемы. Поэты отказывались с нами сотрудничать. "Это все в корзину, - говорили они, - все, что мы вам напишем, это никуда не пойдет. Будете играть только друг для друга и для своих друзей". Только Саша Елин откликнулся и написал для нас почти все тексты".

"Рок-Панорама-86" состоялась в начале мая, и АРИЯ стала лауреатом этого фестиваля. Позднее с записью фестиваля вышло целых две пластинки, но АРИИ там не оказалось. Тем временем АРИЯ стремительно шла вверх. В том же мае она отправляется в Вильнюс, где принимает участие в не менее солидном рок-форуме под названием "Литуаника-86". Оттуда АРИЯ привезла приз за профессионализм исполнения.

Дебютная фонограмма вызвала в стране огромный резонанс, запись очень быстро расходилась. АРИЯ была снята телевидением на "Рок-Панораме-86" и впервые промелькнула на экране в одном из выпусков передачи "Мир и молодежь". Группой интересовались, и некоторые из композиций вскоре зазвучали по радиостанции "Юность". Одна интересная деталь - несмотря на растущую популярность среди молодежи, АРИЯ за все время своего существования так ни разу и не выступила с сольными концертами в Ленинграде...

Во время записи "Мании Величия" все композиции были написаны Холстининым и Грановским, теперь акцент сместился в сторону тандема Грановский - Большаков. Именно этими музыкантами и были созваны практически все номера, вошедшие в альбом "С Кем Ты?". Запись появилась в ноябре 1986 года и продемонстрировала новый курс АРИИ на более динамичные, жесткие структуры. Именно эти внутренние противоречия стали одной из причин того, что к концу года коллектив распался на два лагеря, и в итоге после нескольких попыток прийти к общему знаменателю в конце января следующего года после очень удачных выступлений в зале "Дружба" АРИЯ раскололась. Четыре музыканта ушли и создали МАСТЕРА, чтобы продолжить работу в прежнем направлении, а гитарист Владимир Холстинин и вокалист Валерий Кипелов решили вернуться к первоначальной стилистике.

Владимир Холстинин привлек к сотрудничеству своего старого друга Виталия Дубинина, с которым долгое время работал в группах ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ и АЛЬФА. Они стали ядром нового коллектива, к которому вскоре присоединились гитарист Сергей Маврин и ударник Максим Удалов, оба в свое время работавшие в ЧЕРНОМ КОФЕ и МЕТАЛЛАККОРДЕ. Начались репетиции.

"Дальше так работать было нельзя, - комментирует прошедшие события Владимир Холстинин, - все равно мы бы жили как кошка с собакой. Андрея привлекала более трэшевая музыка, я тяготел к первому альбому. Поэтому мы расстались. Взяли новых музыкантов, клавишника снова брать не стали, он в принципе играл в нашей музыке вспомогательную роль, и мы решили, что впятером нам будет проще. Пять - хорошая цифра, это как кулак. Мне всегда хотелось сделать группу, в которой не будет явного лидера на сцене".

Первоочередной задачей было записать как можно быстрее третий альбом. Первой песней, которую сделал новый состав, стал номер "Дай Руку Мне", записанный практически сразу же после распада, в январе. Этой песни нет на вышедшем позднее альбоме фирмы "Мелодия" именно по этой же причине. Когда встал вопрос о том, какую песню убрать (все, к сожалению, не вмещались), решили написать самую старую...

Сессии звукозаписи прерывались гастролями. АРИЯ отработала на "Рок-Панораме-87" и на фестивале в Новороссийске, где получила три главных приза и очень забавную награду - "Приз милицейских симпатий". Запись магнитофонного альбома "Герой Асфальта" была закончена в сентябре. Альбом получился отличным - очень плотный по звучанию, с сильной мелодикой, с хорошими текстами. Тем более странной кажется запись этого же альбома, выпущенного фирмой "Мелодия".

"Магнитофонную запись микшировали мы сами, но на "Мелодии" решили сделать новый микс и дали нам на это два дня, то есть четыре смены. За пульт сел штатный режиссер, и все - руку не дали протянуть. Ну а то, что намикшировал этот "профессионал", налицо - у них на "Мелодии" просто каменный век. Никакого представления о микшировании "металлической" музыки. Они провалили начисто все гитары, отсюда полное отсутствие "драйва". Правда, ударные звучат на пластинке чуть лучше, но это слишком дорогой компромисс..."

Тексты для третьего альбома писала Маргарита Пушкина. В итоге на этом альбоме не осталось ни одной "плакатной" песни, а упор был сделан на "песню-историю", что в значительной степени удалось.

АРИЯ, решив все проблемы с записью, возобновила гастрольную деятельность и 15 января 1988 года совершила свою первую заграничную поездку - на фестиваль "Рок в борьбе за мир" в Берлин, дала там три концерта и спустя несколько месяцев получила приглашение выступить 23 июня на фестивале "Дни стены".

"Реакция публики была просто неожиданной. К нам подошел парень из западногерманской технической группы и сказал: "Сегодня я видел советский АЙРОН МЭЙДЕН, а вчера по телевизору - подписание договора о ликвидации ракет средней дальности. Похоже, в вашей стране действительно что-то сдвинулось". А непосредственно перед нашим выходом на сцену ведущий объявил: "А теперь "хэви-метал" из Москвы!" И сто двадцать тысяч народа начинают хохотать. До нас у них были АВТОГРАФ и МАШИНА ВРЕМЕНИ, и они решили, что и это такой же "хэви-метал". Да еще фонограмма началась вступительная - "Санта Лючия"... Но кончилось все здорово!

Самое интересное во всем этом, что обе поездки в ГДР были проведены благодаря инициативе самих музыкантов, при полном отсутствии какой-либо поддержки со стороны менеджмента. Назревал новый конфликт.

"От Векштейна мы решили уйти еще в Болгарии, - вспоминает Виталий Дубинин, - в августе мы дали там десять концертов за две недели. В Москве такие номера уже не проходят. И тут неожиданно Векштейн стал говорить, что надо менять музыку, что наша музыка - это 83-й год. Начались конфликты. Первым ушел Максим Удалов".

После этого группа стала искать нового ударника и вскоре нашла его в лице Александра Манякина (экс-КИНЕМАТОГРАФ). Группа подготовила новую программу, провела несколько поездок...

"Мы с Холстининым сказали, что уходим и, если остальные уйдут с нами, мы будем счастливы. Если нет, то будем искать людей на вакантные места. К нашей радости, все сразу согласились с решением уйти, Векштейн был поставлен в известность, изложили все свои требования, но это долгая история, это надо отдельную статью писать "Почему мы ушли от Векштейна?" на два разворота. "Ладно, - сказал Виктор Яковлевич, - но называйтесь по-другому". Но об этом не могло быть и речи... На этот раз, в отличие от ситуации с МАСТЕРОМ, мы уходили все и забирали весь репертуар. Позже Векштейн решил, что он будет называться АРИЯ-88, но это его проблемы, мы запишем альбом, и пусть ребята сами разберутся, кто есть кто. Кстати, Векштейн пригласил пару музыкантов из бывшего РАУНДА, и они сейчас у него репетируют под условным названием АРИЯ.

В итоге по радио как-то передали, что Виктор Яковлевич Векштейн ушел из АРИИ. Надо думать, вместе с материальной базой и штатным расписанием...

А пока АРИЯ заканчивает работу над новой программой. К сожалению, работа над ней из-за описываемых событий затянулась - последнее время группе попросту негде было репетировать.

"Мы чувствуем большую вину перед ребятами, оттого что не выпустили альбом в этом году. Но он должен обязательно выйти 1 апреля (просьба не обращать внимания на дату)".

И последний вопрос: виделись ли вы с МАСТЕРОМ? "Да, мы по-прежнему друзья. И хотим в ближайшее время на одном из концертов выйти на сцену двумя составами и сыграть на бис "Волю И Разум".

Алексей СИДОРОВ
"Московский Комсомолец" 17.03.1989



Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 15 декабря 2004, 17:18
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАРИЯ - "Феникс"Валерия Соколовская07.10.2011
РецензииАРИЯ - "Через Все Времена"Олег Гальченко02.04.2015
СтатьиФениксы прилетели (АРИЯ в ЦКИ НАУ, Киев, 04.11.2011)Валерия Соколовская09.11.2011
АрхивАРИЯ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр08.02.2008
ФорумКоцерт групы "Ария" во Львовеfree life17.09.2004

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 6 / 0.013